Литературное онлайн-досье «Цветаевские россыпи»

(8 октября — 130 лет со дня рождения русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941))

12+

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня мы хотим с вами поговорить об одной очень интересной поэтессе, о которой можно узнать, прочитав ее стихи, — Марине Ивановне Цветаевой, которой 8 октября исполняется 130 лет со дня рождения.

Её жизнь была непроста, да и творчество не сразу принято и понято, теме не менее на данный момент талант неоспорим.

Большинство своих стихотворений Марина Цветаева написала в периоды сильнейших душевных страданий. Потому что, несмотря на всю свою гениальность, она была женщиной, просто женщиной, которой так хотелось любви и простого человеческого счастья. Она была сильной и открытой, сумевшей без лишних истерик отразить в своих стихах все, что так близко женщине. Хотя некоторые из ее знакомых считали, что она надменная, неискренняя и абсолютно не женственная – то есть прямая противоположность той, которой она была в своих поэзиях. Какой она была на самом деле? Ответа на этот вопрос нет, хотя может быть он зашифрован в этой ее строчке: «Я – лунатик двух темных лун».

Имя Марины Цветаевой навсегда останется в истории мировой поэзии 20-го века. Не только ее стихи о любви, но и проза стали национальным достоянием. Многие ее творения положены на музыку и стали романсами.

В ходе мероприятия вы узнаете о том, где она побывала и что испытала волей судьбы, как сложилась её семейная и творческая жизнь, посмотрим с вами видеоролики с прочтением стихотворений поэтессы и отрывками из кинофильмов, где были спеты романсы на стихи Марины Ивановны, а также видеоролик-экскурсию по музею Цветаевой. Еще вы сможете посмотреть на некоторые памятники, в том числе Зураба Церетели, посвященные Цветаевой,  и выполнить интерактивные задания – собрать пазл и ответить на вопросы викторины.

Детство и юность

Родилась Марина Цветаева 8 октября 1892 года в Москве. В день ее рождения христиане отмечают праздник памяти апостола Иоанна Богослова. В своих стихах она не раз обращала внимание на это обстоятельство. Ее отец – Иван Цветаев, был известным искусствоведом и филологом, профессором в Московском университете. Это был его второй брак, в первом родились двое детей – сын Андрей и дочь Валерия. Мама Марины – Мария Мейн, профессиональная пианистка, наставником которой был прославленный Николай Рубинштейн. В 1894 году родилась младшая сестра Цветаевой – Анастасия. Родители девочек были творческими людьми, и эту любовь к искусству передали своим дочерям. С мамой Марина осваивала фортепиано, с отцом занималась изучением иностранных языков и читала хорошую литературу.

Марина Цветаева в детстве

Много времени девочка прожила с мамой за пределами России, поэтому в совершенстве владела не только родным языком. Она знала немецкий и французский, и когда в возрасте 6-ти лет начала сочинять первые стихотворения, то делала это на французском. Вначале Цветаеву отдали в московскую частную женскую гимназию, а после ее окончания она попала в пансион для девочек в Германии и Швейцарии. В возрасте 16 лет Марина заинтересовалась старофранцузской литературой, и даже начала посещать лекции в Сорбонне, но бросила обучение на половине пути.

После начала Гражданской войны Марина не находит себе места. Все, что было когда-то родным, вдруг раскололось на две половины – стало красным и белым, и она так и не смогла смириться с этим расколом. В 1922-м ей удалось добиться разрешения на отъезд за границу. Сразу поэтесса уехала в Чехию, где на протяжении нескольких лет жил ее супруг, Сергей Эфрон. Он был офицером-белогвардейцем, поэтому был вынужден эмигрировать. В 20-х годах он стал студентом Пражского университета.


