Литературное онлайн-досье «Счастливые мгновения детства (28 апреля — 120 лет со дня рождения писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969)).

  6+

28 апреля 1902 года родилась Валентина Александровна Осеева (Осеева-Хмелева),принадлежащая в ряду известнейших детских писателей, давно уже именуются создателями детской и юношеской литературы нашей страны.

Сегодня читатели смогут познакомиться с её биографией, самыми известными книгами, посмотреть отрывки из фильмов по её произведениям и поиграть в онлайн-игры.

Родилась она в городе Киеве.

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Н. В. Лысенко в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Мать будущей писательницы была в числе организаторов в 1924 г. коммун и колоний для обездоленных детей.

Вы сами можете посмотреть короткое видео о ней «Валентина Александровна Осеева».

Или посмотреть видео «Осеева В. «Любимые книги детства»».

Сосудом, из которого знаменитая детская писательница черпала темы своих рассказов и повестей, послужил её огромный опыт педагогической деятельности. В детских воспитательных учреждениях Осеева проработала до 1940 года.

          Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ — «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот».

          Начав с пьес и инсценировок для воспитанников, с  1937 года стала публиковать в детских периодических изданиях «Затейник», «Мурзилка», «Дружные ребята» свои рассказы для малышей. Первый сборник рассказов «Рыжий кот» вышел в 1940 году. Писательница всё своё время посвящает творчеству. Следуя традициям дидактики, уходящим корнями ещё в литературу Древней Греции, она овладела мастерством облекать педагогические идеи в увлекательные сюжеты, писать языком, близким и понятным детям. Стихи, сказки и рассказы отмечены живостью изложения, отчетливой нравоучительностью и построены на реалистических сюжетах.

          Сборники стихов, сказок, рассказов для малышей: «Рыжий кот» (1940),

“Волшебное слово” (1944), “Мой товарищ” (1950), “Простое дело” (1956), “Синие листья” (1965) “Отцовская куртка», «Мой товарищ» обрели невероятную популярность у многих поколений маленьких читателей.

          Осеева много писала для малышей — стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения были отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах.

          Писательница Велентина Осеева придавала слову очень большое значение. Она понимала, как важна роль слова в человеческих взаимоотношениях: им можно окрылить, вдохновить, а можно и тяжко ранить. Цикл рассказов Валентины Осеевой стал своеобразным сводом моральных законов, которые должны быть в основе взаимоотношений между людьми и нарушение которых недопустимо. Но изложены эти святые законы не назидательно, а языком увлекательных историй, сюжетов, пришедших в рассказы, были и притчи из самой жизни. Вот какие сложные задачи поставила писательница, создавая эти произведения. Поставила и блестяще решила. А цикл ведь адресован читателям младшего возраста. Но это закономерно: надо с самого детства постигать высокую науку человеческого общения.

Для вас, уважаемые читатели, мы подготовили пазлы по рассказам писательницы. Соберите их и увидите красочные иллюстрации к рассказам!

«Хорошее».

«В классе«.

«Синие листья«.

           Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов «Волшебное слово», в котором в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.

  • Например, рассказ “Хорошее”.

Маленький Юра мечтает совершить нечто хорошее, например,если бы сестрёнка тонула, он бы её спас; если бы волки напали на няню, он бы их застрелил;а если бы собака упрала в колодец, он бы её вытащил. А вот погулять с сестрёнкой, убрать посуду вместо няни и напоить собаку у Юры нет времени. Он занят. Мечтами.

  • Или рассказ Сыновья, где три мамы хвастаются своими сыновьями

перед стариком. Одна хвастается силой сына, другая – его голосом, а третья – молчит, а потом говорит что ничего особенного в нём нет.

          А когда женщины возвращались домой с вёдрами воды, им навстречу выбежали три мальчика: один – кувыркается, колесом ходит, другой – песню поёт, соловьём заливается. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжелые и потащил их.

          Женщины спросили у старика: “Ну, каковы наши сыновья?”

—  А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу.

