Фольклорный онлайн-праздник «Рождественские звоны» (о Рождестве и Святках на Руси)

Добрый день, уважаемые наши читатели! Сегодня мы рады приветствовать вас и хотим поговорить о последующих праздниках! О Рождестве и Святках.

История праздника

Православные христиане будут отмечать Рождество Христово в пятницу, 7 января. О смысле праздника, народных традициях и приметах, связанных с Рождеством мы расскажем вам.

7 января Церковь отмечает один из главных христианских праздников – Рождество Христово. С этой даты также начинают Святки – время зимних радостей.

Рождество Христово: 7 января 2022

Рождество Христово входит в число 12 главных ежегодных праздников, которые отмечает Церковь. Одному из самых больших праздников для верующих предшествует 40-дневный Рождественский пост. Он заканчивается в Рождественский Сочельник 6 января. Это самый строгий день поста, когда есть разрешается только после первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую, возвестившую о рождении младенца Иисуса Христа у Девы Марии. Младенец появился на свет в хлеву и мать положила его в ясли с сеном. Первыми поклониться Христу пришли пастухи. А потом Мария с мужем и сыном бежали от гнева царя Ирода, который боялся появления на свет Спасителя.

Традиционно Церковь празднует Рождество в ночь с 6-го на 7-е января. В эту ночь в храмах проходят праздничные богослужения, совершается всенощное бдение и рождественская литургия.

Святки в 2022 году: что такое святочные гуляния Сразу после празднования Рождества Христова начинаются Святки. В 2022 году они продлятся с 7 по 17 января. Любимое народное развлечение на Святки – колядовать. В святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или сказочных персонажей и шли колядовать по соседям, пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки. Хозяева встречали гостей угощали кто, чем мог. В последние дни Святок готовятся к Крещению, рубят крестообразную прорубь во льду.

О смысле и истории праздника

Рождество — один из главных христианских праздников. В этот день верующие чествуют рождение во плоти Иисуса Христа. Согласно вероучению, это произошло в Вифлееме, куда его мать Дева Мария и отец Иосиф пришли, чтобы принять участие в переписи населения. Они не смогли найти в городе место в гостинице и остановились у пастухов, в пещере с коровами и овцами. Там и родился Иисус Христос. Первой его колыбелью стали ясли — кормушка для овец.

В момент рождения в небе засияла Вифлеемская звезда, которая и оповестила людей о приходе Спасителя. Волхвы заметили этот знак. Они пришли поздравить Марию с рождением сына и поклониться ему как новому царю Иудеи. Также они поднесли ему свои дары — золото, ладан и смирну.

Узнав о рождении Спасителя, царь Иудеи Ирод захотел уничтожить его. Царь приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Однако Христос был спасен от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей. Там они и жили до смерти Ирода.

В православной и католической церквях празднуют Рождество в разные даты — 7 января и 25 декабря, что объясняется разными системами летоисчисления (юлианский и григорианский календари). Но основной смысл праздника из-за этого не меняется.

Богослужения

В честь праздника в храмах проводят торжественные службы. Они начинаются 6 января — в Сочельник. Вечером проходит Всенощное бдение с литией, а уже в ночь на 7 января начинается Рождественская заутреня и ранняя Божественная литургия. Для тех, кто не сможет посетить службу ночью, поздняя Божественная литургия начнется в храмах в 09:00 в день Рождества.

Обычно в канун праздника на территории храмов появляются вертепы, внутри которых воспроизводится сцена Рождества.

Обычаи и обряды

Традиционно 12 дней — между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) — празднуется славянский праздник Святки в память о евангельских событиях. Это рождение Христа и его крещение в Иордане.

Согласно традициям, первый день Святок нужно провести дома. Во второй день все женщины, имеющие детей до года, носили их в церковь причащать. С третьего дня начинались посещения родственников и друзей с угощением. С собой обычно всегда несли сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, кутью на молоке и сливочном масле.

Святки насыщены различными магическими обрядами, гаданиями и приметами. Так, в течение 12 дней было запрещено работать по дому: стирать, убирать, чистить двор, рубить дрова. Также люди старались не ссориться на Святки, так как верили, что даже мелкое разногласие может перерасти в серьезную вражду.

