Литературный онлайн-портрет «Перечитывая Бомарше»

«Слушай, брат Сальери,
Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти „Женитьбу Фигаро“».
А.С.Пушкин

24 января 2022 года исполняется 290 лет со дня рождения французского драматурга Пьера Огюстена Карона де Бомарше (1732-1799).

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня наше мероприятие посвящено 290-летию со дня рождения  Пьера Огюстена Карона де Бомарше.                                                                                           

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (1732–1799) — выдающийся французский драматург и публицист XVIII века. Написанные им пьесы вошли в золотой фонд французской классики. Получил всемирную известность благодаря трилогии о неунывающем цирюльнике Фигаро.

Пьер Бомарше, биография которого имеет много общего с историей Фигаро, прожил весьма насыщенную жизнь.

Бомарше был одним из самых ярких представителей своей эпохи, возможно, даже более ярким, чем она сама. Его судьба —  цепь головокружительных взлетов и стремительных падений,  стала почти зеркальным отражением политической биографии Франции второй половины XVIII века и, вместе с тем, удивительно напоминает судьбу главного из вымышленных им героев — проходимца и балагура, неизменного любимца театральной публики, Фигаро. «Услужливый, живой, Подобный своему чудесному герою, Веселый Бомарше блеснул перед тобою».  Так описал великого драматурга А. Пушкин («К вельможе»), не случайно выделив в нем именно те черты, которые преобладают среди других, составляют природу его одаренности, а именно, удивительную живость его характера, поистине фантастическую изобретательность, которая при любых обстоятельствах позволяла ему не терять присутствия духа, находить выход из всех ситуаций, которыми щедро наградила  жизненный путь Бомарше его капризная судьба. «Шипучий, как шампанское», — метафора, через которую характеризует Бомарше Герцен, чрезвычайно удачно и лаконично дорисовывает в воображении образ человека, имя которого вошло в память потомков, составило эпоху в жизни театра, мировую славу и предмет национальной гордости Франции.

Пьер Огюстен Карон де Бомарше родился в Париже на улице Сен-Дени 24 января 1732 г. Мальчик появился на свет в семье часовых дел мастера Андре Карона. Этот достаточно уважаемый мастер отличался чувствительной натурой и склонностью к чтению литературы,  заботился как о содержании семьи, так и о приличном воспитания своих потомков. Посещение церкви было обязательным. Опоздание сразу же каралось штрафом, который брался из суммы, которую старый Карон ежемесячно выдавал детям на лакомство. Некоторое время маленький Бомарше даже ходил в школу, на которую его отец, впрочем, не возлагал особых надежд, поскольку судьба его сына была уже определена: он должен был занять место помощника в его мастерской.

Бомарше вполне овладел премудростями отцовского дела, однако вряд ли получал от него удовольствие.

В довольно сомнительной компании, которой окружил себя Бомарше, было немало представительниц противоположного пола, которым он сочинял неприхотливые по содержанию и форме стихи. Все это продолжалось довольно долго, но, в конце концов, терпение старого Карона лопнуло, и после очередной ссоры он выставил сына за порог и разрешил вернуться домой только после того, как восемнадцатилетний Бомарше дал письменное обязательство заниматься ремеслом часовщика.

Через три года  никому не известный юноша, достиг вершин профессионального мастерства и прославился как изобретатель. Сначала это дело получило довольно неожиданный оборот. В сентябре 1753 г.  знаменитый часовщик Лепот опубликовал в газете «Меркюр» сообщение о сделанном им важном усовершенствовании часового механизма. Двумя месяцами ранее своей радостью по поводу аналогичного открытия, конечно, при условии сохранения его в полной тайне, поделился не кто иной, как Пьер Огюстен Карон-младший. Дело дошло до суда, и на этот раз справедливость восторжествовала. Решением Академии наук авторство изобретения определялось за Кароном. Шум, который поднялся вокруг этой скандальной истории, сообразительный Карон- младший мгновенно использовал для достижения своих далеко идущих планов. Появившись однажды в Версале, он вполне серьезно читает лекцию королю и его окружению о преимуществах изобретенного им часового механизма. Кроме того, прекрасно осознавая, что теория должна быть подкреплена практикой, мсье изобретатель вручает фаворитке короля, мадам де Помпадур, небольшой подарочек в виде часиков, встроенных в кольцо. Естественно, что подобные мелочи сразу же изъявили желание иметь у себя Людовик XV и половина его двора. Карон старался, и изысканности его фантазии в это время не было предела: вельможной дочери короля, принцессе Виктории, например, были явлены часы с двойным стеклом, через которое стрелки было видно со всех сторон. Как комично не выглядели со стороны откровенные попытки Карона втереться в круг внимания славной королевской семьи, он получил, что хотел: место придворного часовщика и славу непревзойденного мастера в своем деле.

