Литературное онлайн-ассорти «Ничего подобного»

12+

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня мы хотим вам рассказать об одной замечательной русской писательнице, которой 21 мая 2022 года исполняется 150 лет со дня рождения – о Надежде Александровне Тэффи.

В ее рассказах искали легкое веселое чтение, позволяющее отдохнуть и отвлечься от повседневности. А находили мудрость, доброту и милосердие – и оказывалось, это именно то, чего всем по-настоящему не хватало. В очень непростые времена она щедро дарила радость тысячам своих соотечественников, разбросанных по всему миру.

В ходе мероприятия вы узнаете настоящую фамилию писательницы и поэтессы, её творческий путь, посмотрите интересные информационные видеоролики о произведениях Тэффи, в том числе с прочтением одного из рассказов, а также сможете выполнить интерактивных задания.

В заключительной части мы вас познакомим с книгами и сборниками, которые есть в нашей библиотеке, где можно встреть замечательные жизненные истории, описанные Тэффи.

Детские и юношеские годы

Будущая писательница появилась на свет в северной столице в 1872 году. Известно, что Надежда Александровна воспитывалась в интеллигентной семье, имеющей дворянское происхождение. Отец Лохвицкой по профессии был адвокатом. Её матерью была обрусевшая француженка. В семье было шестеро детей. Не секрет, что мать Тэффи обожала читать литературные произведения. И эта любовь передалась её детям. 

В 1890 году Тэффи окончила Литейную женскую гимназию. Здесь будущая писательница получила превосходное образование. Надежда Александровна обожала читать творения известных русских классиков. Так, однажды Тэффи даже пошла к самому Льву Николаевичу Толстому. К знаменитому писателю она обратилась с просьбой изменить некоторые детали в романе-эпопее «Война и мир». Надежде Лохвицкой очень не хотелось, чтобы умирал главный персонаж произведения, Андрей Болконский. 

 Её кумиром с детства также был и А. С. Пушкин, она активно интересовалась современной литературой и живописью, дружила с художником Александром Бенуа. Также на Тэффи оказали огромное влияние Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и её современники Ф. Сологуб и А. Аверченко.

В 1892 году, после рождения первой дочери, поселилась вместе со своим первым мужем Владиславом Бучинским в его имении под Могилёвом. В 1900 году, уже после рождения второй дочери Елены и сына Янека, разошлась с мужем и переехала в Петербург, где начала литературную карьеру.

Трудно себе представить, но «жемчужина русского юмора», искромётная, ни на кого непохожая Тэффи скромно дебютировала как поэтесса в журнале «Север». 2 сентября 1901 года на страницах журнала появилось её стихотворение «Мне снился сон, безумный и прекрасный…», подписанное девичьей фамилией – Лохвицкая. В 1907 году, чтобы привлечь удачу, взяла псевдоним Тэффи.

В 1910 году в издательстве «Шиповник» вышла первая книга стихотворений «Семь огней» и сборник «Юмористические рассказы», благодаря которому на писательницу обрушилась всероссийская слава. Сам император Николай II гордился таким самородком своей империи.

Но Тэффи вошла в историю отечественной литературы не как поэт-символист, а как автор юмористических рассказов, новелл, фельетонов, которые пережили своё время и навсегда остались любимыми читателем.

С 1904 года Тэффи заявила о себе как о литераторе в столичных «Биржевых ведомостях».

В 1905 году её рассказы печатались в приложении к журналу «Нива».

Рассказы Тэффи систематически печатали такие авторитетные парижские газеты и журналы как «Грядущая Россия», «Звено», «Русские записки», «Современные записки».

В годы Первой русской революции (1905—1907) Тэффи сочиняет острозлободневные стихи для сатирических журналов (пародии, фельетоны, эпиграммы). В это же время определяется основной жанр всего её творчестваюмористический рассказ. Сначала в газете «Речь», затем в «Биржевых новостях» в каждом воскресном выпуске печатаются литературные фельетоны Тэффи, вскоре принесшие ей всероссийскую любовь.

Псевдонимом Тэффи впервые была подписана одноактная пьеса «Женский вопрос», поставленная в петербургском Малом театре в 1907 году.

Происхождение псевдонима Тэффи остается загадкой. Как указано ею самой, он восходит к домашнему прозвищу слуги Лохвицких Степана (Стеффи), но также и к стихам Р. Киплинга «Taffy was a walesman / Taffy was a thief». Рассказы и сценки, появлявшиеся за этой подписью, были настолько популярны в дореволюционной России, что даже существовали духи и конфеты «Тэффи».