Марина Цветаева с отцом

Они прожили несколько лет в Праге, потом перебрались в Берлин, а спустя три года оказались в Париже. Ее мужа обвиняли в том, что он один из участников заговора против сына Троцкого, что он агент НКВД и занимается шпионской деятельностью. Это сильно угнетало Цветаеву, ее душа рвалась домой. Она поняла, что долго не выдержит в эмиграции, родина навсегда привязала ее к себе.

Поэзия

Творческая биография Марины Цветаевой началась в раннем детстве, с ее детских стихов, написанных в шесть лет. А первый взрослый сборник поэзий вышел в 1910-м. Поэтесса назвала его «Вечерний альбом». Он состоял из стихов, написанных во время учебы в школе.

Ее творчество нашло отклик в сердцах многих известных литераторов того времени, но особый интерес она пробудила у Максимилиана Волошина, Николая Гумилёва, супруга Анны Ахматовой и Валерия Брюсова, которого считали основоположником русского символизма. Окрыленная первым успехом, Цветаева села за написание прозы – статьи «Волшебство в стихах Брюсова». К слову, нужно сказать, что первые сборники Цветаева издавала исключительно за счет собственных средств.

Буквально вслед за первым, вышел и второй сборник поэзий Марины – «Волшебный фонарь», потом третий, получивший название «Из двух книг».

Перед самой Октябрьской революцией Цветаева приехала в город Александров, где в тот момент жила ее сестра с мужем. Все поэзии, написанные в этот период, имели посвящение – родным, любимому городу, и этот отрезок жизни великой поэтессы специалисты потом назвали «Александровское лето Цветаевой». Этим летом датируются и ее стихотворения — «Стихи о Москве» и «К Ахматовой».

 Ты солнце в выси мне застишь,
 Все́ звезды в твоей горсти!
 Ах, если бы — двери настежь! —
 Как ветер к тебе войти!
 И залепетать, и вспыхнуть,
 И круто потупить взгляд,
 И, всхлипывая, затихнуть,
 Как в детстве, когда простят.
 («К Ахматовой» 2 июля 1916) 

Предлагаем посмотреть видеоролик «Песни на стихи Цветаевой» , где увидите отрывки из кинофильмов: «Ирония судьбы, или С лёгким паром», «Жестокий романс», «О бедном гусаре замолвите слово» в которых звучат песни на стихи Марины Цветаевой. Фотографии и стихотворения Марины Цветаевой.

Писала Цветаева стихи о своем детстве и, если вы соберете пазл «Стих-воспоминание», то прочитаете одно из таких.

В те годы она писала стихотворения, впоследствии вошедшие в сборник «Лебединый стан». Марина стала автором поэм «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне», вышло несколько ее романтических пьес. В 20-х годах, уже за границей, Цветаева написала две крупных работы, которые назвала «Поэма Горы» и «Поэма Конца». В ее творческом наследии эти поэмы занимали большое место. Очень много ее стихов, написанных в эмиграции, так и остались не напечатанными. Последней книгой, которая была опубликована, стал сборник под названием «После России», в который вошли стихи поэтессы, написанные до 1925-го. Хотя она писала постоянно – этот процесс был непрерывным.

Личная жизнь

Своего супруга Сергея Эфрона Марина встретила в 1911-м. Их познакомил Максимилиан Волошин, когда проживал в Коктебеле в собственном доме. Спустя шесть месяцев молодые люди поженились, и вскоре после этого стали родителями дочери Ариадны.

Предлагаем к просмотру видеоролик «Марина Цветаева — Связь через сны» (читает Маша Матвейчук, музыка Мадины)

В 1917-м появляется ещё одна дочь – Ирина.


Ариадна и Ирина

На момент рождения дочери Ирины в жизни поэтессы начинается сплошная черная полоса. Грянула революция, муж эмигрировал за границу, денег нет, голод жуткий. А тут еще серьезно заболела Ариадна. И поэтесса принимает нелегкое решение отдать дочек в детский приют, расположенный в подмосковном Кунцево. Ариадна сумела выздороветь, а вот Ирина умерла от голода. Ей было всего три годика.

