Фольклорный праздник онлайн «Троицкие березы»

Добрый день, уважаемые посетители! С праздником Троицы вас!

В стародавние времена наши предки – древние славяне были язычниками, верили в существование множества богов. Считалось, что каждый из этих божеств управлял определённым явлением природы. Они отмечали праздник, знаменовавший конец весны и встречу лета. Вся природа в это время в силу входит, всё зеленеет, цветёт. Природа, земля всегда несёт в себе женское начало, весна – символ юности. От этого этот праздник, все его песни и обряды – девичьи, а символ – берёзка. Эта неделя была посвящена богине весны, победившей зиму, и издавна   сопровождалась шумными народными играми и забавами. Постепенно древнее почитание богини весны – светлокудрой Лады — было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с обычаями христианства.

После принятия христианства на Руси это время совпало с седьмой неделей после пасхи, называвшейся «Семиковой» (от слова «семь»), «Русальной», «Зелёной». А ещё эта неделя носила название «Зелёные святки». Особо отмечаются три её дня: Семик, приходящийся на четверг, Родительская суббота и Троица – воскресенье, пятидесятый день после Пасхи.

Символ праздника – берёзка. С помощью берёзовых веток и полевых трав украшались дома: стены увешивали ветками, пол застилали скошенной травой, подоконники – пахучей зеленью и цветами. По поверьям, они отводили от дома и его обитателей всяческие беды. Каждый город и деревня превращались в зелёные сказочные сады. Отсюда и название недели — Зелёные святки.

Мы приглашаем вас на онлайн-праздник!

Видео «Троица-зеленые Святки».

Не зря мы здесь говорим о великой славянской богине. Многие праздники были посвящены ей, и Троица тоже!

Видео «Богиня Лада».

                       Цвести весне до Вознесения

Вот и наступило время Зелёных святок. Зелёные святки – торжество в честь цветущей природы, в честь могучих сил земли-матушки, кормилицы. Народные обряды и обычаи Зелёных святок идут от глубокой, ещё языческой древности.

Первый праздник Зелёных святок – Вознесение. Наступает праздник через 40 дней после Пасхи. Время это особое, радостное. Кончается весна, близится красное лето. И народные пословицы о том молвят:

  • К Вознесеньеву дню все цветы весенние расцветают.
  • И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придёт Вознесеньев день –прокукует кукушкою, соловьём зальётся, к лету за пазуху уберётся.
  • Придёт Вознесеньев день, сбросит весна-красна лень, летом обернётся-прикинется, за работу в поле примется.

Дни в эту пору становятся всё длиннее, а ночи —  короче. Ночь же под Вознесение и вовсе особенная – соловьиная. Соловьи громче и звонче поют, чем в другое время. Послушайте, может быть и вы услышите их нежные и звучные трели, особенно если вы живёте где-то неподалеку от леса.

                      Мечта земледельца

  Все мысли людей – в поле. Там ежегодно в это время творится чудо: растут к небу молодые стебли ржи-матушки. Тянется вверх шелковистый лён. Поднимается от земли к небу овёс и пшеница.

В старину на Вознесение пекли из теста лесенки. Бросали их в рожь. При этом молили крестьяне о «вознесении» — о росте хлебов:

                    Дай нам, Боже, нынче много,

                    А на следующий раз ещё больше!

Всей семьёй обходили своё поле, в руках несли блины и яйца. Потом вместе садились за трапезу. А после ложки вверх подбрасывали. Словно просили растения: растите вверх так же высоко, как ложки из наших рук летят!

Такова вечная мечта земледельца: росла бы его нивушка обильной и могучей. Потому о ней и загадка такая сложена:

  • Не море, а волнуется.

Сложи пазл, посмотри на праздник!

«Береза вейся — завивание».

Но наверное, время поиграть! Вперед!

Виртуальная викторина «Цветочная поляна».

Летела стрела вдоль села

Очень нужен дождь для растений в эту пору. И люди старались помочь природе. Показывали ей, чего они хотят. А делали это в старину так.