«Как только Бомарше появился в Версале, — пишет его биограф Годен — женщины были поражены его высоким ростом, телосложением, правильными чертами его свежего и выразительного лица, его уверенным взглядом … наконец тем пылом, с которым он смотрел на женщин «. Было бы странным, если бы Бомарше этим не воспользовался. Урожденная Обертон, Мария Мадлена Франке была женщиной лет тридцати пяти, которую можно было бы назвать красавицей, если бы в данном случае это имело какое-то значение. Должность ее мужа, что-то вроде контролера при королевской кухне, Карон, возможно, и не считал лучшей из тех находок, которые могли ждать его в Версале, но все же это было нечто большее, чем его собственная должность. Старый Франке согласился передать ему свое место в обмен на ренту, которую ему, в свою очередь, согласился выплачивать проходимец Карон. Через полгода Франке умер, и в том же 1756 г.  Карон женился на его безутешной вдове, Марии Обертон.

Так как жене принадлежало небольшое поместье, называвшееся «Бомарше», то он присоединил наименование этого поместья к своей фамилии Карон и стал подписываться «Карон де Бомарше».

Все же Бомарше не смог воспользоваться в полной мере теми возможностями, которые потенциально открывал перед ним этот брак. В 1758 году жена скоропостижно скончалась,  и все наследство перешло в руки ее родных. По Франции поползли слухи, что причиной внезапной смерти 35-летней женщины стал яд.

Прошло совсем немного времени, и в Версале снова заговорили о Бомарше, на этот раз — как о непревзойденном арфисте. «Старый Карон ошибался, когда писал сыну, что его погубит увлечение музыкой, — справедливо замечает по этому поводу биограф Бомарше М. Барро. — Бомарше так очаровал принцесс своей игрой на арфе, что  они сразу же изъявили желание учиться игре на этом инструменте, а Бомарше иметь своим учителем «. При королевском дворе по инициативе Бомарше устраивались регулярные концерты, конечно, в присутствии короля и его ближайшего окружения. Кривая славы Бомарше снова уверенно поползла вверх, и он ждал возможность снова занять завоеванные позиции при дворе.

Богатейший финансист Пари Дюверни имел большие проблемы с офицерской школой, в которую он вложил огромные деньги, и которая никак не могла получить официального признания. Дело было за малым: школу должна была осчастливить своими личными посещениями королевская персона. Единственная загвоздка состояла в том, чтобы найти человека, который бы взялся это устроить. И он его нашел. Благодарность Дюверне не имела границ, поэтому неудивительно, что вскоре финансовое состояние Бомарше значительно улучшилось. Первый банкир Франции, по словам Бомарше, помогал ему не только кредитами, но и своим опытом ведения дел, который, надо полагать, стоил никак не меньше. Деньги — вот что могло стать залогом успешного продвижения по карьерной лестнице.                       


Жозеф Пари-Дюверни, познакомивший Бомарше с миром финансов.

Государственные должности разных рангов во Франции XVIII в. были предметом купли-продажи. Бомарше купил себе должность секретаря его величества. Не говоря уже о других прелестях, эта должность автоматически поднимала Бомарше к так страстно желанному им дворянскому титулу.

Но это было только начало, поскольку карьерные соображения Бомарше простирались гораздо дальше.

Должность главного надзирателя вод и лесов Франции, которую смерть ее владельца сделала вакантной, была, исходя из упомянутых соображений, лакомым кусочком, но Бомарше был не единственный, кто претендовал на нее. Это дело он проиграл, но вскоре все же сумел проникнуть в высшие эшелоны французской аристократии. Должность, которую он купил, называлась — генерал-лейтенант королевской охоты в Лаврской местности. Ее он занимал c 1763 г. по 1774 г. Бомарше посетил Испанию, где устроил семейные дела своей сестры. И хотя визит был вполне частный, Бомарше можно было увидеть среди членов испанского правительства, которых он искушал грандиозными финансовыми проектами.

