Литературный онлайн-калейдоскоп «Миры Амбера»

12+

Добрый день, уважаемые читатели! Сегодня мы обращаемся к любителям фантастики.

13 мая исполняется 85 лет со дня рождения американского писателя-фантаста Роджера Джозефа Желязны.

Роджер Джозеф Желязны — писатель, без чьего вклада невозможно представить современное фэнтези. Находясь у истоков Новой волны американской фантастики, он увёл жанр от привычных тем о сражении добра и зла. В его романах на смену классическим героям и злодеям пришли с сложные, неоднозначные личности.

Его произведения значительно расширили представления о том, что такое «магия» и какие формы она может принимать, от забытых технологий прошлого до эзотерических способностей богов старых религий. Желязны любил совмещать древнюю историю и современность, обоснованную фантастику и чистую магию, сюрреалистические сны и злободневные проблемы. Ему не хватало классических мифов, так что в его произведениях мы встретим и древнюю мифологию, и поверья народов мира, и современные концепции гуманитарных наук.

Но вернёмся к началу.

Родился Роджер Желязны в 1937 году в Огайо, в семье иммигранта из Польши Джозефа Франка Желязны и американки ирландского происхождения Джозефины Флоры Свит. Так что, хоть правильнее будет произносить его фамилию по-английски — «Зелязни», переводчики на русский, скорее всего, были недалеко от истины.

С детства Желязны увлекался фантастикой и уже в 11 лет начал набирать первые истории на пишущей машинке, которую получил на день рождения. Позже он решил попробовать себя в качестве редактора местной школьной газеты, а также вступил в писательский клуб. В газете он часто пробовал публиковать собственную прозу и стихи, а в 1957 и 1959 годах — даже выиграл Finley Foster Poetry Prize.

После колледжа Желязны поступил в отделение психологии Кливлендского Западного университета, но вскоре перешёл на факультет английской словесности, где получил степень бакалавра.

В период с 1963-го по 1966-й он был резервистом американской армии, а также служил в подразделении психологической войны. Именно в период службы Роджер Желязны впервые начал писать и публиковать свои рассказы. Так, в 1962-м году в журнале «Amazing Stories» была опубликована повесть «Игра страстей», а уже годом позже – новелла «Роза для Экклезиаста». Стоит отметить, что вторая из названных работ стала особенно успешна. За данное литературное произведение наш сегодняшний герой получил престижную премию «Хьюго» и сразу две статуэтки «Ньюбла».

Роджер Желязны считал, что теория без практики — пустое дело, так что везде где только можно он накапливал жизненный опыт: успел научиться фехтованию, дзюдо, игре в шахматы, познакомился с дзеном и восточными практиками медитации, изучил японский и хинди, и всё время не забывал много и упорно писать. Так что к началу литературной карьеры у него уже был большой багаж знаний из самых разных дисциплин, а жизненный опыт позволил ему создать сложных и правдоподобных героев.

Желязны тяготел и к научной фантастике, и к фэнтези, но не в привычном понимании. Вымышленные элементы нужны были ему для того, чтобы подчеркнуть что-то особенное в людях, в культуре, что-то не столь заметное в повседневности. Довольно часто «магия» объяснялась запутанными законами мира и противопоставлялась науке и технологиям. Часто герои его произведений, став свидетелями чуда, не могли понять, что перед ними: неизвестный научный феномен или нечто непостижимое для понимания человеку.

Проблемы, интересующие автора, человечеству не новы и, так или иначе, уже поднимались в предыдущих произведениях. Тем не менее, Желязны смог их отыскать в древних мифах, подвести к современному миру и показать с необычной точки зрения.

В его произведениях, кроме классических «Артурских мифов» можно встретить мифологию китайскую («Лорд Демон»), египетскую («Создания Света, Создания Тьмы»), греческую («Этот бессмертный»), индуистскую («Князь Света»), индейскую («Глаз Кошки») и скандинавскую («Маска Локи»), а также христианские и кабальные параллели («Мастер Сновидений»).

А элементы скандинавской, ирландской и японской мифологии, как и идеи из многих других источников, элегантно переплелись в мироустройстве «Хроник Амбера» — главной работы всей жизни Роджера Желязны.