  • Или рассказ Волшебное слово”.

Где волшебник научил невежливого мальчика говорить слово “Пожалуйста” , но не просто так говорить, а тихим голосом, глядя прямо в глаза. Этого мальчика обижали все: сестра Лена не даёт краски, брат не берёт кататься на лодке, даже бабушака не даёт ничего вкусненького… а гонит с кухни.

      И – о чудо — подействовало! И сестра дала свои краски, и брат берёт его с собой кататься на лодке и милая бабушка преобразилась и кормит внука пирожками.

         Только поблагодарить волшебника Павлик забыл.

Обзор произведений Валентины Осеевой можно посмотреть в видео «Читаем школьную классику. Валентина Осеева, «Рассказы для детей»» Башкирского государственного театра кукол.

А вы, уважаемые читатели, сможете проверить своё знание рассказов в виртуальных викторинах.

«Рассказы Валентины Осеевой«.

И в викторине «Узнай по картинке!«

В 1946 г. Осеева начала работать над книгой «Васек Трубачев и его товарищи». Писательница показала, как в безмятежную жизнь мальчишек врывается война, как закаляет их характер, как они учатся дружить, как становятся участниками борьбы с захватчиками. Эта трилогия посвящена жизни пионерской организации, школе, участию детей в Великой Отечественной войне, воспитанию в читателях высоких моральных качеств. Она о том, как совершали подвиги, погибали, проливали кровь за родную страну русские люди, которые не хотят войны.

           Трилогия о жизни и делах пионеров в годы войны “Васёк Трубачёв и его товарищи” (1947 – 1952) удостоена  Государственной премии  СССР (1952).

          Эта книга принадлежала к числу наиболее любимых и читаемых подростками книг.

          По второй части трилогии был даже выпущен кинофильм “Отряд Трубачёва сражается”.

          Почему книга так называется? Так зовут главного героя трилогии.

          Кто такой Васек Трубачёв? Это маленький мальчик с непокорными рыжими волосами и тёмными глазами, очень волевой, ответственный и исполнительный , его уважают и слушаются все ребята. Он был председателем совета отряда, было такое звание у  пионеров страны Советов.

          Первая книга трилогии посвящена такой разнообразной жизни девчонок и мальчишек из 4”б” класса обычной средней школы маленького подмосковного городка. В класс приходит новый учитель – Сергей Николаевич, жизнь класса становится интереснее, ребятам он нравится, они тоже стараются ему понравиться.  Девчонки и мальчишки учатся, помогают друг другу в учёбе (во все времена были и есть те, кто учится хорошо, и те, кто не любит учиться), выпускают стенгазету, проводят праздники и ходят в походы. Дружат и ссорятся. Всё, как это и бывает в нормальной школьной жизни.  Время — 1941 год. Ещё не началась Великая Отечественная война и, казалось,  жизнь всегда будет такой безмятежной, радостной и наполненной учёбой, взрослением, новыми свершениями, открытиями. Но, закончился учебный год, 4 “б” класс победил в соревновании и  за отличную учёбу был награждён поездкой на Украину.

          Об этом рассказывается уже во второй книге трилогии.

          В поездке всё было ново и замечательно. Городские ребята с восторгом знакомились с живописной природой украинского села, помогали крестьянам, ходили в походы, и так случилось, что, когда они ушли в поход,  в это время началась вероломная и трагическая война с фашистскими захватчиками. Ребята были в лесу и ничего об этом не знали, удивляясь большому количеству самолётов в небе и странному шуму, как будто где-то проводились взрывные работы. А когда они вышли из леса , по дорогам уже вовсю двигались колонны войск и беженцев.