По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженные (колядующие) для того, чтобы получить от хозяев угощение и высказать им благожелания в наступающем году.

Церковь не отрицает и не порицает святочные гуляние, разве что только не поддерживает популярные в этот период гадания.

Надо различать, что Рождество — христианский праздник, а Святки пришли к нам из язычества. Так же, как и гадания.

Традиции на Рождество

Рождество принято проводить в храме и собираться с семьёй за праздничным столом, ходить в гости или приглашать к себе. Отмечать праздник одному считалось плохой приметой.  Все, кто придерживался Рождественского поста, начинают разговляться 7 января. На стол ставят мясные и рыбные блюда, сладости и праздничные угощения.

Существовал даже специальный обряд, который соблюдался на «святой вечер» — сочельник. До появления первой звезды накрывают стол и начинается ужин — «вечеря».Обычно в этот день принято собираться всей семьей в родительском доме и встречать праздник Рождества. Со «святого вечера» до 14 января хозяйки не выметают сор из избы, чтобы потом весь мусор, собранный в кучу, сжечь во дворе. В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса. Считается, что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники, родники и колодцы наделяются волшебной целительной силой, а если в эту ночь кто-то загадает желание, оно должно обязательно сбыться. Существует обычай выходить в рождественскую полночь в поле и смотреть в небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты.


В рождественский сочельник во многих домах зажигают очаги, камины, а в огонь кладут деревянную колоду, предварительно обмазанную медом и посыпанную хлебными зернами. Огонь в очаге стараются поддерживать все Святки вплоть до старого Нового года. Вся семья собирается за столом, а если приглашают гостей, то загадывают об удачах и бедах на весь год, встречая первого гостя. Именно с ним связывают после все события, случающиеся в новом году. Поэтому на Рождество всегда старались приглашать только самых близких людей, которые могут принести счастье.
К рождественскому столу пекут пирог с вложенной в него монеткой (или изюминкой, горошиной перца, орешком и т. д.). Хозяин дома делит пирог, и счастливым будет тот, кому достанется кусок с сюрпризом. Святки на Руси всегда считались одним из самых веселых праздников. Всю неделю Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями. Особенно внимательно относились к снам, видениям и знамениям, которые приобретали на Святки особое значение. Считалось, что в сочельник, с 6 на 7 января, обычно снятся вещие сны, особенно при растущей луне, поэтому, для того чтобы запомнить сон, в изголовье кровати ставили свечу и клали сонник, чтобы утром немедленно заглянуть в него и разгадать приснившийся сон.

Хозяйкам не советовали 7 января заниматься домашними делами. Всё должно было быть сделано до Сочельника 6 января.

Мужчинам не советовали хоть в Рождество на охоту и рыбалку.

Под запретом были водные процедуры, так как считалось, что празднику человек должен подготовиться заранее и уже подойти чистым телом и душой.

Считалось, что если птица на Рождество постучалась в окно, то хозяин дома получит радостную весть.

В Рождество старались не ругаться и не ссориться.  Все, кто был в ссоре мирились ещё заранее 6 января.

Приметы на Рождество 7 января

Если 7 января на улице тепло – весна будет холодной.

Если Рождество выпало на понедельник, то лето будет тёплым и урожайным на грибы.

Если Рождество выпало на вторник, то год удачен для заключения брака.

Если Рождество выпало на среду, то рыбалка и охота в течение года будут удачным.

Если Рождество выпало на четверг, то незамужним девушкам улыбнётся в новом году удача.  

Если Рождество выпало на пятницу, то зима будет долгой, а лето – коротким (так выходит в 2022 году).

Если Рождество выпало на субботу, то в конце зимы будет много осадков.

Если Рождество выпало на воскресенье, то год будет хорошим и принесёт много радостных событий.

Приметы погоды 7 января

Если 7 января ударит мороз, то на Крещение тоже будет холодно.

Если кошка царапает в Рождество стены, то погода скоро испортится. А если кот спит, вернувшись в клубок, то ударят морозы.

Считалось, чем больше снега 7 января, тем благоприятнее будет наступивший год.

