Краеведческое онлайн-досье «А город подумал…» (ко дню рождения лётчика Бориса Владиславовича Капустина)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня мы хотим с вами поговорить об одном из наших земляков, лётчике, уроженце Ростова-на-Дону Борисе Владиславовиче Капустине, которому 11 декабря 2021 года исполнилось бы 90 лет.

Борис Владиславович Капустин родился 11.12.1931 г. в Отрадненском районе на Кубани в совхозе № 28 Урупской зоотехнической станции.

Сейчас это ООО «Племзавод Урупский», где одним из его организаторов был отец Капустин Владислав Александрович, крупный специалист в области сельского хозяйства, профессор, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, золотых больших и малых медалей ВДНХ.


      Капустин Владислав Александрович
 

В город Ростов — на — Дону Капустины переехали, когда Борису было 3 года, так что его можно считать коренным ростовчанином. Здесь ему довелось пережить ужасы войны: налеты на Ростов немецкой авиации, взрывы, горящие дома, душные бомбоубежища.

В 1947 году закончил обучение в школе №51. Потом поступил в Ростовский индустриальный техникум, где проучился до 1951 года. Он мечтал быть летчиком, его манили небеса. Поэтому в свободное время он много занимался спортом.

Когда предложили пойти в авиацию, согласился сразу. В 1954 году закончил Кировобадское лётное училище им. Хользунова, куда поступил по предложению призывной комиссии.

После окончания училища служил на Украине. Здесь он и познакомился с будущей женой Галиной. Женился в 1957 году.

Служил везде отлично, имел множество поощрений, награды.

За свою карьеру Борис Капустин освоил все типы военных самолетов, был инструктором.

С 1960 года служил в 668 авиационном полку бомбардировщиков 132  бомбардировочной дивизии 24 Воздушной армии, который дислоцировался в Германии в Финове, в 38 километрах восточнее Берлина.

Закрытая воинская часть для него стала большой дружной семьей.

Все жили рядом, были у друга на виду, и каждый раз можно было при любой трудной ситуации почувствовать плечо друга. Благодаря неунывающему характеру Борис стал душой коллектива. Его называли «Профессор» и «Седой».

Первое прозвище потому, что Капустин был летчиком первого класса и знал о самолетах все или почти все. А второе — из-за ранней седины в волосах: лётная наука не дается легко. В течение 5 лет возглавлял суд офицерской чести, который решал многие вопросы жизни полка.

Здесь Капустин прослужил шесть лет, до дня своей гибели.

ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ

6 апреля 1966 года лётчик совершал полёт на Як-28 вместе со штурманом Ю. Н. Яновым, когда на высоте 4000 метров отказали двигатели, и реактивный самолёт стал падать. Чтобы не допустить падения самолёта на жилые кварталы Западного Берлина, Капустин и Янов отказались от катапультирования. Экипаж вывел машину в безопасное место — самолёт упал в озеро Штёссензее.

В теплый апрельский день 1966 года поступил приказ: выделить лучших летчиков для перегона пяти новейших самолетов Як-28П с заводского аэродрома на аэродром города Кетен, юго-западнее Берлина.
Двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик Як-28П был создан в 1960 году, и в то время считался новейшей, секретной разработкой наших конструкторов.

Самолет предназначался для борьбы с воздушными целями на малых и средних высотах, в большом диапазоне скоростей, днем и ночью, при любой погоде. Он был вооружен ракетами с тепловой и радиолокационной головками наведения, тоже новейшим словом в вооружении. Выпускался на Новосибирском авиационном заводе.

Короткие взлет и посадка, мощное вооружение — наш истребитель по тому времени превосходил аналогичные самолеты блока НАТО.

Новейшей техникой решили усилить Группу советских войск в Германии.

3 апреля 1966 года все 5-ть самолётов были посажены на промежуточном аэродроме группы советских войск в Германии в г. Финово, где проходил службу экипаж Бориса Капустина и Юрия Янова.

Из воспоминаний жены Б. Капустина Галины:

«Самолеты перегоняли для другой части, но они неожиданно совершили посадку 3 апреля на нашем аэродроме в Финове, хотя до места назначения оставалось всего 15 минут лета. Борис пришел домой и признался: еле дотянул, барахлил двигатель: правый двигатель заглох, а левый тянул еле-еле. Самолеты не выпускали с аэродрома три дня, с ними возились техники, а 6 апреля разрешили дальнейший перелет в Кетен».

6-го апреля все 5 экипажей вылетели по назначению.

День был пасмурный, небо затянуто облаками. На 12-й минуте полёта и набранной высоты 4000 метров в самолёте экипажа Б. Капустина и Ю.  Янова отказали оба двигателя.

С командного пункта поступила команда катапультироваться, но пилоты приняли решение пробить облака и выяснить обстановку.

Совершив манёвр, пилоты увидели под собой густонаселённый г. Берлин. Тут же было принято решение отвести самолёт от города. Высота, скорость были потеряны. По расчётам они должны сесть на поляне, но на пути неожиданно оказались дамба и кладбище.

6 апреля 1966 года проходила немецкая Пасха и на кладбище была масса народа.

Для полного погружения в то время предлагаем по посмотреть видеоролик «Памяти подвига Б.В. Капустина и Ю.Н. Янова»

А теперь давайте посмотрим рисованный мультфильм «Огромное небо!» 1982 года (текст читает Игорь Кириллов).

При расшифровке «чёрных ящиков» зафиксированы переговоры, при которых Б. Капустин приказывал Ю. Янову прыгать, но тот наотрез отказался это делать.

Очевидцы отметили, что нечеловеческими усилиями самолёт приподнялся и обогнул дамбу и кладбище. При этом ни один человек не пострадал.