В дореволюционные годы Тэффи была постоянным автором журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», печаталась в них с первого номера, вышедшего в апреле 1908 (до запрещения этого издания в августе 1918), стала автором двухтомного собрания Юмористических рассказов (1910), за которым последовало еще несколько сборников: «И стало так» 1912, «Карусель», 1913, «Дым без огня», 1914, в 1916 году — «Житьё-бытьё», «Неживой зверь». В то время Тэффи снискала репутацию писателя остроумного, наблюдательного и беззлобного. Считалось, что ее отличает тонкое понимание человеческих слабостей, мягкосердечие и сострадание к своим незадачливым персонажам.

Всего до эмиграции писательница опубликовала 16 сборников, а за всю жизньболее 30. Кроме того, Тэффи написала и перевела несколько пьес.

События 1917 года находят отражение в очерках и рассказах «Петроградское житие», «Заведующие паникой» (1917), «Торговая Русь», «Рассудок на веревочке», «Уличная эстетика», «В рынке» (1918), фельетонах «Пёсье время», «Немножко о Ленине», «Мы верим», «Дождались», «Дезертиры» (1917), «Семечки» (1918). По предложению Ленина рассказы 1920-х годов, где описывались негативные стороны эмигрантского быта, выходили в СССР в виде пиратских сборников до тех пор, пока писательница не выступила с публичным обвинением.

После закрытия в 1918 году газеты «Русское слово», где Тэффи работала, она отправилась вместе с А. Аверченко в Киев, где должны были состояться их публичные выступления, и после полутора лет скитаний по российскому югу (Одесса, Новороссийск, Екатеринодар) добралась через Константинополь до Парижа.

Судя по книге «Воспоминания», Тэффи не собиралась уезжать из России. Решение было принято спонтанно, неожиданно для неё самой.

Тэффи вспоминает, что её не оставляла надежда на скорое возвращение, хотя своё отношение к Октябрьской революции она определила давно.

Осенью 1919 она была уже в Париже, а в феврале 1920 в парижском литературном журнале появились два её стихотворения, в апреле она организовала литературный салон. В 1922—1923 жила в Германии.

В Берлине и Париже продолжали выходить книги Тэффи, и исключительный успех сопутствовал ей до конца долгой жизни. В эмиграции у неё вышло больше десятка книг прозы и только два стихотворных сборника: «Шамрам» (Берлин, 1923) и «Passiflora» (Берлин, 1923). Подавленность, тоску и растерянность в этих сборниках символизируют образы карлика, горбуна, плачущего лебедя, серебряного корабля смерти, тоскующего журавля.

В эмиграции Тэффи писала рассказы, рисующие дореволюционную Россию, всё ту же обывательскую жизнь, которую она описывала в сборниках, изданных на родине. Меланхолический заголовок «Так жили» объединяет эти рассказы, отражающие крушение надежд эмиграции на возвращение прошлого, полную бесперспективность неприглядной жизни в чужой стране. В первом номере газеты «Последние новости» (27 апреля 1920 года) был напечатан рассказ Тэффи «Ке фер?» (франц. «Что делать?»), и фраза его героя, старого генерала, который, растерянно озираясь на парижской площади, бормочет: «Все это хорошо… но que faire? Фер-то ке?», стала своего рода паролем для оказавшихся в изгнании.

Писательница публиковалась во многих видных периодических изданиях русской эмиграции («Общее дело», «Возрождение», «Руль», «Сегодня», «Звено», «Современные записки», «Жар-Птица»). Тэффи выпустила ряд книг рассказов«Рысь» (1923), «Книга Июнь» (1931), «О нежности» (1938) — показавших новые грани её таланта, как и пьесы этого периода — «Момент судьбы» 1937, «Ничего подобного» (1939) — и единственный опыт романа — «Авантюрный роман» (1931). Жанровая принадлежность романа, обозначенная в названии, вызвала сомнения у первых рецензентов: было отмечено несоответствие «души» романа (Б. Зайцев) заглавию. Современные исследователи указывают на сходство с авантюрным детективным романом, а также романом-мифом. Но своей лучшей книгой она считала сборник рассказов «Ведьма» (1936).

В произведениях Тэффи этого времени заметно усиливаются грустные, даже трагические мотивы.

Вторая мировая война застала Тэффи в Париже, где она осталась из-за болезни. Она не сотрудничала ни в каких изданиях коллаборационистов, хотя голодала и бедствовала. Время от времени она соглашалась выступить с чтением своих произведений перед эмигрантской публикой, которой с каждым разом становилось всё меньше.

В 1930-е годы Тэффи обращается к мемуарному жанру. Она создаёт автобиографические рассказы «Первое посещение редакции»(1929), «Псевдоним» (1931), «Как я стала писательницей» (1934), «45 лет» (1950), а также художественные очерки — литературные портреты известных людей, с которыми ей довелось встречаться. Среди них Григорий Распутин, Владимир Ленин, Константин Бальмонт, Илья Репин, Аркадий Аверченко, Зинаида Гиппиус, Леонид Андреев, Александр Куприн, Иван Бунин, Игорь Северянин.

