Литературное онлайн-ассорти «Гражданин Галактики»

(7 июля -115 лет со дня рождения американского писателя–фантаста Роберта Энсона Хайнлайна)

12+

Добрый день, дорогие наши читатели! Сегодня мы хотим пригласить на встречу всех любителей научной фантастики. Ибо разговор у нас пойдет о писателе, которого причисляют к трём выдающимся фантастам современности. А именно, о Роберте Энсоне Хайнлайне.

Но для начала давайте откроем дверь в миры Хайнлайна и соберем пазл.

Роберт Хайнлайн — один из тех, кто придумал научную фантастику в том виде, какой мы её знаем сейчас. Его часто называют главным фантастом в истории, первым в «большой тройке», куда входили Артур Кларк и Айзек Азимов. Одно лишь перечисление заслуг и регалий этого автора — тема для отдельной статьи. Как минимум, в его коллекции рекордные пять премий «Хьюго» в категории «лучший роман».

Книги Хайнлайна, написанные 40-50 лет назад, интересны и актуальны до сих пор. В первую очередь потому, что он писал для всех: есть произведения для школьников и революционеров, для любителей политики и философов.

Роберт Энсон Хайнлайн родился 7 июля 1907 года в Батлере, и стал третьим ребёнком в семье Рекса Айвора Хайнлайна и Бем Лайл Хайнлайн. Кроме двух старших братьев у Роберта позже появились три младшие сестры и брат. В это время родители жили у деда по материнской линии, доктора Альва Э. Лайла. Через три года после его рождения семья переехала в Канзас-Сити , где отец устроился на работу в Мидлендскую компанию сельскохозяйственных машин. Здесь и прошло детство Хайнлайна.

Наибольшее влияние на него в этот период оказал Альва Лайл, которого Роберт навещал в Батлере каждое лето до смерти того в 1914 году. Дед привил ему любовь к чтению и точным наукам, воспитал ряд положительных черт характера.

Хайнлайн получил строгое воспитание и заложенная внутренняя моральная основа осталась у него до конца жизни.

В 1920 году Хайнлайн поступил в Центральную среднюю школу Канзас-Сити. К этому времени он очень сильно увлекался астрономией, прочитал все доступные книги по теме из Публичной библиотеки Канзас-Сити. Также на него произвело впечатление изучение эволюционной теории Дарвина, она оказала влияние на дальнейшее творчество Хайнлайна. Школьное увлечение нестандартными математическими задачами также иногда находило отражение в произведениях писателя.

После окончания школы Хайнлайн решил по примеру старшего брата Рекса поступить в Военно-морскую академию США в Аннаполисе. Хайнлайн в июне 1925 года стал кадетом академии после успешно пройденных вступительных экзаменов.

Во время обучения в академии он успешно изучал обязательные дисциплины, а также стал чемпионом академии по фехтованию, борьбе и стрельбе.

После академии Хайнлайн получил назначение на новый авианосец ВМС США «Лексингтон» в качестве офицера, отвечающего за радиосвязь с самолётами. В конце 1933 года у него был обнаружен туберкулёз, он провёл несколько месяцев на лечении. Из-за болезни Хайнлайн вскоре был признан полностью непригодным к дальнейшей службе и был вынужден уйти в отставку в чине лейтенанта в августе 1934 года, ему была назначена небольшая пенсия.

После отставки Хайнлайн несколько недель провёл в аспирантуре Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (математика и физика); но оставил её. Он поселился в Лорел Каньоне , пригороде Лос-Анджелеса, сменил множество специальностей, включая должность риелтора недвижимого имущества и служащего серебряных копей.

Позднее он вступил в движение Э. Синклера под лозунгом «Покончим с бедностью в Калифорнии!», популярное в начале 1930-х годов в Калифорнии, став к 1935 году секретарём окружной ассамблеи движения и членом комиссии по составлению конституции EPIC. Когда же Синклер баллотировался губернатором от Демократической партии, Хайнлайн активно участвовал в этой кампании. В 1938 году он сам баллотировался в Законодательное собрание Калифорнии, но вновь неудачно.

Неудача на политическом поприще и обременительная ипотека вынудили Хайнлайна искать дополнительные источники дохода. Хайнлайну удалось продать редактору Джону Кэмпбеллу свой рассказ «Линия жизни», который был написан за четыре дня в апреле 1939 года и опубликован в августовском номере журнала Astounding Science Fiction. За исключением работы во время Второй мировой войны и кратковременного участия в политических кампаниях, Хайнлайн в дальнейшем зарабатывал на жизнь исключительно писательским трудом. Уже в 1941 году он был приглашён в качестве почётного гостя на Всемирный конвент научной фантастики (Worldcon-41), проходивший в Денвере (также Хайнлайн был почётным гостем этого конвента в 1961 и 1976 годах).