          Это очень страшно, когда школьники всем классом, пусть и вместе с учителем, оказываюся захвачены вихрем войны. Ведь это дети, совсем маленькие…. Ведь до этого было всё так благополучно: кончились занятия, наступили каникулы и впереди была увлекательная поездка…

           Учитель знает, что ему нужно как можно скорее отправить детей домой, но так получается, что отправить на станцию к поезду удаётся только половину класса с учителем, другие ребята остаются в селе с вожатым ждать машину, которая должна за ними приехать. Нескольких девочек удаётся поместить в машину с эвакуируемым детским домом. Дети оказываются разделены. Учителю удаётся с первой партией детей уехать в Москву, но,  машина, посланная за второй партией ребят,  попала под бомбёжку и взорвалась, доставить детей некому и некуда – станция разбомблена, а машина, где ехали девочки и эвакуируемый детский дом, тоже погибла вместе со всеми детьми.  И оставшиеся дети, Васёк Трубачёв , вожатый Митя и мальчишки остаются в   украинском селе.  

          Дети были ошеломлены, растеряны, но вожатый говорит: “У нас, у советских людей, у коммунистов, комсомольцев и пионеров есть такое отличительное свойство: перестраиваться на ходу. Мы не теряемся ни при каких обстоятельствах. А потому наше дело: спокойно, стойко, как подобает пионерам, принять это известие и срочно перестроиться на военный лад!” И ребята перестраиваются.

          Украина очень быстро оказывается захвачена гитлеровской Германией и дети находятся в глубоком тылу теперь уже фашистского рейха (Гитлер планировал захватить много стран и создать сверхдержаву – немецкий рейх, где немцы были бы хозяевами, а оккупированные народы – рабами, слугами и … материалом для переработки. Очень многих людей уничтожали в фашистских концлагерях, а их тела шли на выработку кож, удобрений и т.д.) И немецкие войска стали устанавливать новый порядок… Для советских людей это оказался страшный порядок.

          Немцы забирали продовольствие,  имущество граждан, скот  и угоняли в Германию. Молодёжь и детей трудоспособного возраста они угоняли в Германию на трудовые работы, красноармейцев и нарушителей порядка арестовывали и сажали в концлагеря, а евреев просто уничтожали. Была такая директива фюрера.

          Но, конечно, люди не могли согласиться безропотно быть рабами после совсем другой свободной жизни. И понемногу начало организовываться сопротивление немецкому порядку. Стали появляться листовки с призывами сопротивляться фашистам и со сводками информации с фронта. Они оказались наклееными в самых разных местах. Кто их расклеивает и когда? Немцев очень волновал этот вопрос. Вообще дисциплина у немецких войск соблюдалась строго. А тут под самым носом у гитлеровцев творилось такое! Новый порядок такого не прощает. А когда у немцев из штаба исчезли важные документы, начались репрессии: немцы расстреливали и вешали местных жителей, причём не щадили никого. Погибла даже местная учительница и девочка-школьница из Москвы, которая пыталась защитить её. Их и похоронили вместе.

          Это очень страшно, когда на глазах у детей расстреливают людей. Это вообще преступление – уничтожать чью-то жизнь, при свидетелях и без…

          А местные полицаи и эсэсовцы продолжали прочёсывать деревни и сёла: они панически боялись партизан, которые находились в густых лесах. Но всё равно взрывались машины, поезда и здания, где обитали гитлеровцы. Васёк Трубачёв и его товарищи стали участвовать в делах партизанского подполья. Ребятам давали посильные задания: проследить за теми или другими фашистами, караулить место сбора подпольщиков, принести или передать документы. Ребята усердно и старательно выполняли все поручения. Но новые власти свирепствовали, проводя карательные операции среди местного населения, погибло много подпольщиков и их семей и партизанское руководство решило переправить детей в Москву.

          И постепенно из захваченной фашистами Украины дети возвращаются на родину, в подмосковный городок. Не все. Есть и погибшие, как среди учеников,  так и среди новых друзей на Украине. Но ребята навсегда запомнят страшные картины войны, которые им пришлось наблюдать, как будет помнить и погибших товарищей. Остался воевать в партизанском отряде  их мужественный вожатый Митя, ушёл на фронт любимый учитель Сергей Николаевич, эвакуировалась на Урал  родная школа, многие друзья и их семьи тоже были  в эвакуации.