Второй брак Бомарше оказался очень похожим на первый. Вновь невестой Пьера-Огюстена стала богатая вдова. Опять супруга Бомарше умерла через 2 года после свадьбы, не дожив до 40-летия. Женевьев Мадлен Левёк успела родить начинающему литератору сына и дочь, имя которой Пьер-Огюстен увековечил в своей ранней пьесе «Евгения». Однако оба ребенка драматурга от второй супруги умерли юными. Печальная слава Бомарше как отравителя нашла отражение в маленькой трагедии Александра Пушкина «Моцарт и Сальери». Вольфганг Амадей интересуется у Антонио, действительно ли автор «Тарара» «кого-то отравил».

То обстоятельство, что после серии блестящих финансовых операций Бомарше пытался найти себя на литературной арене, не должно удивлять. В семье Карон процветало повальное увлечение литературой. Еще во время пребывания на должности  королевского секретаря Бомарше написал пьесу «Оптимизм»,  которая стала своеобразным откликом на вольтеровскую повесть «Кандин, или Оптимизм». Очевидно,  в Испании к Бомарше пришла мысль попробовать свои силы в драматургии, в частности в жанре драмы, или «слезной комедии», как тогда ее называли, и которая входила в моду.

Противоречие между литературным творчеством и жизнью окрашивает также первые драматургические опыты  Бомарше – мещанские драмы «Евгения» (1767) и «Два друга» (1770). В этих пьесах будущий великий комедиограф еще полностью стоит на платформе Дидро. Печатному изданию «Евгении» он предпослал обширное теоретическое предисловие, озаглавленное «Опыт о серьезном драматическом жанре». Здесь он изложил заимствованную у Дидро теорию «серьезного жанра». Защищая «серьезный жанр», он настаивал на изображении ситуаций, взятых из обыденной жизни, на простоте и естественности диалога, а также на писании пьес прозой. При этом он ставил «серьезный жанр» выше трагедии и комедии. В драме «Два друга, или Лионский купец»  прославляются благородные самоотверженные чувства, которые приходят героям на помощь в серьезных жизненных испытаниях.

Комедий Бомарше написал мало: всего две из общего количества пьес, составляющих его драматургическое наследие.

Эти две комедии называются «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро». Нет сейчас в мире ни одного грамотного человека, которому были бы неизвестны эти жемчужины мировой комедийной классики.

Популярность двух названных комедий Бомарше основана на том, что они написаны необычайно живо, весело, остроумно, занимательно.

Пьеса «Севильский цирюльник» имеет длинную творческую историю. Но после многих изменений она была сочувственно встречена Вольтером и  Дидро.                     

«Севильский цирюльник» сразу вошел во Франции в золотой фонд классического репертуара и остается в нем до сего дня.

В России «Севильский цирюльник» был впервые поставлен в Москве, в Петровском театре Маддокса, в 1782 году.

По своей фабуле «Севильский цирюльник» не представлял ничего нового. История того, как молодой ветреник влюбляется в красивую девушку, живущую в доме ревнивого опекуна, который хочет на ней жениться, и как этот ветреный юноша при помощи ловкого слуги отбивает девушку у опекуна и сам на ней женится, многократно разрабатывалась в театре разных стран. Но если банален сюжет «Севильского цирюльника», то образы его оригинальны.

Ребята, вы, конечно знакомы с этим произведением?

Предлагаем вам принять участие в викторине.

ВИКТОРИНА  «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность».

«Безумный день, или Женитьба Фигаро» — шедевр сценического искусства и общественно-политический акт, настоящая исповедь Бомарше.

 Недаром Людовик XVI, прочитав в 1782 году рукопись комедии, запретил ставить ее на сцене: «Если быть последовательным, то чтобы позволить постановку этой пьесы, нужно разрушить Бастилию. Этот человек издевается над всем, что следует уважать в государстве». Бомарше прекрасно понимал, что причины запрета его пьесы были чисто политическими. Однако сам драматург, неофициально занимал пост министра и решал важные государственные дела, требования правительства, поэтому, несмотря на заявление короля, победу все же одержал он.

Несмотря на многочисленные цензурные препоны, пьеса пробила себе путь на сцену. Первое представление комедии состоялась в придворном театре в 1783 году, а 27 апреля 1784 пьеса впервые была представлена широкой публике. Новую пьесу Бомарше сопровождал грандиозный триумф. Она стала пиком популярности Бомарше. Кроме того, комедия была предвестницей революции 1789 года. Наполеон назвал пьесу «революцией в действии».

