Литературное онлайн-досье «Летописец дворянского быта»

(18.06 – 210 лет со дня рождения русского писателя, литературного критика, Ивана Александровича Гончарова).      

12+

Здравствуйте, ребята. Сегодня наше мероприятие посвящено 210-летию со дня рождения  великого русского писателя, Ивана Александровича Гончарова.

Мы будем говорить о жизни и творческой деятельности писателя, вспомним самые известные  его произведения, ответим на вопросы викторин, посвященных его творчеству, познакомимся с фильмами, снятыми по его произведениям.

Иван Александрович Гончаров – знаменитый русский писатель, литературный критик. Наибольшую известность приобрёл благодаря таким романам, как «Обрыв», «Обыкновенная история», «Обломов», а также циклу дорожных очерков «Фрегат Паллада». Многим знакома литературно-критическая статья Гончарова «Мильон терзаний». Расскажем об этом великом писателе подробнее.

Детство писателя

Иван Гончаров родился в городе Симбирске  18 июня 1812 г. Его родители входили в купеческое сословие.

Спустя годы писатель расскажет о доме в автобиографическом рассказе «На родине»: «Ледники, погреба, амбары были доверху набиты мукой, разным пшеном и всяческой провизией для нашей семьи и дворовых. Это было не просто имение, а целая деревня».                                        

Надо сказать, что увиденное в этом доме запустило в юном Гончарове интерес к познанию барского, поместного быта дореформенной России, который так правдиво и ярко был передан в его романах.

Когда Ивану исполнилось 7 лет, его отец умер, и за воспитание Ивана взялся крёстный – Николай Трегубов. Как моряк в отставке, он отличался хорошим критическим мышлением и широтой взглядов. «Добрый моряк» — так Гончаров, биография которого хорошо известна поклонникам, называл своего воспитателя. Иван Александрович вспоминал: «Чтобы отблагодарить Николая за наше воспитание, мама взяла на себя все хлопоты о его житье-бытье. Дворня Трегубова слилась с нашей, и под управлением мамы мы зажили одной большой семьёй». Интеллектуальные заботы достались Николаю. Материальная же часть легла на плечи матери – строгой, опытной, отличной хозяйки.

Образование

Вначале юный Гончаров, жизнь и творчество которого вызывают восхищение, обучался дома под надзором Трегубова, а потом в частном пансионате. Как только мальчику исполнилось 10 лет, его отправили в Москву по настоянию матери. Следующие 8 лет Иван проходил обучение в коммерческом училище. В будущем писатель охарактеризует эти годы как трудные и малоинтересные, хотя его нравственное и духовное развитие шло полным ходом. Юноша много читал. Отечественная литература стала его истинным наставником.

Первый кумир

«Евгений Онегин» Пушкина стал для Гончарова и его сверстников настоящим поэтическим сокровищем. Он рассказывал: «О Боже! Какой свет, какие волшебные горизонты открылись, и какие откровения и поэзии, и жизни, притом понятной и современной, хлынули из этого живительного источника!» Это молитвенное восхищение перед именем великого поэта Гончаров испытывал всю жизнь.

Учеба в университете

Занятия в училище стали для Ивана невмоготу, и он попросил мать подать прошение о его исключении. На этот момент юноше исполнилось восемнадцать, и он стал задумываться о своём будущем. И так как возникшая в детстве страсть к сочинительству никуда не ушла, Гончаров, жизнь и творчество которого переплелись навсегда, решил поступить на словесный факультет Московского университета. В 1831 году он успешно сдал экзамены и был туда зачислен. Три года обучения стали важной вехой в его биографии. Будущий писатель напряжённо раздумывал – о себе, о людях, о жизни. Одновременно с Иваном в университете обучались Аксаков, Тургенев, Лермонтов, Станкевич, Огарев, Герцен, Белинский и другие одарённые молодые люди, вписавшие своё имя в историю русской литературы.

Окончив университет в 1834 году, Гончаров поехал в родной Симбирск, где его ждали сёстры, мать и Трегубов. Такой знакомый с детства, город поразил Ивана прежде всего тем, что за столько лет там ничего не изменилось. Это была громадная сонная деревня. Ещё до окончания университета у будущего писателя возникала мысль о том, чтобы не возвращаться в свой родной город. Его влекла напряжённая духовная жизнь в столицах (Петербург, Москва). И хоть решение об отъезде он принял, но всё же не уехал.

Первая работа

В это время Гончаров получил предложение от губернатора Симбирска. Тот хотел, чтобы будущий писатель поработал у него личным секретарём. После долгих колебаний и раздумий Иван принял предложение, но работа оказалась скучной и неблагодарной. Зато он понял механизм функционирования бюрократической системы, что позже пригодилось ему как писателю. Спустя одиннадцать месяцев он переехал в Петербург. Иван начал строить своё будущее собственными руками, без всякой помощи со стороны. По приезду он устроился переводчиком в министерство финансов. Служба была необременительной и высокооплачиваемой. Позже он сдружился с семьёй Майковых, преподавая двум старшим сыновьям русскую словесность и латинский язык. Дом Майковых представлял собой интересный культурный очаг Петербурга. Каждый день здесь собирались живописцы, музыканты, писатели.