          А третья книга посвящена жизни ребят в опустевшем родном подмосковном городке.

           Это было очень тяжело – после опасной и напряженной деятельности в захваченной фашистами Украине остаться совсем без дел. Но не могли такие мужественные и деятельные ребята, как Васёк Трубачёв  и его товарищи сидеть без дела и дело нашлось: они стали помогать раненым в госпитале, собирали металлолом.

           Но ребята, многие из которых были отличниками, первый год не учились в школе… Учиться тоже очень хотелось, это только законченные лентяи не любят учиться.  И ребята стали заниматься самостоятельно, с мамой одного мальчика. Она учила их  по программе пятого класса.  Так прошёл целый год. и потом … потом приехал директор школы. Здание школы было занято военным госпиталем, а открывать школу было нужно: некоторые дети уже возвращались из эвакуации. И тогда под школу выделили недостроеноое здание. Директор ,  Васёк Трубачёв и его товарищи стали строителями. Они сами убирали строительный мусор, ставили заборы, помогали вставлять окна, двери, забор и ворота  — и так – всё лето. К сентябрю всё должно быть готово. Мальчишки и девчонки были очень заняты:  ребята восстанавливали школу, работали в госпитале,  а ещё – в августе им предстояли экзамены, и они усиленно занимались, чтобы не пришлось стать второгодниками (отличники не могли себе такое позволить!). 

          Ребята очень волновались. И было отчего. Им предстоял экзамен! Времени катастрофически не хватало. И невозможно было отказаться от чего-нибудь: все работы были очень важны. Но ребята не унывали. Они не могли позволить себе расслабиться и отдыхать на каникулах , как другие. Они и учились и работали. Учились не только наукам, но и жизни, перенимая друг от друга всё то лучшее, что было у каждого. Появлялись и новые друзья. Они тоже включались в работу.

           Но впереди  предстоял экзамен!  И принимал его их любимый учитель, вернувшийся с фронта после ранения. И,  хотя  ребята очень волновались, экзамен они выдержали. Их перевели в шестой класс. И снова продолжилась такая интересная и разнообразная  школьная жизнь.

          А ещё была мечта, у каждого — своя.  Мальчики мечтали о том, кто кем станет в послевоенной жизни. Кто моряком, кто учёным, кто учителем. Ребята даже спорили об этом.

            Но время не остановить. Прошли годы. По-прежнему школа растит своих детей…

           Давно уже оперились и вылетели из родного гнезда прежние птенцы. Разлетелись, разъехались в разные стороны бывшие питомцы этой школы — Васёк Трубачёв и его товарищи. Улетели туда, куда тянулось сердце.

             По морям суровой Балтики плавают на кораблях Васёк Трубачёв и двое его товарищей.

         Ушли с научной экспедицией в Каракумы  двое геологов из команды Трубачёва.

           Кто-то стал врачом, кто-то учителем, кто-то – художником.

      Но ещё нежнее и крепче стала из дружба, в каждом письме сообщают они друг другу свои новости, делятся радостью, успехами, мечтами – всем, чем полна молодая жизнь.

           И  каждый год в день встречи выпускников школа гостеприимно распахивает для всех двери, и допоздна горит свет в её окнах, и учителя и их бывшие воспитанники ведут беседу, грустно и тепло вспоминают всё пережитое и ныне отсутствующих. И снова взрослые люди становятся  мальчишками и девчонками. 

          На самом деле это книга не только и столько  о войне, но главное  – она посвящена  школе, учителям и  ученикам.

          Перевёрнута последняя страница. Закончилась книга, но не закончилась жизнь.

          И если придётся вам в жизни трудно — вспомните Васька Трубачёва и его товарищей! Вспомните, распрямите плечи и вы увидите таких же, как он, и сами почувствуете то, чем жил и что чувствовал он, обычный мальчик советской страны военного времени из обыкновенной средней  школы.

А сейчас вы сможете посмотреть фрагменты из фильмов по дилогии.