Широкими рядами, дружно взявшись за руки, идут женщины и девушки к полю. Словно волна катится. Волной плывёт и раздольная песня: «Летела стрела да и вдоль села…»

 В  песне поётся про то, как плачут о молодце его родные. Мать плачет – река льётся. Сёстры плачут – полны воды колодцы. Дети плачут – ручьи текут. Жена плачет – роса падёт.

 Песня не простая, а волшебная. В ней слёзы людские зовут дождь с неба.

 А бывало, идёт хоровод, как в игре «Ручеёк». Будто и впрямь течёт ручей после обильного дождя. В старину верили, что после такого хоровода отзовётся природа на просьбы крестьянские.

Собери пазл — посмотри на хоровод!

«Около березки хоровод«

Видео «Березовый дым».

Береза — символ России. Береза и главная героиня праздника Троицы! Её завивают, её украшают, делают ей подарки! Вокруг неё водят хороводы, потом её рубят, с почётом несут к реке и пускают на воду.

Растения — тоже главные герои праздника. Из них плетут венки, украшаются ими. А что знаешь ты о волшебных и лечебных качествах растений? Попробуй разгадать свойства растений!

Виртуальная викторина «Волшебные растения».

Четверг перед Троицей – седьмой четверг после Пасхи. Поэтому и называется он Семиком.

На Семик в старину девушки шли в лес. Тайно завивали венки на берёзах. Через эти венки целовались друг с другом. Обменивались колечками, лентами, платками. И становились кумушками-подружками.

А песни при этом пели такие:

                                         Берёзка, берёзка,                        Под тобою, берёзонька,                                            
    Завивайся, кудрява!                   Не мак цветёт,
                К тебе девушки пришли,          Не огонь горит —
                К тебе красные пришли,           Красные девушки
                Пироги принесли                        В хороводе стоят,
                Со яичницей.                                Про тебя, берёзонька,
                                                                        Всё песни поют. 

Соберешь пазл — увидишь кумушек!

«Подружки кумушки».

Накануне Троицы                     

За Вознесением скоро и праздник Троицы. Она празднуется через 50 дней после Пасхи.

Это время – самый разгар Зелёных святок, самая их сердцевина. Тут что ни день – то именины. А чьи – послушайте, скоро узнаете. А пока отгадайте загадку – и узнаете, что по народному обычаю бывает в центре праздника.

Красавица на поляне

В белом сарафане,

В зелёном полушалке.

 Про отцов помнить от века завещано. Суббота перед Троицей – родительская. Поминают в этот день всех ушедших родных и близких. Готовили раньше постную кутью, блины, кисель. Пекли медовые пряники. Красили яйца в жёлтый свет. Искони так повелось у людей: где забота о будущем – там память о предках.

В субботу именинницей считалась вода. К ней относились очень бережно: полы в этот день не мыли, бельё не стирали, баню не топили. Ещё бы, как её не уважать? Ведь вода, как говорит загадка, своего брата сильней.

Отгадайте, кому она сестра?

Старики же говорили, что в это время русалки покидают реки, пруды, озёра. И перебираются на ивы или плакучие берёзы.

                                 Троицын день

За субботой – воскресенье, сам праздник Троицы. В этот день лес – именинник. Его нельзя ни ломать, ни рубить. Рано утром украшали дома ветвями берёзы и цветами. Их приносили из лесу накануне. Пол усыпали ароматной травой. Пекли караваи, созывали гостей.

Девушки и юноши в этот день завивали венки. Не простые – волшебные. Вселиственные. В них вплетали каждый цветок, который расцвёл к этой поре, ни об одном не забывали.

                              Стой, мой милый хоровод!

В волшебных венках водили на Троицу хороводы. Да такие, что тянулись от села до села. В хороводе каждый – словно цветок. И весь хоровод – будто живой венок на челе матушки Земли.

И недаром. В понедельник после Троицы – третьи именины. В этот день земля – именинница.а такие, что тянулись от села до села. воды. хоровод!!

Но вернемся к яичнице.

Утром на светлый праздник Троицы, девушкам и женщинам полагается готовить яичницу.

Троицкая глазунья — не обычный будничный завтрак, а праздничная еда. Стряпать ее — значит священнодействовать.

