Литературный онлайн-дилижанс «Сказка сказывается. Дело делается…»

В 2022 году исполняется 235 лет со дня рождения русского писателя Антония Погорельского (н. и. Алексей Алексеевич Перовский) (1787-1836).

Это человек загадочный. Дата рождения неизвестна. Незаконнорожденный. Не имел семьи. Был прекрасным воспитателем племянника. Окружён сплетнями, предположениями и тайнами…

И, ах… создатель русской фантастики!

Биография его очень короткая: он прожил всего лишь 49 лет, но жизнь его была насыщенной и плодотворной.

Погорельского можно назвать счастливым человеком, ведь с самого детства, несмотря на статус незаконнорожденного, он получал все самое лучшее: любовь обоих родителей, хорошее воспитание и отличное образование, движение по карьерной лестнице и возможность саморазвития.

В детстве

Казалось бы, что мог вырасти неблагодарный, самовлюбленный и избалованный человек, но на самом деле, Алексей оказался не только замечательным писателем, основоположником жанра фантастики в литературе, но и достойным государственным служащим и смелым воякой.

Ботаник, чиновник, участник Отечественной войны 1812 года

Антоний Погорельский — литературный псевдоним Алексея Перовского. Он взял его в 1828 году, когда только начал писать. Фамилию Перовский придумал сам — образовал ее от названия своей усадьбы Погорельцы.

Погорельский родился в 1787 году в Москве. Он был внебрачным сыном графа Алексея Разумовского, министра народного просвещения. Мать будущего писателя — Мария Соболевская — происходила из мещан и была дочерью учителя по верховой езде. Она прожила с Разумовским более тридцати лет, у них родилось десять детей. Все они считались незаконнорожденными и носили фамилию Перовские — от названия имения Перово. Однако Разумовский добился личного разрешения Александра I на дворянство для всех своих детей.

Детство Погорельского прошло в Почепе — имении его отца в Черниговской губернии. Он получил хорошее домашнее образование: Алексей Разумовский нанял всем детям учителей по иностранным языкам, истории, естественным наукам. Особенно Погорельский интересовался ботаникой. С детства он собирал гербарии, коллекционировал редкие растения. В то же время Погорельский писал небольшие рассказы. На один из юбилеев он подарил отцу тетрадку со своими сочинениями.

Подмосковное село Перово и село Погорельцы, Сосницкого уезда, Черниговской губернии, как многие другие земли с пятьюдесятью тремя тысячами крепостных крестьян, в свое время принадлежали графу Алексею Кирилловичу Разумовскому — внуку регистрового казака Григория Розума, сыну последнего украинского гетмана, влиятельному екатерининскому вельможе и виднейшему российскому масону.

Первыми опубликованными произведениями Погорельского стали лекции по биологии «Как различать животных от растений», «О цели и пользе Линнеевой системы растений» и «О растениях, которые бы полезно было размножать в России». Еще он сочинял амфигури — шуточные стихотворения-бессмыслицы.

Погорельский был членом нескольких научных и литературных кружков, в том числе «Общества истории и древностей российских», «Общества любителей российской словесности». Он посещал литературные вечера и салоны.

В декабре 1807 года Антоний Погорельский окончил Московский университет. Он поступил на службу в один из департаментов Сената, где работал экзекутором — чиновником по хозяйственным поручениям. А к 1812 году он получил должность секретаря министра финансов, которую вскоре оставил из-за начала войны с Наполеоном. Против воли отца Погорельский записался в армию добровольцем. Он участвовал почти во всех главных сражениях войны, в том числе в боях под Кульмом и в районе села Тарутино.

В Отечественную войну 1812 года штаб-ротмистр Третьего Украинского полка Алексей Перовский участвовал в сражениях под Тарутином, Лосецами, Дрезденом и Кульмом, а затем на некоторое время остался в Дрездене, в качестве адъютанта генерал-губернатора Саксонии Н.Г. Репнина-Волконского.