«Васёк Трубачёв и его товарищи», 1955 год.

И «Отряд Трубачёва сражается», 1957 год.

Эта книга стала любимой для многих поколений российских детей…Эта книга очаровывает, притягивает, бладает ароматом истинного детсва – ароматом чистоты и нежности.

          Эта книга – добрая и милая, и при этом интересная, написана в жанре приключенческой повести.

          Эта книга понравится любому ребёнку.

      Многие эпизоды нелегкого детства писательницы нашли отражение в ее произведениях.

          Повесть “Динка” (1959), над которой Осеева работала более 15 лет, носит автобиографический характер. Атмосфера  жизни семьи Осеевых воссоздана в повести “Динка”. Она рисует картину детства девочки Динки в дореволюционное время и её глазами показывает картины жизни интеллигенции Поволжья.

          Детство отчаянной девчонки совпало со сложными годами первой русской революции 1905 г. Динка растет в семье, связанной с революционным подпольем, ее находчивость, смелость выручают взрослых в трудную минуту.

          Но не только семья воспитывала Динку, — свободная и вольная, как птица, Динка в широком волжском просторе искала общения с людьми из народа и сама находила себе друзей и недругов. Вот об этой Динке, которую называли “трудной девочкой”, вы прочтете в книге.

           И, наверное, так прекрасна маленькая бунтарка Динка, не принимающая никакой несправедливости и унижения человеческого достоинства, потому что списана с самой писательницы.

          Повесть рассказывает о семье Арсеньевых, где мама , Марина Леонидовна и её сестра Катя воспитывают троих дочерей. Летом они живут на даче, за городом. Марине Леонидовне приходится много работать, ведь нужно зарабатывать на жизнь всей семье,  потому что живут они без отца. Он весь предан делу революции и постоянно отсутствует. Детей трое — старшая, Алина,  очень серьёзная и ответственная девочка  и первая мамина помощница;  Анжелика (которую зовут Мышкой за  покладистый характер и тихий голос), и которую не видно и не слышно, потому что она сидит где-нибудь с книжкой, и больше всего боится кого-либо обидеть и всех защищает,  и Динка, упрямая и своевольная, которая то и дело шумит, носится везде и нарушает все запреты и границы.

И её тёте Кате всё время приходиться пререкаться с Динкой из-за всякого пустяка. Катя сердится на Динку, которая, как нарочно, с самого утра шумно носится по саду и устраивает всякие шалости. А сейчас она уже вертится около стола, чтобы схватить горбушку хлеба и поскорей исчезнуть из дома.         

          Динка убегает в комнату и сбрасысвает с ног сандалии: она всегда ходит босиком, считая, что всякая обувь тянет её книзу.

-Ты никуда не пойдёшь, — строго говорит Катя, входя в комнату и закрывая за собой дверь.

           Динка вскидывает на неё удивлённые глаза: “Почему не пойду?

-Потому что ты слишком много безобразничала сегодня!…И вообще, что это за беготня такая? Не успели мы приехать, как ты обегала все дачи! Тебя увидели на  всех дачах, везде!…

          К семье Арсеньевых тянулись люди – от четырёхлетней Марьяшки до старика Никича – и нравственная красота и духовная наполненность жизни Динкиной семьи пленяет читателей. Сердцем принимая  непоседливую, темпераментную девочку, они видят и чувствуют благородные истоки даже самых экстравагантных её выходок. И за это любят. 

