Художественное онлайн-досье «Мавринские сказки»

6+

Дорогие ребята, не одно поколение детишек советской эпохи выросло на иллюстрированных книжках известной российской художницы Татьяны Алексеевны Мавриной.

Татьяна Маврина — знаменитый иллюстратор и мастер графики, обладатель Госпремии СССР (1975) и звания Заслуженного художника РСФСР (1981), а также престижной награды — премии Андерсена (1976).

Она считалась художником неформальным. Тем не менее, её работы были вдохновлены образами не только из русского наивного искусства, но и словесного фольклора, традиционных региональных ремёсел, основанных на принципах народных промыслов — от нарочито «простецких» до тонко проработанных, иллюстраций.

Книжная графика Татьяны Мавриной

Татьяна Маврина (Лебедева) родилась 1902 году в Нижнем Новгороде в семье литератора Алексея Лебедева и потомственной дворянки Анастасии Мавриной, где увлечение литературой и русской древностью было естественной повседневностью. Атмосфера в семье Лебедевых была практически образцовой. Интеллигентные, начитанные родители и четверо рисующих, музицирующих детей. Дома обсуждались новости культуры и общества, читались вслух стихи. Родители в те годы были увлечены собирательством предметов исконно русских народных промыслов. А дети «издавали» свой домашний журнал. Сами сочиняли стихи и рассказы, сами их иллюстрировали. Некоторые детские рисунки будущей художницы тех времен сохранились до нашего времени.

Когда Лебедевы после революции перебрались в Москву, Таня поступила учиться во ВХУТЕМАС — лучший из художественных вузов страны того времени. Тогда эти мастерские ещё не были легендарными, но студенты и преподаватели уже чувствовали, что творят новое искусство, создают «завтра» советской живописи и скульптуры. Все горели творчески, привносили свои идеи, спорили, пробовали, искали… Эти чудо-мастерские навсегда остались в памяти Татьяны Алексеевны самыми яркими страницами ее жизни.


Вечеринка во ВХУТЕМАСе. Татьяна Маврина (Лебедева) — крайняя слева

Её учителями и наставниками во ВХУТЕМАСе были мастера, сформировавшие русскую художественную культуру первых десятилетий ХХ столетия: авангардисты Николай Синезубов и Роберт Фальк. Эти мастера смогли не только научить профессии своих учеников, но и сохранить их собственный почерк, развить индивидуальный стиль.

Татьяна вышла замуж за Николая Кузьмина, с которым когда-то состояла в объединении художников «Тринадцать». Николай Васильевич был советским графиком, иллюстратором произведений русской и зарубежной классической литературы, членом-корреспондентом АХ СССР.

Творчество

Уже в конце 1920-х 27-летняя Маврина стала участником объединения «Тринадцать», члены которого не выступали с громкими заявлениями и манифестами, а решали прямые художественные задачи посредством пластического искусства. «Рисовать быстро, рисовать в темпе натуры, без поправок, без ретуши, никакой готической изломанности и душевной неуравновешенности. « — таковы были основные принципы этой группы. Их-то художница пронесла через все свое творчество.


Рогачевское шоссе.             

«Переславль-Залесский. Гуси»

В 1930-х Татьяна Маврина начинает работать над иллюстрациями к детским изданиям в лубочном народном стиле. Именно в то время она начала использовать в качестве псевдонима девичью фамилию матери — Маврина. Художница не побоялась взять дворянскую фамилию своих предков в лихие 30-е, тем самым, выразив протест соцреализму своим неординарным творчеством.


Стеклянный пруд

Необычный «наивный» стиль Мавриной, с уклоном в лубочность, народность, оказался востребованным в советской детской литературе. Она проиллюстрировала огромное количество русских сказок и все сказки Пушкина.

Коллекционировала вместе с мужем иконы и городецкую роспись. Без устали гуляла на природе и путешествовала по старинным русским городам.


Т. Маврина на пленэре  

Т. Маврина в своей квартире

Сейчас Маврину знают и ценят как художницу, воплотившую в своем творчестве множество принципов народного русского искусства, которое она так прекрасно знала и любила. Русская иконопись, лубок, вышивка, глиняные игрушки представляли для неё интерес не только как предметы коллекционирования, но и как образцы высокой художественной народной культуры, живого языка, к которому она обращалась в своем творчестве.

Создавая иллюстрации, Татьяна Маврина продолжала работать над городскими московскими пейзажами. Также она бесконечно путешествовала по маленьким провинциальным городам, привозя с поездок не только впечатления, но и свою незатейливую живопись: «География фантастическая от гор, рек, болот, оврагов, лесов до всяких легенд, старых городов вокруг: Суздаль, Владимир, Юрьев-Польский, Муром, Городец, а там живописные народные промыслы городецкие, семёновские, хохломские, палехские, мстерские. Город в окружении фольклора», — писала в воспоминаниях художница.

Именно за эту её «инаковость» в творчестве была присуждена Татьяне Алексеевне международная премия имени Г.-Х. Андерсена в 1976 году. Она очень длительное время оставалась единственной из отечественных художников детской книги, ставшей лауреатом этой престижной награды в области книжной графики. И лишь спустя 42 года, в 2018-м такая честь выпала еще одному российскому художнику-иллюстратору — Игорю Олейникову.

Маврина Татьяна Алексеевна

Маврина Татьяна (1902-1996) прожила на свете почти век. Её детство прошло при царе, юность и зрелость — при Советской власти. Про таких как она, говорят: «Многое повидала». Трудности переломных периодов не повлияли на её позитивное мировосприятие. За семьдесят лет занятий живописью и книжной иллюстрацией она создала целую галерею прекрасных запоминающихся литературных образов.

Предлагаем к просмотру иллюстрации Татьяны Мавриной к сказкам А. С. Пушкина:

Надо отметить, что в восприятии некоторых читателей, её узнаваемые работы с «буйством цвета и оригинальной стилизацией» не совсем сочетаются с «чарующими сказками» А.С. Пушкина.

«Сначала был Пушкин, потом уже сказки, — писала она. — Задумала я делать сказки ещё во время войны, пленившись загорскими розовыми башнями, мысленно рисуя на обломанных тогда шпилях, вместо простых флюгеров – пушкинского «золотого петушка».

«Но пока вдоволь не набродилась по московским улицам, разглядывая всякую старину, не поездила по старым городам; не посмотрела вдосталь народное искусство в музеях, книгах, в деревнях; не нарисовалась всего этого всласть, я не принималась за сказки».

Ребята, приглашаем к нам в детскую библиотеку за интересными книгами с красивыми иллюстрациями.

Мероприятие подготовила ведущий библиотекарь Чекулаева Виктория Владимировна.