После битвы под Лейпцигом Погорельский остался в Германии. Он служил в лейб-гвардейском Уланском полку, был адъютантом князя Николая Репнина — генерал-губернатора королевства Саксонского. Погорельский получил несколько наград — орден для российских чиновников в Германии, Святого Владимира 4-й степени, Святой Анны 2-й степени.

В свободное от службы время Погорельский изучал немецкую литературу. Он увлекся немецким романтизмом, особенно творчеством Эрнста Гофмана.

Сказки и фантастические повести Антония Погорельского

В Россию Антоний Погорельский вернулся в 1816 году. Он поселился в Петербурге и вновь начал заниматься литературой. Погорельский перевел на русский язык одну из од древнеримского поэта Горация, которую затем опубликовали в журнале «Сын отечества».

Погорельский общался с членами литературного общества «Арзамас», дружил с декабристами Кондратием Рылеевым и Александром Бестужевым. Он даже познакомился с Александром Пушкиным. А в 1820 году Погорельский выпустил две статьи, в которых хвалил поэму «Руслан и Людмила». Он раскритиковал авторов журнала «Сын отечества», которые назвали произведение Пушкина «грубым и простонародным». Погорельский писал: «Большая часть разбора состоит из переложения в скучную прозу прекрасных стихов Пушкина. От времени до времени являются рассуждения и сентенции, которые либо ничего не значат, либо совершенно ложны». Пушкин прочитал эти статьи и посчитал их «остроумными и забавными».

А.С. Пушкин
Антоний Погорельский

Первой творческой работой Алексея был перевод в 1807 г. на немецкий язык «Бедной Лизы» Карамзина.

Первой же изданной книгой Перовского был его доклад по ботанике, слог которого явственно говорит о влиянии на Алексея Карамзина. Позже, путешествуя по провинции, Алексей пишет веселые и легкие стихи, о которых Вяземский скажет: «Художник зреет».

Он вернулся в Петербург в 1816 году и сменил военный мундир на чиновничий — надворного советника. Однако вскоре обстоятельства сложились так, что на его попечении оказалась сестра с полуторамесячным племянником, которых он увез в свое наследственное малороссийское имение Погорельцы.
Здесь, занимаясь садоводством, поставкой корабельного леса на николаевские верфи, обязанностями попечителя Харьковского учебного округа и — всего более — воспитанием племянника Алеши, Перовский сочинил первые в России фантастические повести.

В 1822 г. умирает граф Разумовский, что позволяет Перовскому покинуть опостылевшую государственную службу и посвятить себя творчеству. Он возвращается в свое поместье Погорельцы, где к тому времени проживала его сестра с сыном. Там он пишет и издает под псевдонимом Антоний Погорельский произведение «Двойник, или Мои вечера в Малороссии».


Сначала, в 1825 году, в петербургском журнале «Новости литературы» он опубликовал — под псевдонимом «Антоний Погорельский» — «Лафертовскую маковницу». Известно, что она совершенно очаровала А.С.Пушкина, так что тот прочел ее «два раза и одним духом». Все четыре повести (кроме «Лафертовской маковницы» — «Изидор и Анюта», «Пагубные последствия необузданного воображения», «Путешествие в дилижансе») вышли тремя годами позднее в виде книги «Двойник, или Мои вечера в Малороссии»

В кругу творческих людей он обретает дружбу с А. С. Пушкиным и возобновляет свою писательскую деятельность. В этот период он написал «Друг юности моей» и «Странник-певец». К сожалению, они не удостоились особого внимания, несмотря на талантливый подход.

По иронии судьбы, Перовского заметили и оценили только тогда, когда он защищал своими точными и острыми в суждении статьями творчество Пушкина.