          Но не все и не всегда. Повесть начинается с того, как Динка, в очередной раз убежала из дома без разрешения играть на Волгу. Там она встретила давних своих недругов – Прошку и Миньку и, спасая речного ужа от верной смерти в руках мальчишек, а заодно и себя, кинулась в Волгу. Волга – огромная река, и когда по ней идут пароходы, там поднимаются большие волны. Девочка стала тонуть и к ней на выручку спрыгнул мальчик с баржи. Но Динка, запуганная своими недругами, подумала: “Топить будет!” Динка пришла в себя только на берегу. Голова страшно болела, ведь мальчик тащил её за волосы…

          Толпа сочувственно охала и обсуждала  спасение девочки. Но вот на берегу появился хозяин баржи – отчим Лёньки, мальчика, который её спас . Он грозно замахивается на щуплого подростка, но рыбаки начинают кричать: “Ты что! Парень ведь девчонку спасал!” Паренёк кричит:”Я вот её спасал…”

          И тут Динка, ничуть не сведущая в деле спасения утопающих,  захлёбываясь в слезах,  кричит: “Врёт! Врёт! Это он топил меня! За волосы! Топил! Я маме скажу!”

          Конечно, Лёньке, так звали героя, не уйти от расправы жестого отчима. И расправа не заставила себя долго ждать, отчим избил Лёньку до полусмерти, ведь тот без спросу оставил баржу, да к тому же барышня с господских дач собиралсь жаловаться матери…

          А люди, столь сочувствовавшие Динке, неожиданно для неё стали осуждать её, и только когда девочка с плачем узнала у рыбаков, что, оказывается утопающих спасают за волосы, она поняла, что она наделала…

          Динка вспоминает злые, недобрые лица, гневные слова и взгдяды, обращенные к ней. “Лучше б я утонула…” тоскливо думает она…

          Динку мучают угрызения совести. “Если б мама знала, как она поступила с тем мальчиком! Если б она видела, как его бил хозяин! Шёл и бил, шёл и бил. А берег длинный, длинный… Мама сшила бы мешочек, положила туда хлеб и сказала бы Динке: “Иди себе, девочка, куда знаешь, мне не нужна такая дочка”…

          Но доброта и жалость способны творить чудеса.  Динка, девочка с господских дач, пожалела старенького шарманщика и стала петь под его музыку, чтобы помочь ему подзаработать, а когда она пела,  произошло чудо: ей подал милостыню, последние свои деньги, именно Лёнька (он пожалел сироту и сказал “Я не трону тебя”)!

          …И всё же жизнь складывается удивительно. Лёнька и второй раз спас Динку – на этот раз от её отбидчиков, он разогнал мальчишек, которые избивали девочку.

          Этот удивительный мальчик не обиделся на восьмилетнюю девчонку, а снова помог ей.  Лёнька всегда помогает ей…

          А потом началась их дружба. Ведь у них так много общих тайн:  нужно найти  утёс Стеньки Разина, нужно помочь Лёньке бежать от хозяина, а летом нужно успеть  заработать денежек, чтобы купить Лёньке лодку: ведь ему надо зарабатывать: он круглый сирота.

А потом случится так, что Лёнька поможет избавиться от  жандармского шпиона, поможет Динке вновь…. когда полиция делает обыск в городской квартире, а потом … потом будет служба на пароходе, много ещё чего случится, пока Марина Леонидовна, мать Дины, видя такую дружбу детей, не возьмёт Лёньку в свою семью приёмным сыном и будет его воспитывать вместе с тремя своими дочерьми. Ей очень трудно: она одна воспитывает и зарабатывает на жизнь своих троих детей: ведь её муж – революционер, он всё время или в эмиграции, или в тюрьме. Это вообще семья, которая связана с революционным подпольем. Поэтому и приходится взрослым и детям вести жизнь конспираторов, поэтому и повесть написана увлекательно и в приключенческой манере.

          Динка – неистощимая на выдумки фантазёрка. Она вообще придумывает то, что никому бы не пришло в голову. Например, отправиться подзаработать для Лёни денежек: для этого она ходит с шарманщиком и поёт, просит подаяние. И ей дают деньги. Или, когда ей приходится мыть посуду, она решает, что когда она вырастет, она будет  давать посуду вылизывать собакам, и у неё будет три собаки: одна – для первых блюд, вторая – для вторых блюд, а третья – для сладкого…

Или, когда на городской квартире делают обыск, она прикинулась невинной городской барышней, а на руки взяла куклу с замотанным в одежду револьвером. (Револьвер – очень серьёзный проступок. За него точно бы могла  арестовать полиция). Динка понимает, что никакая маскировка не спасёт их, и тогда она пробирается к чёрному ходу, достёт револьвер из кукольного платья и шепчет поджидавшему её Лёньке: “Беги, Лёнька, беги… Спрячь его!”