Пока «глазастое блюдо» жа­рится на сковородке со шкворчащим коровьим мас­лом или свиным салом, хозяй­ка читает молитву к Прес­вятой Троице. Солить яичницу можно только целеб­ной Четверговой солью.

Каждая яичница должна состоять из двух яиц. Раз­бить их надо осторожно, что­бы желтки не растеклись. Оба яичных «глаза» олице­творяют дружную семейную пару — мужа и жену. Или бу­дущую ячейку общества — жениха и невесту. Яичную скорлупу выбрасы­вать нельзя, как и ту, что оста­ется от съеденных пасхальных яиц. Скорлупу опаляют на огне и мелко, до пудры, тол­кут в ступице. Порошок хра­нят в чистом холщовом ме­шочке и почитают целебным. Его добавляют в суп и щи, со­всем немножко, на кончике ножа. Говорят, он помогает от порчи и сглаза, от хилости и дряхлости, укрепляет кости. Потчуют скорлупой кур и ско­тинку, посыпают ею грядки для плодородия, хорошего роста урожая.

Соль эта особенная. Приготав­ливалась в Чистый четверг Страстной недели Великого поста. И сохранялась потом весь год ради обрядовых тра­пез и больным для выздоров­ления.

Соль пережаривали на су­хой сковородке, пока она не приобретала слегка желтова­тый пригорелый цвет. Потом соль высыпалась в специаль­ный полотняный мешочек. Если заболевал кто-то из до­мочадцев или животное, бо­лящему давали ломоть чер­ного хлеба, посоленного Чет­верговой солью. Сам мешо­чек с солью можно было подогревать и прикладывать, например, к переносице при насморке. Кроме соли яичницу при­правляли зеленым луком, чесноком и петрушкой. Тут тоже имеется своя тонкость. Зелень нужно использовать целыми плетями, ни в коем случае нельзя шинковать, но класть длинные зеленые перья вместе с нарастающей головкой корешка или луко­вицы. Считалось, что благо­даря этому сохраняется це­лостность семьи, да и количе­ство витаминов в растениях.

Круглая — по форме сково­роды — яичница вместе с зе­ленью запечатывалась в раз­резанный пополам такой же круглый каравай хлеба, освя­щенный в церкви. Каравай — единственное, что разрешает­ся делить, но не на мелкие ча­сти, а лишь надвое. Получен­ный «сандвич» следует завер­нуть в полотенце, прихватить отваренной в мундире картош­ки и отправиться в роще к вы­бранной заранее украшенной березе. Но прежде чем пробовать яства, следует сна­чала поводить хоровод вокруг дерева.

Кружась около березки, де­вушки заклинали и принесен­ную еду, и свои думы, и доб­рый Божий свет, и цветущую природу:

Благословн, ТРОИЦА, Святая Богородица! Ой-лю, ойлю-лю, Березоньку я завью!

Три круга — яичница, кара­вай, хоровод — символизиру­ют Троицу. А троицкой гла­зунье приписываются свойст­ва воскресения к жизни после ударов судьбы, дарования си­лы и ясного рассудка.

Праздник Троицы называют зелеными святками. Потому что в это время также, как и на зимние святки, наряжают об­рядовое дерево и гадают. Только дерево — не елка, а бе­реза, издавна олицетворяю­щая душу, голос, внутренний настрой русского народа.

А если ты хочешь посмотреть на героиню этого поста — собери пазл!

«Угощение яичница»

Вы же любите таинственное! Тогда — вперед!

Виртуальная викторина «В волшебном лесу».

 Заглянули в старину мы –
 Будто дождь омыл сердца.
 Только не допели струны
 Нашу песню до конца.
 Всех не спеть нам славных песен,
 Не сказать всех добрых слов.
 Край российский наш чудесен,
 Вечно юн и вечно нов. 

Отзвенели весенние соловьиные трели, и началось звонкое лето. Здравствуй, лето! Приветствуем тебя!

Мы надеемся, что за это время вы узнали много нового и вам было интересно с нами!

И в завершение — мультфильм по теме!

Мероприятие подготовила заведующая библиотекой Буза Светлана Ивановна.