В 1820-х Погорельский работал над четырьмя фантастическими повестями. В 1825 году отдельным изданием вышла новелла «Лафертовская маковница» о торговке маковыми лепешками, которая на самом деле была могущественной колдуньей. А ее черный кот мог превращаться в титулярного советника Аристарха Мурлыкина.

«Лафертовская маковница» стала первым российским произведением в стиле фантастического романтизма. Погорельский создал ее под впечатлением от новелл Эрнста Гофмана. Филолог Анна Ботникова писала: «Наиболее выпуклой фантастической фигурой выступает черный кот бабушки — колдуньи. У Гофмана гротескные образы часто связаны с мыслью о проникновении животных инстинктов в человеческий мир. Самый яркий из этих образов — знаменитый кот Мурр. Погорельский мог и не знать романа Гофмана, но создал образ, типологически близкий ему».

Повесть очень понравилась Пушкину. Он писал своему брату: «Душа моя, что за прелесть бабушкин кот! Я перечел два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу <…> Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмуря глаза, повертывая голову и выгибая спину».

Антоний Погорельский включил «Лафертовскую маковницу» в свой сборник «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», который вышел в 1828 году. В него также попали фантастические новеллы «Изидор и Анюта», «Пагубные последствия необузданного воображения» и «Путешествие в дилижансе». Сборник получил положительные отзывы критиков. В журнале «Северная пчела» писали: «Автор искусно воспользовался разными поверьями, темными слухами и суеверными рассказами о несбыточных происшествиях и передал их нам еще искуснее, умея возбуждать любопытство и поддерживать его до самой развязки».

Через год Погорельский создал сказку «Чёрная курица, или Подземные жители». Ее считают первым авторским произведением для детей на русском языке. До того все сказки были народными.

«Черную курицу» Погорельский написал специально для своего племянника — будущего писателя Алексея Толстого. Он же стал прообразом главного героя Алеши, который по сюжету отправился в волшебное подземное королевство.

Смотрите иллюстрации к этому произведению.

А теперь вы можете посмотреть мультфильм по этому произведению.

https://youtu.be/p0Sx6xsigAo

Или фильм «Черная курица, или Подземные жители» (1980).

Как обстояли дела с личной жизнью

Почти ничего не осталось в записях о романах писателя. Официальной жены у него не было, как и детей, признанных родными. В записках других писателей оставлены воспоминания о дружбе с Карамзиным, который повлиял на творчество Погорельского, его высоко ценил Пушкин. Писатель близко сошелся с Вяземским на литераторской почве.

Сестра его Анна Розумовская разошлась с графом К. Толстым. В этом браке родился выдающийся писатель Алексей Константинович Толстой. Его воспитанием с самого младенчества будет заниматься Погорельский. После того, как семья сестры распалась, он стал жить с родственниками в одном имении.

Вместе с племянником и сестрой Антоний Погорельский побывал в Германии. Там он лично познакомился с немецким писателем Иоганном Гёте.

В конце 1820-х Погорельский вернулся к государственной службе. Писатель работал в Комиссии по устройству учебных заведений и был попечителем Харьковского учебного округа. Он даже получил один из высших чинов из Табели о рангах — действительный статский советник, который давал право на потомственное дворянство.

Последние годы жизни: романы «Монастырка» и «Магнетизер»

В 1830 году Антоний Погорельский вышел в отставку и поселился в своем имении Погорельцы в Черниговской губернии. Здесь он работал над новым произведением — романом «Монастырка». По сюжету главная героиня, выпускница Смольного института, вернулась на родину, в Малороссию.

Книга стала одним из первых в России нравоописательных романов. В ней Погорельский точно описал характеры и быт жителей Малороссии.

«Монастырка» могла назваться очень замечательным явлением, едва ли не лучшим из всех одинаковых с нею по содержанию романов, пользовавшихся тогда успехом. <…> Одним словом, едва ли мы найдем около 1830 года прозаическую повесть или роман, которые были бы безукоризненнее «Монастырки» в отношении к народности, и решительно не найдем из тогдашних «нравоописательных романов» ни одного, который бы равнялся «Монастырке» в художественном отношении».