В 1925 году Марина Цветаева снова стала мамой, у нее родился сын Георгий, но дома его ласкательно называли «Мур». Вскоре семья перебралась в Париж. Георгий тоже не мог похвастаться богатырским здоровьем, он был очень хрупкий и болезненный. Но это не помешало ему уйти добровольцем на фронт, откуда парень уже не вернулся. Он погиб летом 44-го и похоронен под Витебском, в братской могиле. Ни у Ариадны, ни у Георгия не было детей, поэтому у поэтессы с мировой славой не осталось прямых потомков.


Георгий Эфрон

Последние годы жизни

В годы эмиграции семья Цветаевой оказалась на грани нищеты. Сергей на тот момент уже был болен и работать не мог, Георгий только недавно родился. Ариадна занялась вышивкой шляпок, но это не было спасением. Единственным доходом семьи стали незначительные гонорары, которые платили Марине за прозу и эссе. Цветаева понимала, что они медленно умирают от голода, и решилась на обращение в посольство СССР. Все взрослые члены семьи подавали прошение о возврате на родину.

В 1937-м разрешили вернуться Ариадне, спустя шесть месяцев сбежал из Парижа Эфрон, потому что над ним нависла угроза ареста. Его обвиняют в соучастии в политическом убийстве. Прошло немного времени, и вернулись Цветаева и Георгий. Но радость от встречи с родиной, скоро стала настоящей трагедией. Первой арестовали Ариадну, после нее Эфрона. В общей сложности Ариадна отбыла в лагерях пятнадцать лет, и была реабилитирована только в 1955-м. А вот мужа поэтессы ждала иная участь – он был расстрелян в октябре 1941-го.

Но об этой трагедии Марина так и не узнала. В начале Великой Отечественной войны Цветаева и Георгий были эвакуированы в Елабугу. Нужна была временная прописка, а для этого нужно было иметь работу.

28 августа 1941-го Марина написала заявление о приеме ее на работу на место посудомойки. А через 3 дня лишилась жизни в том доме, куда ее поселили с сыном-подростком. Цветаева написала 3 записки. В одной из них, адресованной любимому «Муру», она просила прощения за свой поступок, говорила о своей безмерной любви к нему и о том, что так будет лучше всем. Вторая записка предназначалась эвакуированным, в ней женщина просила помочь ее сыну. Третью поэтесса написала для тех, кто будет ее хоронить.

«Женщины в русской истории. Марина Ивановна Цветаева»

Предлагаем ответить на вопросы викторины «Мир Цветаевой».

Память о великой поэтессе живет в многочисленных музеях и памятниках, открытых в разных городах России, в постсоветских странах и за границей.

Представляем видеоролик-экскурсию «Елабуга. Литературный музей М.И. Цветаевой».

А теперь мы хотим представить сборники, имеющиеся в нашей библиотеке и в которых вы сможете познакомиться не только с творчеством поэтессы, но и её биографией.

Подводя итог нашему мероприятию, хочется отметить, Марина Цветаева обладала удивительной способностью обращать обыденное в чудесное. И поэтому, когда люди в суете дней пробегали мимо, ей хотелось их остановить, окликнуть – и возникали стихи:

 Руки даны мне – протягивать каждому обе, -
 Не удержать ни одной, губы – давать имена,
 Очи – не видеть, высокие брови над ними –
 Нежно дивиться любви и – нежней – нелюбви. 

Общеизвестно, что она придумывала людей, то есть её любовь возвышала человека. Её верность и преданность не знали границ. Она умела оправдывать и прощать тех, кому однажды безоглядно доверилась.

Её стихи похожи на притчи. Она знала, что поэзия нужна далеко не всем. И всё же, не дожидаясь, чтобы попросили, говорила: «Хотите, я прочту вам стихи?».

Мероприятие подготовила заведующая сектором Кумова Ольга Владимировна.