Являясь первым профессиональным писателем-фантастом Америки, Хайнлайн оказал огромное влияние на всю мировую научную фантастику. «Декан писателей фантастов», так до сих пор называют его любители фантастики.

Давайте посмотрим иллюстрации к его многочисленным произведениям.

Дебютный рассказ Хайнлайна «Линия жизни» вышел в Журнале «Amazing stories» в 1939 году.

Многие ранние произведения Хайнлайна часто называют «романами для юношества», хотя это совершенно не означает, что зрелому человеку их читать не интересно. Однако значительная часть книг того времени действительно посвящена подросткам и несёт в себе воспитательные мотивы.

Но сама тематика его произведений обширна, как и Вселенная. Давайте сложим пазл и посмотрим одну из иллюстраций.

Герои этих книг во многом похожи. Чаще всего это простые парни, мечтающие путешествовать в космосе («Астронавт Джонс», «Время для звёзд»), слетать на Луну («Ракетный корабль “Галилео”», «Имею скафандр — готов путешествовать») или попасть в Межпланетную Патрульную службу («Космический патруль»). Реализовать мечты им помогает небольшая доля случая вкупе с невероятным упорством и усилиями. Иногда персонаж получает какие-то особенные способности вроде абсолютной памяти у Макса, главного героя «Астронавта Джонса», или телепатической связи с братом-близнецом во «Времени для звёзд».

Ну а большая часть произведений посвящена самим путешествиям и приключениям с подробным описанием другим миров, межпространственных скачков и опасных инопланетных существ. Но всё же это книги отличаются от бессчётного количества юношеской фантастики.

Но не стоит думать, что все ранние книги Роберта Хайнлайна просты и похожи друг на друга. Уже в этот период он создаёт и более зрелые произведения, а также придумывает сюжеты, которые позже растиражируют писатели и режиссёры всего мира.

Литературное творчество.

Начальный этап — с 1939 по 1942 год, становление как писателя, составление таблицы гипотетической «Истории будущего», первые рассказы и повести, две из которых позже были объединены им в роман «Пасынки Вселенной».

Второй, зрелый этап творчества — с 1947 до середины 60-х годов. Он распадается на два потока. Великолепные образцы юношеской фантастики, которую Хайнлайн писал для издательства «Скрибнер» — это «Красная планета», «Астронавт Джонс», «Туннель в небе», «Звездный зверь» и многие другие, сюда же относится один из лучших образцов этого рода литературы «Имею скафандр — готов путешествовать». И «взрослые романы», из которых особенно выделяются «Кукловоды», «Двойник», «Пришлец в земле чужой*» , «Звездный десант», «Дорога доблести», «Луна жестко стелет».

С романа «Не убоюсь я зла» (1970) начинается последний период творчества Хайнлайна, который включал в себя не так уж много романов: «Достаточно времени для любви» (1973), «Число зверя» (1980), «Фрайди» (1982), «Иов, или осмеяние справедливости» (1984), «Кошка, проходящая сквозь стены» (1985) и «Уплыть за закат» (1987). Идеи произведений этого периода достаточно необычны, как жизненные императивы воспитанного марсианами Валентайна Майкла Смита, «пришельца из чужой земли».

Примерно до 1960 года Хайнлайн являлся «самым американским» из американских фантастов. Он был патриотом в лучшем смысле этого слова, «Американская Демократия», «Американская Государственность» и «Американская Мечта» являлись для него непререкаемыми ценностями и разносились по просторам Галактики, их дополняли идеи о лучшей в мире Американской Семье и Методической Церкви.

В 60-е годы в душе Хайнлайна происходит переворот.

Тогдашний СССР- Россия для Хайнлайна была пугалом и источником угрозы. Но то ли сравнивая Америку с Россией, то ли придя к этой мысли другими путями, Хайнлайн совершил страшное (для американца) преступление. Он перестал считать Соединенные Штаты идеалом государства! Нигде и никогда он не сказал об этом открыто, но исподволь эта тема звучит у него теперь постоянно. В романе «Уплыть за закат» главная героиня говорит: «Я не люблю заниматься третьей параллелью — уж очень она страшна». Третья паралелль времени в романе соответствует реальной истории США второй половины XX века. И далее на трех страницах сформулированы претензии к демократическим идеалам и духовным ценностям современной Хайнлайну Америки. Так что не зря, ох не зря, еще на рубеже 50 и 60-х годов Хайнлайн написал «Пришлеца в земле чужой» (ставшего культовым романом для «поколения хиппи») и «Звездный десант» (на первый взгляд, апологию армейской жизни, а на деле – размышление о месте армии в государстве).