Если в Рождество ясное небо и яркая луна, то стоит ждать сильных морозов.

Если 7 января небо звёздное, а на деревьях иней, то ожидается хороший урожай. Если Рождество выпало на новолуние, то будет неурожайный год.

Языческие обычаи, перешедшие в обряды Святок.

Пришли Святки, двенадцать святых дней после праздника Рождества Христова, с 7 января, до Крещенского Сочельника или праздника Богоявления – 18 января. При этом дни с 7 по 14 января назывались Святыми вечерами, а с 14 по 19 января – «страшными», в этот день берегли амбары и скотину от нечистой силы. С принятием христианства на Руси, языческие обряды, обращённые к многочисленным языческим богам, всё же остались, но все заклинания о достатке в доме, о будущем урожае, о приплоде домашнего скота и птицы, о здоровье и благополучии всей семьи, христиане стали обращать к единому Богу.

Мусульманские писатели и путешественники оставили в своих манускриптах много интересных свидетельств о славянах и русских. Арабский путешественник, купец и хронограф Ибн-Даста (ок. 30-х гг. X век.) записал многие сведения об обычаях славян до принятия христианства на Руси: «Славене погружаются в прорубь, ибо они язычники и таким образом почитают суровое ледяное божество своей холодной родины. Они верят, что это купание придаёт хладнокровие и неукротимость в бою».

Арабский путешественник Ибн-Даста увидел и описал языческий обычай Рождественского (Святочного) купания, существовавший у славян за полвека до Крещения Руси. Славяне в те времена были язычниками, не знали Христа, а поклонялись богам природы, ничего не слышали об Иордане, но совершали языческие ритуальные купания в проруби, в ледяной воде, после того, как Солнце повернёт на астрономическое лето. Древние святочные традиции на Руси после принятия христианства наполнились новым смыслом, и святочные обряды оставили след в богатом русском фольклоре — в песнопениях и колядках.

Церковь не поощряла другой древний обычай, оставшийся в народе с языческих времён – переодевания в звериные шкуры и маски.

На Святках среди ряженых в звериные шкуры шутников, не считалось большим грехом такое озорство, как залить кому-нибудь в печную трубу два-три ведра колодезной воды, затащить на крышу избы сани. В развлечениях «ряженых» было грехом ввалиться в дом в страшных масках и устроить там небольшой погром, побить посуду или что-нибудь своровать, по мелочи. Причём наворованными вещами во время Святок пользоваться было нельзя, а полагалось пропить их до Крещения. В романе Алексея Толстого «Пётр Первый», автор пишет, как любил такие «озорные» забавы сам император России Пётр Великий.

Обычай пения Рождественских колядок и хождения в звериных шкурах и масках был связан с очень древним языческим культом предков. Считалось, что в период, когда самые длинные ночи, а дни самые короткие, начинается самый разгул и «озорство» жителей потустороннего мира. Среди них могли оказаться и твои предки, которым тоже хочется погулять на празднике, поэтому предков следовало задобрить.

Язычники за деревней в поле «зажигали солнце», сделанное из соломы, ходили на кладбище и разводили там костёр, чтобы помянуть и символически угостить предков, пролив на могилу хоть пару капель «зелена вина». Христианская церковь строго следила за тем, чтобы таких языческих обрядов никто не проводил, а если обнаруживались такие «почитатели предков», их сурово наказывали, вплоть до отлучения от церкви.

Колядовавших на Святки, распевающих песни, пляшущих и играющих на гудках и гуслях людей христианская церковь тоже не одобряла. Царь Алексей Михайлович издал распоряжение: «Богомерзкие хари, гудки и гусли бросать в огонь», но самих поющих и пляшущих озорников не трогали. Благочестивый царь Алексей Михайлович на Святки посещал тюрьмы и одаривал тюремных сидельцев пряником и чаркой вина, в полном соответствии с Домостроем: «Да ещё недруга на Святки напоити и накормити, и но вместо вражды — дружба». На Святки – Святые вечера, полагалось кормить и поить любого святочного гостя, считалось, что с ним приходит Благодать Божия. Историки религии говорят, что даже в IV веке греческие христиане веселились и праздновали две недели после святого Рождества. Особое внимание во время Святок уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех — у бедняков и рабов, у бедных и богатых, у больных, страждущих и заключённых. В христианской Византии, наследнице Восточно-римской империи, на Святки был обычай приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, подавать щедрую милостыню бедным, освобождать пленников.