Начало творчества

Со временем Гончаров, «Мильон терзаний» которого остаётся одним из самых читаемых произведений, стал с иронией относиться к романтическому культу искусства, присущему дому Майковых. 40-е годы можно назвать началом его творческого пути. Это было важное время в плане развития русской литературы и жизни общества в целом. Тогда же писатель познакомился с Белинским. Великий критик существенно обогатил духовный мир Ивана Александровича и выказал восхищение стилем письма, которым владел Гончаров. «Мильон терзаний» писателя получил очень высокую оценку Белинского.

В 1847 году в «Современнике» была опубликована «Обыкновенная история». В этом романе конфликт между романтизмом и реализмом представлен в виде существенной коллизии русской жизни. Придуманным названием автор заострил внимание читателя на типичности процессов, отражённых в этом творении.                                                         

Кругосветное путешествие

В 1852 году Гончарову посчастливилось попасть секретарём на службу к вице-адмиралу Путятину. Так писатель отправился в кругосветное путешествие на фрегате «Паллада». Путятину было поручено инспектировать русские владения в Америке (Аляску) и установить торговые и политические отношения с Японией. Иван Александрович уже был в предвкушении множества впечатлений, которые обогатят его творчество. Гончаров с первых дней вёл подробный дневник. Эти заметки легли в основу его будущей книги «Фрегат «Паллада»». Она вышла в 1855 году, когда писатель вернулся в Петербург, и была хорошо воспринята читателями. Но так как Иван Александрович работал цензором в министерстве финансов, он попал в двусмысленное положение. В прогрессивных слоях общества его должность не приветствовалась. Гонитель вольной мысли и представитель ненавистной власти – вот кем был для большинства Гончаров. Роман «Обломов» уже практически был готов, но Иван Александрович никак не мог его закончить из-за нехватки времени. Поэтому он ушёл из министерства финансов и полностью сосредоточился на писательской карьере.

Расцвет творчества

 «Гончаров, роман «Обломов»» — такая надпись была на обложке нескольких тысяч книг, вышедших в 1859 году. Судьба ведущего персонажа была раскрыта не только как социальное явление, но и как некое философское осмысление национального характера. Писатель совершил художественное открытие. Этот роман вошёл в очерк жизни и творчества Гончарова как его самое выдающее произведение.

Но Иван Александрович не хотел бездействовать и нежиться в лучах славы. Поэтому начал работу над новым романом – «Обрыв». Это произведение было его ребёнком, которого он растил целых 20 лет.

Последний роман, последние годы жизни

Болезни и душевные депрессии – именно от них страдал в последние годы жизни Гончаров, жизнь и творчество которого были очень продуктивными. «Обрыв» — это последнее крупное произведение писателя. После того как Иван Александрович закончил над ним работу, ему стало жить ещё тяжелее. Конечно, он мечтал написать новый роман, но так к нему и не приступил. Он всегда писал натужно и медленно. Часто жаловался коллегам, что не успевает глубинно осмыслить быстротекущие события современной жизни. Ему требовалось время для их осознания. Все три романа писателя изображали дореформенную Россию, которую он прекрасно понимал. События же последующих лет Иван Александрович понимал хуже, и ему не хватало ни нравственных, ни физических сил для их более глубокого изучения. Тем не менее он активно переписывался с другими писателями и не оставлял творческой деятельности. Он написал несколько очерков: «По восточной Сибири», «Поездка по Волге», «Литературный вечер» и многие другие. Некоторые были опубликованы уже посмертно. Также стоит отметить ряд его критических произведений. Вот самые известные этюды Гончарова: «Мильон Терзаний», «Лучше поздно, чем никогда», «Заметки о Белинском» и др. Они прочно вписались в анналы русской критики как классические образцы литературно-эстетической мысли.

В начале сентября 1891 года Гончаров простудился. Спустя три дня, находясь в полном одиночестве, великий писатель скончался. В «Вестнике Европы» сразу появился некролог: «Подобно Салтыкову, Островскому, Аксакову, Герцену, Тургеневу, Гончаров всегда будет на лидирующих позициях в нашей литературе».

В дополнение к представленной информации мы предлагаем вам посмотреть видео «Иван Гончаров краткая биография».

Произведения Гончарова были неоднократно экранизированы.

Первая экранизация романа Гончарова «Обрыв» появилась в 1913 году. Два известных режиссера того времени одновременно сняли немые ленты: Петр Чардынин и Анатолий Долинов. Чардынин – величайший актер и режиссер эпохи немого кино, до 1917 года поставил около 200 фильмов (сохранилось 34). Жил и работал за границей, в России и на Украине. Долинов — актер, режиссер, профессор драматических курсов императорского Театрального училища, работал в Александринском театре. В начале 1920-х эмигрировал в Берлин, затем переехал в Париж. Об «Обломове» Долинова мало что известно, он не дошел да наших дней. Что касается киноленты Чардынина, там играли звезды немого кино — Васильев, Мозжухина, симбирянка Гославская, Херувимов и даже певец Александр Вертинский.