Если в 1957 году герой «Гражданина Галактики» во всех жизненных передрягах оставался «настоящим американцем» и хотел распространить американские ценности на всю вселенную, то в 70-80-е годы герои Хайнлайна становятся истинными «гражданами галактики», а США съеживаются до размеров малюсенького островка в необъятной вселенной. Потуги американцев стать в ней «законодателями мод» писатель даже не пытается опровергать — они изначально безумны и обречены на провал. А волнует Хайнлайна совсем другое: что из личностных, семейных и так далее ценностей сохранит свое значение в этом новом пространственно-временном континууме, а что развеется как дым.

Таким образом, в 60-е годы Хайнлайн совершил на своем творческом пути очередную гигантскую революцию. Уж слишком «средний американец» влюблен в свою пресловутую Мечту, в свое превосходство над остальным миром, в свой хот-дог и своего Микки Мауса…

В 1947 году издательство Скрибнера опубликовало роман Роберта Хайнлайна «Ракетный корабль «Галилео», поведавший нам о трех подростках отправившихся на Луну и наткнувшихся там, на секретную нацистскую военную базу.

В 1950 году на экраны выходит фильм Ирвинга Пичела «Место назначения – Луна» снятый по мотивам романа Хайнлайна «Ракетный корабль «Галилео». Из произведения режиссер возьмет лишь саму идею полета на Луну, оставив за кадром друзей, увлекающихся радиотехникой, фашистов и историю обитающих на Луне пришельцев, уничтоженных ядерной войной, сконцентрировавшись на технической и научной достоверности и личных взаимоотношениях астронавтов.

Вы можете взглянуть на фильм, который в то время получил очень тёплые отзывы критиков и имел очень высокий рейтинг.

«Место назначения – Луна» стал культовым и одним из первых цветных научно-фантастических фильмов, наглядно показав все исторические вехи того времени: и холодную войну, и космическую гонку, и гонку вооружений. Фильм собрал богатый урожай кинонаград. И даже Стэнли Кубрик использовал некоторые приемы из фильма во время создания своей культовой «Космической одиссеи 2001 года» (2001 год: Космическая одиссея).

В 1951 году Роберт Хайнлайн приступает к написанию романа «Кукловоды» о противостоянии спецслужб и коварных паразитов-пришельцев, пытающихся поработить Землю, только что пережившую ядерную войну между СССР и США. Паразиты стремительно распространяются, завладевая телами не только простых местных жителей, но и военных.

«Гражданин Галактики» (1957)

В принципе, целевой аудиторией для этого романа являются подростки и юношество. Но, взрослым любителям фантастики это произведение тоже очень нравится. Потому что тема космического будущего, далеких и суровых планет, космических пиратов и жёстких порядков некоторых народов Галактики (потомков землян), антуража разных колоний и т.д и т.п. в романе полностью раскрыта. Прошло более чем полвека, эта книга по-прежнему читается с удовольствием и не кажется анахронизмом.

По сюжету, мальчик по имени Торби схвачен космическими пиратами и продан на одной из рабовладельческих планет (планета называется Саргон). Его выкупает одноногий профессиональный нищий, по имени Ричард Баслим. Но, не все так просто с этим попрошайкой и подросшего парня ждут увлекательные приключения в Галактике. Отличный роман, интересный для всех возрастов. Старая добрая космическая фантастика.

В 1994 год Стюарт Орм экранизирует роман «Кукловоды» немного изменив сюжет. В роли отца Сэма Главы Спецслужбы Эндрю Ниверса снялся лауреат премии «Оскар» Дональд Сазерленд.

Можно познакомиться и с этим фильмом.

К сожалению, некоторые фильмы и сериалы, созданные по мотивам произведений и сценариев Роберта Хайнлайна, остались незамеченными нашими зрителями.

В 1994 году вышел мультсериал по сценарию Роберта Хайнлайна «Красная планета».

Можно посмотреть первую серию из него.

Завершением периода романов для юношества принято считать выход «Звёздного десанта». Хоть сам Хайнлайн и считал это произведение продолжением той же темы, издательство Scribner, в котором выходили ранние книги автора, отказалось его печатать из-за слишком неоднозначных рассуждений о теме политики и милитаризма.

Перемены чувствуются даже в подходе автора к главному герою. На первый взгляд Джонни Рико — подросток-мечтатель. Но сразу же бросается в глаза его пассивность, он не стремится попасть в армию или в космос, а просто следует за близким другом, повторяя лишь «я тоже» на каждое его слово. Но главное отличие этой книги от предыдущих в изменившемся подходе автора к необходимому насилию.