Сам обычай дарить подарки на Рождество и обмениваться подарками во время Святок восходит своими корнями к событиям Вифлеемской ночи, когда волхвы принесли в дар новорождённому Иисусу золото, ладан и смирну. С этим библейским событием связан и обряд хождения с Рождественской (Вефлиемской) звездой, сопровождаемый церковными песнопениями — тропарь и кондак праздника, и пением колядок — духовных песен, посвящённых Рождеству. С лёгкой руки Николая Гоголя традиции колядовать, описанные им в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», все стали называть «славлением Христа». В рождественское утро по домам ходил клир с дьячком и исполняли они, как ангелы, сообразные праздничные церковные песни — кондаки. Например, «Дева днесь пресущественнаго рождает!». Такое церковное хождение поощрялось.

В пир, поминай мёртвый мир

С языческим обрядом почитания предков связано и традиционное кушанье кутья — это классическая древнерусская поминальная каша из белого зерна пшеницы, сваренная на сыте – воде с мёдом. После принятия христианства на Руси, кутью (или сочиво) православные ели в Рождественский Сочельник, но соответствующей христианской символики этому языческому обряду так и не придумали.

Кутья (или сочиво) – это поминальная каша, поэтому и выставляли на стол лишние приборы с гор­сточкой кутьи, для тех, кто умер в истекшем году. Хозяин перед подачей кутьи распахивал дверь дома и приглашал души мёртвых на угощение. На этом языческом обряде кормления душ предков и гадали — если покойник съедал угощение, значит, доволен и всё будет хорошо, если нет — жди беды. Учитывая, что мышей тогда в доме и на подворье водилось в достатке, каши наутро не оставалось. На Святках был распространён обычай не просто поминать предков, а поминать жён-рожениц. Этот обычай связан с культом Рода и Рожаниц, культом Матери — прародительници рода, главного божества древних славян. Пекли специальные святочные «Козули» — медовые пряники.

Женское божество, прародительницу Рода и сегодня можно увидеть на всех славянских и северорусских вышивках. этот языческий обычай почитания Роженицы тоже прижился в христианских церковных обрядах.

Почти тысячу лет деревенские бабы от чистого сердца шли во второй день Рождества «по­клониться пирожками матушке нашей, Пресвятой Богородице». Пироги складывали к церковным иконам, что в начале вызывало недоумение и даже недовольство иерархов. Митрополит Михаил писал: «И те ж пироги на завтрие Рождества Христова, что приносят до церк­вей, мняше в честь Богородицы, есть великое бесчестие и догмат безбожных еретиков».

На второй день Рождества 8 января, и в христианской традиции празднуют Бабий Праздник, прославляют святую Богородицу. 

С этого дня почитания пресвятой Богородицы и до Крещения проводились девичьи гадания на суженого, на замужество, на рождение ребёнка.

В аристократической среде Санкт-Петербурга и Москвы уже с конца XVIII века в моду вошли святочные балы и спектакли на библейские темы Рождества. Простонародье же довольствовалось уличными рождественскими ярмарками, шутовскими балаганами, катанием с горок, хождением в гости с подарками и поздравлениями.

В любом сословии российского общества XVIII века было принято на Святки «озорство», например, гости всегда стучали в двери ногами, для того, чтобы хозяева дома знали, что руки у гостей заняты подарками, угощениями и сладостями.

А вы можете посмотреть, как наши предки славяне проводили эти праздники.

Электронная презентация  «Славянские святки».

Надо сказать, что празднование Рождества и Святок на Дону тоже имело свои особенности.

Электронная презентация «Вдоль по улице».

Святки и колядки

Святки в народе называли святым временем. Этот многодневный праздник делился на две части. С 7 по 14 января, в святые вечера, колядовали и устраивали девичьи гадания, а с 15 по 19 января — тоже веселились на славу, но побаивались страшных вечеров — времени разгула темных сил.