Не стоит думать, однако, что в его произведениях нас ждёт только экскурс в историю мифов народов мира. Желязны в равной степени увлекался психологией, социологией, историей и лингвистикой. Его герои могли отлично разбираться в политике и искусстве, а также умели говорить на немецком, французском, китайском и латыни, несмотря на то, что сам автор этими языками не владел.

И всё же нельзя подвести всю жизнь, всё творчество Желязны к одной простой истине, одной идее. Он не выражал свои мысли какой-то красивой моралью в конце истории, но вплетал их в саму структуру сюжета, в образы и характеры героев, так, что зачастую нельзя понять, разделяет ли автор убеждения персонажа или наоборот спорит с ним.

Роджер Желязны оставил заметный след в мировой фантастике Параллельно с этим Роджер Желязны работал агентом по социальному страхованию, а затем – секретарем и казначеем в Ассоциации писателей-фантастов. Из данной организации писатель уволился в 1968-м году. К этому моменту писателем уже было написано несколько новых книг и огромное множество коротких рассказов, многие из которых издавались под псевдонимом Харрисон Денмарк. В 1968-м году, следуя совету своего друга писателя Роберта Силверберга, Роджер Желязны завел себе литературного агента и, уволившись с государственной службы, начал работать в качестве профессионального писателя. Некоторое время спустя наш сегодняшний герой переехал вместе с женой и детьми в город Санта-Фе (Нью-Мексико), где продолжил заниматься литературным творчеством. Доподлинно известно, что именно здесь писателем была написана большая часть его трудов. Параллельно с работой в качестве писателя-фантаста Роджер Желязны также работал в качестве «чтеца» на радио, что было довольно престижно в семидесятые-восьмидесятые годы. Кроме того, он также активно занимался восточными единоборствами и даже сумел получить черный пояс по айкидо. Роджер Желязны читал свои произведения на радио.

Всего было издано более 150 рассказов и 50 книг Роджера Желязны. По мнению многих, лучшие книги Роджера Желязны — «Ночь в тоскливом октябре», «Князь Света» и серия «Хроники Амбера».

За свои литературные работы писатель шесть раз получал престижную премию «Хьюго», а также три раза становился лауреатом премии «Ньюбла». Кроме того, в личной коллекции наград выдающегося американо-польского автора есть также французская награда «Аполло», премия литературного журнала «Локус» и некоторые другие призы.

Роджер Желязны — лидер движения Новой волны в научной фантастике, когда фантасты перенесли внимание с роботов и космических кораблей на человека и его внутренний мир.

Роджер Желязны умер от почечной недостаточности 14 июня 1995 года в больнице Сент-Висент.

С чего начать?

Вам поможет в этом следующее видео.

АБЗАЦ 193 С чего начать читать Роджера Желязны.

Именно он подарил нам невероятную Вселенную Амбера — бесконечное множество параллельных миров, тенями отбрасываемых сиянием единственного реального Измерения. Миры эти занимают пространство от Амбера до Владений Хаоса.

«Хроники Амбера»

Малоизвестный факт, но декалогия Амбера, номерные части которой публиковались больше двадцати лет, задумывалась как один роман. Да и завязка её нетипична для высокого фэнтези — главный герой, Корвин, приходит в себя на Земле, в частной психиатрической клинике.

Неплохое начало?

По очень «удачному» для автора стечению обстоятельств, Корвин не помнит ничего о себе или о событиях, которые привели его в психбольницу. Так что клубок интриг ему придётся распутывать параллельно с читателем. Корвин проведёт некоторое время на Земле, узнает о своей семье, о покушении на него, о своих способностях и привычках.

Выясняется, что Корвин — сын короля Оберона, правителя города Амбер, лежащего у основ мироздания. Вместе со своими братьями и сёстрами он — основной претендент на пустующий трон столицы. Город назван Янтарём не просто так: словно застывший в вечности слепок, он — изначальный, первый мир, от которого во все стороны разошлись «Отражения». Так именуют тени Амбера, параллельные миры, и наша Земля — один из них.

Близкие к Амберу миры на него очень похожи, в них так же царит магия и прогрессивное Средневековье, но чем дальше от центра, тем более странные миры можно встретить, не говоря уже о созданиях, их населяющих. Меняется флора, фауна, эпоха, даже сами законы физики.

Обычные смертные могут перемещаться между мирами, проходя через специальные двери, проломы или щели, но потомки короля Оберона обладают способностью изменять Отражения силой воли. Стоит только закрыть глаза и представить, как привычный ландшафт изменится чем-то неземным.