          Но она очень смелая и благородная девочка: она не побоялась ночью пойти на скалистый утёс, в пещеру, где жил её друг Лёнька, чтобы предупредить его об опасности ; а когда отчим вновь набрасывается с побоями на Лёньку, она вцеплаяется ему в бороду, и, повиснув на ней, зовёт на помощь:”Робя! Робя!” (так называли грузчиков на Волге). И, что самое, важное, грузчики откликнулись и помогли Лёньке убежать от хозяина.

          Многое ещё произойдёт, пока семья Арсеньевых живёт на Волге и  пока скорый поезд не умчит её на Украину, подарив на минутку встречу с отцом.

          Восьмилетняя озорница и фантазёрка Динка неожиданно встречает в поезде революционера-отца. “Папа, я не успела исправиться!” — только и успевает произвести она. Так заканчивалась вторая часть повести. 

А в 1965 году выходит третья часть романа, где читатели узнают о жизни семьи Арсеньевых в Киеве.

          Появляются в этой семье и новые друзья – репетитор Лёни студент Вася и сосед по двору Андрей, прозванный Динкой Хохолком. Сцена второй встречи с отцом, появившимся на хуторе, где семья Арсеньевых снимала дачу, и заканчивает “Динку.”

               Критики писали: “В.А. Осеева написала увлекательную книгу. В чём же сила её притягательности? В сюжетности, фабульности? Пожалуй… Но более всего – в самой Динке. В её светлом пытливом взгляде, в мечте о человеческом счастье, а главное – в её чутком, отзывчивом сердце…”

          Динка – удивительная девочка. Она открыта миру и живой природе, она радуется встречам с любимыми животными, деревьями, цветами, реками, называет Волгу голубушкой, родненькой…здоровается с животными, растениями…страдает, если видит срубленное дерево, вытоптанную поляну, сорванные цветы и мусор в лесу. Таких людей в наше время называют зелёными, они борются за чистоту природы и всего окружающего мира. 
          Острое чувство справедливости, способность сопереживать вызывали симпатию читателей к Динке. Эта девочка так полюбилась ребятам, что они не хотели с ней расставаться.

И в 1969 году была издана повесть “Динка прощается с детством”.

          Повесть  является продолжением известной автобиографической повести В. А. Осеевой «Динка». Действие в первой книге относится к периоду после революции 1905 года, вторая книга знакомит читателей с судьбой Динки, ее друга Лени и других героев в годы империалистической войны. Повесть насыщена драматическими событиями, в которых самое деятельное участие принимает Динка. В характере героини многое еще осталось от Динки-девочки, но она уже серьезнее всматривается в жизнь, и доброе сердце ее мужает. 

          В этом произведении героиня предстаёт перед читателями пятнадцатилетней гимназисткой, поселившейся после окончания учебного года на хуторе.

          Повзрослели сёстры и названный брат Лёня. Старшая сестра Алина даже успела выйти замуж.

          Но не изменилась Динкина натура. Динка не только по-прежнему непоседлива, но и куда более обострённо чувствует неравенство, несправедливость, царящие в окружающем мире.

          А тут ещё зловещее убийство скрипача Якова Ильича и загадочное исчезновение его сына Иоськи. Разве может остаться ко всему этому равнодушной Динка?

          Мама говорит, что Динка создаёт свои дела сама. “Гм, конечно, сама! …Ничего не создаю, дела вокруг человека создаются сами. Какой человек, такие у него и дела”.

          Но недаром с самых ранних лет она внушила себе мысль, что только для мёртвого человека нет выхода из положения, а для живого он всегда есть. “Мы ещё посмотрим, кто кого …” — любимое её утверждение.