В день рождественского разговения еда была особенно вкусной. Хозяйки готовили поросенка с кашей или кабанью голову с хреном, студень или заливное из поросенка. В народе верили, что во время праздничного ужина в дом приходят души умерших предков, и еду на столе для них оставляли до утра.

В рождественскую ночь обязательно обращались к звездам на ночном небе. Если их было много — ожидался изобильный на грибы и ягоды год. А поутру непременно проводили обряд «обсеивания избы». Произнося слова: «На живущих, на плодущих и на здоровье», три раза бросали горстями овес и пшеницу.

На радость деревенским ребятишкам во всех домах пекли фигурки коровок, бычков, овец, птиц и петухов. Ими украшали стол, окна и дарили колядующим.

Каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение и с искренней радостью слушала колядки:

 «Коляда, коляда!
 А бывает коляда
 Накануне Рождества.
 Коляда пришла,
 Рождество принесла.
 Дай тебе, Господи,
 На поле природ,
 На гумне примолот,
 Квашни гущина,
 На столе спорина,
 Сметаны ти толсты,
 Коровы ти дойны!» 

За угощение, благодарили:

 «У доброго мужика
 Родись рожь хороша:
 Колоском густа,
 Соломкой пуста!» 

В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому на нем неизменно лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать. Радушные хозяева считали: чем больше гостей соберется в их доме, тем куры лучше будут сидеть на яйцах.

После веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе на общую пирушку, где делила и съедала все, чем одарили односельчане. Затем, разодетая в обновки, молодежь плясала под дуду, чтобы избежать неурожая, слушала сказки и гадала о своей судьбе.

Период Святок совпадал с православным праздником Рождества Христова. Наши предки считали, что в ночь на Рождество открываются врата в добрую семейную жизнь. Поэтому в эти дни проводили гадания о будущей семейной жизни: о суженом-ряженом, о будущем муже и о предсказаниях на скорое замужество. К замужеству и женитьбе на Руси относились с особой серьезностью и ответственностью, поэтому и гадания отличались большим разнообразием. Самым популярным было гадание с зеркальцем и свечой «Суженый-ряженый, явись ко мне наряженный», а также обряды с воском на воде и с гребнем, положенным на ночь под подушку. Гадания, как и колядки, создавали атмосферу святочного веселья.

И все же главным обрядом, выполнявшимся на Святки, были знаменитые святочные гадания.

Многие девушки на Святки выполняли нехитрый обряд привлечения жениха. Для этого нужно было взять печную заслонку, насыпать на нее хлебных зерен и накормить петуха. В этом обряде главное — привлечь петуха, символизировавшего мужское начало и, кроме ,того, олицетворявшего наступление солнечного дня (недаром считалось, что петушиный крик отпугивает нечистую силу). Зерна, которыми кормили петуха, являлись символом плодородия и достатка в доме. Существовал также обычай святочного гадания с петухом. Для этого на полу рассыпались предварительно подсчитанные зерна, ровно в полночь приносили петуха (желательно черного) и отпускали его в комнату. По поведению петуха предсказывали будущее.

Если он склевал все зерно, год будет удачным, а девушка, рассыпавшая зерно, выйдет замуж. Если петух склевал только несколько зерен, количество подсчитывали и выясняли, в какой день произойдет загаданное событие. Если петух вообще отказывался клевать, это предвещало неудачу. Вокруг петуха расставляли и другие предметы. Если петух во время гадания посмотрится в зеркало, жених будет красавцем и щеголем.
На Рождество, как и на Новый год было принято дарить подарки.  Рождественский подарок  делали своими руками.Очень символично в этот праздник дарили друг другу фигуры ангелов, сделанных самостоятельно либо купленных. Подаренного ангела подвешивали в комнате,чтобы он обязательно подарил в новом году счастье, удачу и успех своему обладателю.
Мы желаем вам всем счастливого Рождества и сказочных Святок!

А желающим лучше узнать народные обряды предлагаем посмотреть мультфильм «Ночь перед Рождеством».

Мероприятие подготовила заведующая детской библиотекой имени В.В. Маяковского Буза Светлана Ивановна.