А вот отношения среди родственников оказываются вполне понятными и приземлёнными, и, честно говоря, оставляют желать лучшего. Король давно исчез, а между братьями идёт война за право сесть на трон Амбера. С впечатляющей регулярностью они строят интриги, заключают союзы и предают друг друга.

Желязны какое-то время собирался посвятить по книжке каждому из детей Оберона, но этим планам не суждено было сбыться — в первом пятикнижии главный герой Корвин, а в следующем — его сын Мерлин.

Между этими сложными семейными взаимоотношениями как бы невзначай всплывают мифические элементы — волшебные камни, мечи, кольца, подводные и призрачные города, а также приоткрывается завеса тайны над настоящим врагом города — Дворами Хаоса, посылающими через Отражения свои армии в Амбер.

Познакомимся: королевская семья Амбера.

Тем, кто интересуется, предлагаем видео по мотивам «Хроник Амбера».

«Девять принцев Амбера».

«Князь света»

«Князь света», известный также как «Бог света», остаётся одним из самых сложных по своей структуре и сюжету романов Желязны. Нашлось в нём место и научной фантастике, и фэнтези, и истории о восстании, и столкновении буддизма и индуизма, и поискам себя.

Формально, события романа укладываются в рамки научной фантастики. Корабль «Звезда Индии» покинул Землю и основал колонию на удалённой планете, на одном из полюсов её построив город под куполом.

Для сохранения власти и порядка экипаж оставил достижения науки в своём распоряжении, особенно технологию бессмертия и реинкарнации, и объявил офицерский состав Богами. Остальных пассажиров вынудили переселиться в поселения, напоминающие средневековые, а местное население планеты нарекли Демонами.

Боги пользуются необразованностью экипажа и возвращают кастовую систему, а цикл реинкарнации получает физическое воплощение. Если слушаться Богов, получишь здоровое и сильное тело, поднимешься вверх по социальной лестнице, получишь шанс стать одним из Младших Богов. Стоит же ослушаться — в наказание следующую жизнь проведешь в больном и немощном теле. За особо тяжкие преступления против системы несчастных ожидало превращение в животное.

История же рассказывается как классическое фэнтези, в котором люди покорно соглашаются с волей Богов и принимают систему за должное.

Главный герой — Сэм, он же Махасаматман, Сиддхартха или Будда. Он считал систему несправедливой и нашёл в себе силы отвергнуть предложение стать Богом. Именно тому, как он решил поднять восстание и основал новую систему мировоззрения, его переживаниям и сомнениям, посвящён сюжет «Князя света».

Желязны не скрывает, что за мистикой романа скрывается реально существовавшее противостояние индуизма и буддизма, с победой последнего как более продвинутой и гуманной религии. В итоге, Сэму удаётся создать учение, которое распространится среди людей и переживёт его самого.

Вы можете послушать аудиокнигу «Князь света».

«Князь света» 1 часть.

«Князь света» 2 часть.

Ночь в тоскливом октябре

Добро пожаловать в Лондон конца XIX века! Под покровом тумана этого промозглого октября сойдутся в Великой Игре известнейшие персоны своего времени, а также их питомцы-помощники. Великий сыщик, граф, пробуждающийся по ночам, таинственный учёный и его создание – игроки не афишируют своих имён, но вы наверняка узнаете их без труда. А наградой победителю станет возможность изменить весь существующий мир…

Высший пилотаж в написании постмодернистских произведений — создать текст, который позволяет наслаждаться чтением, даже не находя ни одной аллюзии и отсылки из спрятанных автором. «Тоскливой октябрьской ночью» Роджера Желязны как раз из таких шедевров. Композиция, повествовательная точка зрения и перипетии сюжета (тайны и хитрости, убийства, погони и ритуалы, древняя магия и битва за судьбы Земли) сами по себе достаточно любопытны, чтобы занять любого. Даже того, кому ни один персонаж или образ не покажется знакомым.

А мы предлагаем одну из двух экранизаций по произведениям Роджера Желязны.

Сумеречная зона (сериал 1985 – 1989) 1 сезон.

А в завершение мероприятия мы приглашаем читать интересные произведения классика американской фантастики Роджера Желязны.

Мероприятие подготовила заведующая библиотекой Буза Светлана Ивановна.