Николай Чернышевский, статья «Сочинения Антона Погорельского. Издание А. Смирдина. Два тома», журнал «Современник», 1853 год.

Отрывки из этого романа Погорельского публиковали в «Литературной газете». Туда писателя пригласил сам главный редактор издания Антон Дельвиг. Там же вышли его рассказы и две первые главы неоконченного романа «Магнетизер».

Погорельский отправился в путешествие по Европе. В Италии писатель увлекся живописью — посещал картинные галереи и музеи, а вскоре познакомился и подружился с художником Карлом Брюлловым. В 1836 году живописец создал портрет Погорельского. Пушкин вспоминал: «Был я у Перовского, который показывал мне недоконченные картины Брюллова. Брюллов, бывший у него в плену, от него убежал и с ним поссорился».

Это весьма забавная история.

В 1835 г. Погорельский почти захватывает в плен художника Брюллова, посетившего Москву, перевезя без ведома его вещи в свою квартиру на Тверской. Там художник написал портрет писателя и иллюстрации к его произведению «Монастырка», но вскоре сбежал от него из-за ссоры

Портрет кисти Брюллова

Известные произведения Антония Погорельского

За свою недолгую жизнь Антоний написал много рассказов, стихов и прочих произведений, но все они в своем большинстве являются сказками для детей: веселыми, фантастичными и поучительными. Важно, что каждое произведение преподает свой урок, но без лишнего морализма.

Однако самыми популярными, получившими еще при жизни автора оценку высшего класса от Пушкина и Жуковского, остаются произведения, вошедшие в сборник «Монастырка»:

  1.  «Черная курица, или Подземные жители»

(1829) — увлекательная повесть для любого возраста, с удивительным раскрытием характера основного героя. Это поучительная сказка. Нехорошо предавать товарищей, ужасно совершать непоправимые поступки. Погорельский изобрел один из самых изящных литературных сюжетов.  Он так просто и мудро рассказал о почти неуловимых движениях души ребенка.

  •  «Лефортовская маковница»

(1825) — увлекательная веселая и озорная сказка с необычной концовкой. Самое главное для героев Погорельского – нравственный выбор. Именно от нравственного выбора зависит, что в конечном итоге восторжествует. 

  •  «Магнетизер»

(1830) — в произведении рассказывается о провинциальном купеческом семействе, окруженном таинственностью и фантастикой.

  •  «Посетитель магика»

(1829) — его содержание, как и «Черной курицы», раскрывает внутренние миры персонажей, правдиво описывает Петербург, невольно вовлекая в волшебный и наивный мир произведения.

  •  «Монастырка»

(1830-1833) — несмотря на множество описанных бытовых сцен, впрочем, нисколько не нарушающих целостность романа, его сюжет легок, романтичен и сентиментален.

Последние годы жизни и смерть писателя

С 1826 по 1830 гг. Антоний занят на государственной службе в Петербурге, к которой вернулся, и активно участвует в судьбе учебных заведений. Выйдя в отставку, автор снова селится в своем имении, лишь иногда заезжая в Москву, полностью посвятив себя воспитанию своего любимого племянника Алексея Толстого и писательской деятельности.

В 1836 г. писатель, на тот момент уже болевший туберкулезом, умирает от обострившейся болезни во Франции, на пути в лечебный санаторий в Ницце. При нем находились сестра Анна и племянник Алексей.
Племянник Перовского, повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой.

Похороны автора прошли в Варшаве на Православном кладбище.

Архив писателя канул в лету. И как?! Управляющий в Погорельцах был большим гурманом, он извел все бумаги Перовского на приготовление «котлет в папильотках».

Но до сих пор читатели наслаждаются фантастическими романами и сказками Антония Погорельского.

Мероприятие подготовила заведующая библиотекой Буза Светлана Ивановна.