Тэффи хотела писать о героях Л. Н. Толстого и М. Сервантеса, обойдённых вниманием критики, но этим замыслам не суждено было осуществиться. 30 сентября 1952 года в Париже Тэффи отпраздновала именины, а всего через неделю — 6 октября скончалась. Спустя два дня её отпели в Александро-Невском соборе в Париже и похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Предлагаем ответить на вопросы викторины «Мир Надежды Тэффи».

Давайте более подробно рассмотрим некоторые рассказы Надежды Тэффи, а также основные темы, вложенные в них писательницей. Для этого предлагаем посмотреть видеоролик «Надежда Тэффи. Рассказы».

Представляем видеоролик «Рассказ Тэффи «Экзамен»».

А теперь мы хотим вас познакомить с книгами Надежды Тэффи и со сборниками, где можно прочитать её рассказы, которые есть в нашей библиотеке.

Рассказы о детях / М. Зощенко, А. Аверченко, Н. Тэффи; худож. А. Андреев, С. Бордюг и Н. Терпенюк, А. Власова. –Москва: Издательство АСТ, 2019. – 154, [6] с.: ил.. – (Школьные истории).

В XIX и начале XX века жизнь школьников была гораздо тяжелее, чем сейчас. Хотя бы потому, что самым действенным методом воспитания считались розги. Урок не выучил — получил по попе. Но даже под угрозой телесных наказаний ученики всячески исхитрялись лениться, хулиганить, драться и врать. Вот какие отважные люди! Про весёлых и находчивых детей, которые родились и выросли до революции, писали замечательные авторы — Михаил Зощенко, Аркадий Аверченко, Надежда Тэффи. Очень часто они рассказывали о своём детстве — смешном и немного грустном.

Для младшего школьного возраста.

Предлагаем собрать пазлы и увидеть иллюстрации к рассказам Надежды Тэффи из этого сборника.

«Кишмиш»

«Подготовишка»

Тэффи, Н. А. Увлекательное словотворчество: рассказы / Надежда Тэффи; худож. А.Любимова, Н. Кузнецова, А. Власова. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2020. – 176 с.: ил. – (Читаем всей семьей)

В книге собраны юмористические рассказы известной русской писательницы Надежды Тэффи, посвященные детям, их шалостям и проказам. Добрая ирония, великолепный авторский стиль, в котором сочетаются искрометный юмор и глубокое понимание психологии ребенка, делают эти истории трогательными и уморительно смешными.

Подходит для среднего и старшего школьного возраста и для чтения всей семьей.

«Очень рекомендую всем, у кого есть чувство юмора. И кого раздражает пошлость в разговорах и поступках. Детям лет с 12 можно давать смело, потому что очень ясный язык. Отдельные рассказы можно читать и младшеклассникам, мы их читали в различных сборниках классе в третьем-четвертом с большим удовольствием».

(Рецензия Антонины Алексеенко с сайта Лабиринт: https://www.labirint.ru/reviews/goods/554050/)

Тэффи, Н.А. Юмористические рассказы / Надежда Тэффи. – Москва: АСТ; Владимир: ВКТ, 2011. – 348, [4]с. – (Русская классика)

В сборник вошли рассказы Тэффи разных лет, написанные как на родине, так и в Европе. Перед читателем проходит настоящая галерея забавных, ярких персонажей, во многих из которых угадываются реальные современники писательницы – люди искусства и политические деятели, знаменитые «светские львицы» и меценаты, революционеры и их противники.

«У Тэффи очень легкий, воздушный стиль. Читать ее приятно. Она самокритична и иронична. Ситуации, которые она описывает знакомы, так же как и образы людей описанные ей. Просто в реальной жизни это то, про что говоришь «бесит», «раздражает». А в рассказах Тэффи мило, неуклюже, смешно и немного грустно. Ее сатира точна и в тоже время беззлобна. Она умеет смотреть на себя с улыбкой и учит этому своих читателей. Посмотреть на будничные вещи ее глазами интересно».

(Рецензия пользователя  Flesa с сайта https://www.livelib.ru/)

Аверченко А.Т., Тэффи Н.А., Саша Чёрный Юмористические рассказы / Сост. и предисл. Л. Спиридоновой; рис. М.Гуменюка. – Москва: Детская литература, 2004. – 490 с.:ил. – (Школьная б-ка)

В книгу вошли лучшие юмористические рассказы крупнейших писателей-эмигрантов начала ХХ века. Их роднит живой юмор, вера в жизнь и любовь к России.

Из рассказов Надежды Тэффи вошли такие, как «Выслужился», «Даровой конь», «Экзамен», «Катенька», «Мой первый Толстой», «О нежности» и др.

Для среднего школьного возраста.

Приходите за этими чудесными произведениями Надежды Тэффи в нашу библиотеку и читайте с удовольствием!

Мероприятие подготовила заведующая сектором Кумова Ольга Владимировна.