В предисловии к сборнику «Расширенная вселенная» он пишет, что идея милитаристского общества пришла ему после после обнародования призыва к одностороннему ядерному разоружению. Хайнлайн уже тогда понимал, что вряд ли человечество сможет прекратить все войны в обозримом будущем, потому ограниченное применение силы во избежание больших трагедий может оказаться благом.

Мир «Звёздного десанта» — жёсткое милитаристское общество. Гражданские права здесь перестают быть данностью, их нужно заработать, отслужив в армии. Причём на военную службу берут абсолютно всех, кроме сумасшедших. Каждый должен доказать своё право быть полноценным членом общества, показав готовность защищать его даже ценой своей жизни. Эта книга демонстрирует явное разочарование Хайнлайна в американской демократии, где люди забывают о гражданской ответственности, считая, что достаточно раз в несколько лет проголосовать за своего кандидата на выборах.

В мире «Звёздного десанта» телесные наказания в армии — обычное дело. Но все обвинения в излишней поддержке насилия опровергает ещё одно действительно эпохальное произведение того же периода — «Чужак в чужой стране». Хайнлайн начал работать над ним ещё до «Звёздного десанта». Эта книга в своё время обрела культовый статус среди хиппи, поскольку включала в себя практически все основные принципы их жизни: духовное развитие, единение с природой.

В 1997 году Пол Верховен приступает к созданию, возможно, самого известного фильма по произведениям Роберта Хайнлайна – «Звездный десант». Фильм снят по одноименному роману, написанному мэтром в 1959 году.

Роман стал лауреатом премии «Хьюго».

За экранизацию одного из самых известных произведений Хайнлайна взялся именитый режиссер Пол Верховен. Картина получилась грандиозной: масштабные сражения, толпы массовки в армейской униформе, орды смертоносных членистоногих арахнидов, правдоподобно нарисованных в графическом редакторе, – но многих не впечатлило. Отзывы на фильм вышли спорными, как и в свое время на роман-первоисточник.

Сразу после публикации книги о противостоянии земной цивилизации против насекомоподобной инопланетной расы на Хайнлайна посыпались обвинения в пропаганде кровавого милитаризма и профашистских идей. Однако зная, истинные взгляды писателя, освещенные в других произведениях, эти инсинуации кажутся просто смешными.

«Луна жёстко стелет»

Уже в начале шестидесятых Хайнлайн вовсю размышляет об одушевлёности искусственного интеллекта. Герои неоднократно спорят, есть ли у Майка (суперкомпьютера) душа, может ли он думать самостоятельно или только компилирует различные варианты.

Конечно, до Хайнлайна были книги Азимова, где поднималась та же проблематика. Но Майк всё же не похож на типичных роботов или искусственный разум. Он начинает с анализа и попыток придумать новые шутки, компилируя старые, а после осознаёт и такие понятия, как «дружба» и «ответственность». Кроме того, идея виртуального лидера не только продолжает «Двойную звезду», но и задаёт новый шаблон для фантастики.

И ещё, «Луна» — потрясающее произведение с точки зрения языка. Рассказ идёт от имени потомка заключённых, а потому изобилует просторечными фразеологизмами. Кроме того, демонстрируя смешение языков в будущем, Хайнлайн вовсю использует кальки с русского вроде слов Luna, Stilyagi или Tovarishch.

И конечно, немалая часть рассуждений героев книги посвящена всё тому же вопросу личной и общественной ответственности.

При каких обстоятельствах поступок группы людей будет нравственным, а тот же поступок, совершенный отдельным её членом — безнравственным? Это радикальный вопрос, который отражает корни дилеммы правительства. Тот, кто ответит на него честно и останется верен своему взгляду, невзирая на последствия, знает, что он отстаивает и за что готов умереть.

Население Луны не заставляют сражаться, но общество построено так, что все сами рвутся в бой за свою свободу. При этом герои всеми силами стараются избежать излишнего кровопролития, и даже при бомбардировке Земли астероидами заранее предупреждают всех жителей, куда именно они упадут. Новое общество Луны построено на полной свободе, основанной на осознании себя членом общества.

В 2013 году братья Спириги снимаю фантастический триллер «Патруль времени», взяв за основу рассказ Роберта Хайнлайна «Все вы зомби».

Автор обращается к теме временных парадоксов, которую подробно раскрыл в своем романе «По пятам», вышедшему в 1941 году.

Хайнлайн знакомит нас с миром будущего, в котором все исторические события можно легко исправить с помощью машины времени.

Главный герой, сыгранный Итаном Хоуком, офицер Полиции Времени, занимается предотвращением преступлений.

Многократный лауреат самых престижных литературных премий Роберт Хайнлайн оставил после себя бессмертное литературное наследие.

Мероприятие подготовила заведующая библиотекой Буза Светлана Ивановна.