После революции интерес к творчеству Ивана Гончарова был надолго потерян. Только в 1966 году Галина Волчек поставила спектакль «Обыкновенная история» с Олегом Табаковым, Михаилом Козаковым, Анастасией Вертинской, Валентином Гафтом. В 1970 году театральный вариант Волчек засняли на пленку.

После этого внимание кинематографа к Гончарову стало более пристальным. Через три года появился телевизионный спектакль Леонида Хейфеца «Обрыв» с Сергеем Шакуровым, Натальей Вилькиной, Натальей Гундаревой, Никитой Подгорным, Эдуардом Марцевичем. Режиссер Клаус Петер Витт из ФРГ в 1976 году представил для ТВ Франкфурта-на-Майне полуторачасовой фильм «Любовь Обломова»  («Oblomows Liebe»). Сценарий написал  Билер. Авторы придумали образ «симпатичного отказника», отвергающего жизненный идеал «капиталистического» деятеля Андрея Штольца».

Далее уже в СССР вышла в свет двухсерийная комедия «Несколько дней из жизни  И.И. Обломова» Никиты Михалкова. Обломова сыграл Олег Табаков, в других ролях блистали Андрей Попов, Юрий Богатырев, Николай Пастухов,  Евгений Стеблов, Елена Соловей и другие советские актеры. По признанию Национального совета кинокритиков США, «Обломов» Михалкова стал лучшим иностранным фильмом 1981 года. В том же году швейцарский режиссер немецкого происхождения Себастиан Шредер взялся за образ  Обломова в художественном фильме «О как Обломов» («O wie Oblomow»). Шредер в картине раскритиковал идеал «обломовщины», распространенный в 1970 годы среди бунтующих студентов западногерманских  и швейцарских университетов. «Ленфильм» в 1983 году выпустил «Обрыв»  с  Георгием Антоновым, Еленой Финогеевой, Николаем Кочегаровым, Риммой Марковой, Мариной Яковлевой, Еленой Соловей. Спустя семь лет английский режиссер Пол Ли снял телевизионный фильм «Oblomov», в котором события происходили в СССР. Следует сказать и о том, что в  Торонто с 1992 по 1997 годы существовала кинокомпания под названием «Oblomov Filmworks».  Потом владелец Ян Томпсон заменил «Oblomov» на «Faust». Харальд Будде из Германии выпустил киноцикл из трех частей «Обломов» (1995-1997 годы). В последнее десятилетие Илья Ильич стал героем компьютерных игр и мультфильмов. Например, студенты Высшей школы кинематографии Вены придумали  двухминутный сюжет «Обломов». Через год мир увидел интерактивный немой видеосюжет «Oblomov» французского специалиста по компьютерной графике Мартина ле Шевалье. В этой игре зритель при помощи компьютерной мыши может заставить героя открыть глаза, подняться, подойти к письменному столу, выпить чаю, вернуться в постель. В 2003 году художник Ганс Рихтер из Голландии снял мультипликационный фильм под названием «Кот Обломова» («De kat van Oblomow») с эпизодами из жизни крайне ленивого кота. А в 2010 году режиссер Валерий Федосов на «Мосфильме» создал четырехсерийный телефильм «Обрыв» со Станиславом Беляевым, Евгением Коряковским, Анной Казючиц, Марией Андреевой,  Екатериной Стриженовой и другими актерами.           

Смотрите кадры из этих замечательных кинофильмов.

Существуют и более современные экранизации. Таким образом, интерес киноиндустрии к творчеству Гончарова в нашей стране и в мире не угасает. Нет сомнения, что мы увидим и другие новые экранизации произведений писателя.

А самым юным читателям мы предлагаем, воспользовавшись ссылкой, посмотреть мультфильм   «Кот Обломова» («De kat van Oblomow») с эпизодами из жизни крайне ленивого кота.

Мультфильм «Кот Обломова» создали к 200-летию со дня рождения Ивана Гончарова. Авторы необычного мультика — киномастера из Голландии.

А сейчас, ребята, мы предлагаем вам принять участие в викторинах.

ВИКТОРИНА «ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ГОНЧАРОВА»

И ещё одна викторина.

ВИКТОРИНА «ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ  ГОНЧАРОВ»

В фонде нашей библиотеки имеются книги этого замечательного автора. 

Смотрите книжную галерею «Творчество Ивана Гончарова».

Будучи настоящим мастером слова, Иван Гончаров зарекомендовал себя в качестве талантливого публициста и прозаика, а его живой ум, по отзывам современников, делал его желанным гостем и собеседником.

Романы Гончарова И. А. оставили глубокий след в истории российской литературы. Они раскрывают такую свойственную для русской души борьбу между «реализмом» и «романтизмом», которая была и остается значимой для русского человека. Возможно, именно поэтому произведения автора всё также актуальны.

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Всего вам доброго. Мы ждём вас в нашей библиотеке.

Мероприятие подготовила библиотекарь 1 категории Кузьмич С.И.