          И со свойственной ей страстностью Динка бросается на помощь притеснённым и обиженным.

          А таких людей всегда в мире немало. Особенно в периоды, когда человеческое страдание усиливается: в периоды революций, войн…

          Эта девочка всегда защищает несправедливо обиженных, особенно беспризорников… Ведь её друг Лёнька был таким же. Поэтому она и защищает маленького воришку с оторванным ухом от базарной торговки, поэтому и бросается на поиски маленького сироты Иоськи, а находит … целую компанию таких же беспризорных ребят. И сердце её преисполняется жалостью  и любовью к обездоленным детям, она вообще мечтает, когда вырастет, что у неё будет много-много детей, самых разных и чтобы все были счастливы, чтобы все были накормлены и свободны от всех и  всяческих несправедливостей. Наверное, Динка должна стать воспитателем и педагогом, судя по тому, что с самого детства ей приходится воспитывать и защищать всех, от детей  до взрослых.

          Взрослых тоже приходится защищать. Обидчики находятся всегда. А во времена войн всегда много сирот, вдов с голодными ребятишками. И им приходится тоже очень тяжело. И тут героиня Осеевой бросается им на помощь, защищая от местных богатеев и даже самого пана … она не побоялась пойти к местному помещику  и выступить в защиту обездоленных вдов и сирот.

          И, как всегда, находчивость юной Динки спасает свободу многим людям – ведь эта семья революционеров, связанным с подпольем. И девочка,  придумывает самые невероятные истории и выкручивается из всех ситуаций. Что удивительно, ей всё сходит с рук и всё удаётся. И люди тянутся к ней и любят её. У неё явные задатки лидера и педагога.

          А ещё… маленькая девочка превращается в юную девушку, и приходится решать проблемы, свойственные взрослым людям: приходит первая любовь и Динке мучительно  приходится выбирать между любовью давнего друга Лёньки и Андрея, Хохолка, как она его называет…

          Динка, Дина, а как её зовут по-настоящему? Надеждой. Но… “Никаких Надежд!” — так сказала Динка в гимназии, и она навсегда останется в нашей памяти Динкой. Хотя для многих она действительно олицетворяет надежду и помощь.               

          Динка, романтически устремлённая, правдивая, смелая в каждом своём поступке, стала родной, близкой многим поколениям детей, прочитавших книгу. Она подаёт пример, достойный восхищения и подражания. Подаёт его словом и отважными своими деяниями.        

          Искренность, душевность произведений В.Осеевой, высокие человеческие идеалы, которым они служат, наверняка будут волновать сердца и занимать умы ещё многих и многих девочек и мальчиков сегодня и в будущем.

А сейчас мы предлагаем вам разгадать викторину по этому произведению.

Викторина по повести «Динка».

А можно посмотреть и отрывки из фильмов.

«Найди меня, Лёня!» , 1971 год.

«Ранее, ранее утро…» 1 серия. Динка. 1983 год.

«Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» — такой запомнил писатель Алексей Алексин Валентину Осееву. Умерла писательница 5 июля 1969 г. в Москве.

          Сейчас человечеству навязываются ложные идеалы:   культивируется культ силы и денег, культ первенства во всём и  жестокости , культ красоты формы, культ моды и гламурности – внешней красивости и глянца.  При этом забывается и замалчивается то философское понятие, что красота внешняя и внутренняя – неразделимы, а внешняя красота – это лишь красота сосуда для души. А душа какова? Действительно, зачем обществу потребления вечное? Ему нужно модное: купил, поносил или полистал – покупай другое! Так и идёт наступление на “разумное, доброе, вечное”… причём в самых агрессивных формах.

          Этим идеалам общества потребления и противостоит классическая русская детская литература. Написанная волшебным языком, исполненная гуманизма, проповедующая мир, взаимопонимание, равенство и терпимость во взаимоотношениях между людьми. Этому служат и талантливые произведения Валентины Осеевой.

Мероприятие подготовила заведующая библиотекой Буза Светлана Ивановна.