Ребята, предлагаем вам принять участие викторине.

ВИКТОРИНА по комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

Бесценные кадры из спектакля.

А сейчас, воспользовавшись ссылкой, вы можете посмотреть спектакль Театра сатиры «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1973 год).

https://www.youtube.com/watch?v=S7E73N71eFY

После постановки «Женитьбы Фигаро» Бомарше почил на лаврах. Последние годы перед революцией он не написал почти ничего нового и занимался главным образом коммерцией и предпринимательской деятельностью.

8 марта 1786 года писатель узаконил отношения с Марией Терезой де Виллер-Мавлаз, с которой у Пьер-Огюстена еще в 1777-м родилась дочь Амели-Эжени. Единственная наследница литератора еще при жизни отца подарила ему внучку Пальмиру.


                                Резиденция 1776–1788 годов и штаб-квартира компании Бомарше.

             Жан-Батист-Франсуа Женильон: дом Бомарше, построенный в 1788 году, и Бастилия.

Все, что Бомарше напишет и сделает дальше, будет, как это ни прискорбно признавать, уже отсчетом на спад.

Драматург живо интересовался проблемой реформы оперы и пытался найти приемы, с помощью которых можно было бы передать философское содержание пьесы на языке музыки. В доказательство правильности своей теории он написал либретто к философской опере «Тарар» (1787 год.), музыку к которой создал сам А. Сальери.

Годы революции (1789-1794) стали тяжелым испытанием для драматурга, он стремительно терял популярность. Пытаясь реабилитироваться в глазах вчерашних поклонников, он создал пьесу «Преступная мать, или Второй Тартюф», которая стала третьей, заключительной частью драматической трилогии о Фигаро. 6 июня 1792 пьеса была поставлена в театре. Реакция зрителей на нее была более, чем прохладной.

Самому драматургу все время угрожал арест и смертный приговор. Чтобы смягчить свое положение, Бомарше предлагал восставшей Франции свои услуги и брался закупить и перевезти на родину из Голландии крупную партию ружей. Однако его афера провалилась. В Париже Конвент объявил его государственным преступником, ему грозил эшафот. Бомарше бежал в Англию. Его жена и дочь были арестованы, все имущество конфисковано. В Париж Бомарше вернулся только после завершения революции почти нищим.

Ночью 18 мая 1799 г., через три года после своего возвращения на родину, сердце Бомарше остановилось. Враги драматурга распустят слухи о том, что Бомарше отравился. Конечно, это была неправда.


Памятник Бомарше в Париже

На сюжеты пьес Бомарше написали оперы В. А. Моцарт («Женитьба Фигаро» 1786), Дж. Россини («Севильский цирюльник», 1816).

Мы помним цитаты из его произведений и высказывания.

«Жить – это бороться; бороться – это жить».

«Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно».

«Обладание всякого рода благами — это еще не все. Получать наслаждение от обладания ими — вот в чем состоит счастье».

«Умение мужественно преодолевать самого себя – вот что всегда казалось мне одним из самых величайших достижений, которыми может гордиться разумный человек».

Давайте соберём пазл, и вы увидите портрет этого замечательного драматурга.

А сейчас, ребята, мы предлагаем вам принять участие в викторине.

ВИКТОРИНА «Пьер Бомарше».

А сейчас, воспользовавшись ссылкой, вы можете посмотреть видеоролик «Творчество Пьера Огюстена Карона де Бомарше. Трилогия о Фигаро».

Биография драматурга легла в основу книги Лиона Фейхтвангера «Лисы в винограднике» («Оружие для Америки») и нескольких фильмов. Наиболее известна картина Эдуара Молинара «Безрассудный Бомарше» 1996 года, в которой роль литератора-авантюриста исполнил Фабрис Лукини.

Смотрите кадры из этого фильма.

Бомарше остается одним из самых популярных авторов в мире. Пьесы Бомарше переведены на все основные живые языки и часто исполняются на мировых сценах. Произведения этого автора и сегодня весьма актуальны.

В фонде нашей библиотеки имеются книги этого выдающегося французского  литератора.

Смотрите книжную галерею «Творческое наследие Бомарше».

Итак, Бомарше.

Нет, не так. БОМАРШЕ !!!

Ибо характеристику А.С. Пушкина невозможно оспорить!

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Всего вам доброго, мы ждём вас в нашей библиотеке.

Мероприятие подготовила библиотекарь 1 категории Кузьмич Светлана Ивановна.