После этого манёвра самолёт камнем упал в озеро Штессезее, зарывшись в ил на 2 метра.

Фашистский пилот-ас, наблюдавший полёт, сказал: «…он совершил невозможное…».

В течение суток англичане (это был их сектор) отказывались указать место падения. А когда тела лётчиков и истребитель передали советской стороне, оказалось, что все секретные технические новинки были демонтированы. В результате рассекреченный самолёт ЯК 28П не пошёл в серию и не был принят на вооружение.

Пресса Англии высоко оценила самолёт ЯК 28П, сравнив его с достижениями советского космоса.

Между тем Запад был потрясён мужеством и стойкостью советских лётчиков.

В Германии их признали Национальными Героями и наградили наивысшей наградой «Золотой знак».

Очень торжественно передавали останки пилотов. В церемонии участвовали английские и королевские войска, шотландские стрелки.

Отец Бориса Владислав Александрович в это время заболел, но, узнав о гибели сына, слег окончательно и, не дождавшись его похорон, скончался. Так и хоронили в один день рядом отца и сына в городе Ростов-на-Дону.

Немецкая пресса, телевидение были переполнены восхвалением совершившегося подвига.

Все руководители высшего состава выразили признательность и соболезнование родным и близким геройски погибших лётчиков.

Эрих Хонеккер (многолетний руководитель ГДР) предложил похоронить лётчиков в Трептов-парке, а их семьям предоставить квартиры в центре Берлина с пожизненным государственным содержанием.


Эрих Хонеккер

В это время в СССР шёл XXIII съезд КПСС, и когда доложили Л. Брежневу о событиях, связанных с подвигом экипажа, он решил похоронить лётчиков после окончания съезда.

11 апреля ГДР необыкновенно пышно и торжественно прощались с героями. Каждый город, посёлок прислал делегации и цветы.

Все делегации, представители министерств СССР и ГДР участвовали в прощальном митинге.

Вспоминает Галина Андреевна Капустина:

«Борис в тот день так не хотел уходить из дома! Никак не мог со мной проститься: обнимал, целовал. Перешагивал за порог, потом снова возвращался.

«Наверное, я устал, пора в отпуск», — говорил он.

Он кивнул и вышел. А у меня перехватило горло от дурного предчувствия. Бросилась к окну на кухне. Уже ушли на аэродром все пять экипажей, а Борис еще стоял возле дома, переминаясь с ноги на ногу. Словно чувствовал: идет навстречу смерти. О гибели Бориса я узнала лишь на вторые сутки».

Янов и Капустин погибли на глазах сотен свидетелей, которые потом рассказывали о трагедии в немецких газетах.

Так, строитель Юрген Шрадер, работавший на строительстве 25 — этажного дома, описывает, как из-под облаков вдруг вынырнул самолет, за которым тянулся черный шлейф дыма. Он двигался толчками: видимо летчики отчаянно пытались запустить двигатели. Самолет последним усилием преодолел два жилых многоэтажных дома, едва не чикнув фюзеляжем по антеннам на крыше. Летчикам еще удалось перелететь через дамбу, по которой шло оживленное автомобильное движение. После этого скорости для приводнения уже не осталось. Истребитель свалился на крыло и камнем рухнул в озеро Штессензее.

ЧЕСТНОЕ ИМЯ

Капустин и Янов были посмертно награждены орденами Красного Знамени.

Званий Героев Советского Союза им не дали по причине того, что секретный самолет — ЯК 28П попал в руки потенциального противника, который за счёт этого модернизировал свою авиацию (из ответа Министерства обороны пионерам школы №75 г. Ростова-на-Дону).

Тем не менее, они были героями в глазах советских людей.

Именем Капустина в Ростове-на-Дону была названа улица в Ворошиловском районе и школа в Кировском районе.

В память об их подвиге были возведены три мемориала в Германии.

В Ростове, на Братском кладбище был установлен памятник Борису Капустину, который изготовили известные ростовские скульпторы Николай Аведиков и Борис Кондаков.

В 1968 году Роберт Рождественский написал песню «Огромное небо», которую положил на музыку Оскар Фельцман. Её исполняла Эдита Пьеха на 9-том фестивале молодёжи и студентов в г.Софии, получила Гран-при и первое место.

В «Комсомольской правде» от 7 февраля 1997 г. была опубликована статья под псевдонимом И. Парова и С. Чернова под заголовком «Так могла начаться третья мировая война», где нагло были искажены факты и цифры событий тех дней, а экипаж Б. Капустина обвинили в воздушном хулиганстве, будто лётчики сами создали аварийную ситуацию, закрутив «бочку», в результате чего двигатели заглохли, а завести их Б. Капустин не смог.

 В итоге самолет упал в английский сектор Берлина, чуть не спровоцировав 3-ю мировую войну.

В г. Ростове-на-Дону отреагировал на эту статью по-своему.

Школа №51 отказалась от имени Б. Капустина, сняв мемориальную доску, полностью разорила музей, отдав небольшую часть экспонатов музею СКВО, где проводилась и проводится большая работа по увековечиванию памяти Б. Капустина.

Семья Капустина, конечно,  была возмущена и решила добиться реабилитации. Авторы статьи на контакт не шли. Семья приняла решение — обратиться в суд.

Вспоминает Галина Андреевна Капустина:

«Я подала в суд на «Комсомольскую правду» и выиграла процесс. Судья М.Б. Голованова установила, что журналисты «Комсомолки» грубо исказили факты и обязала редакцию газеты их опровергнуть. Хотя газета и напечатала извинения, был расформирован музей, куда я в свое время передала личные вещи, награды и документы мужа — все это пропало неизвестно куда. Исчез бюст Б. Капустина работы скульптора А.И. Александровой — Санамянц, стоявший в вестибюле школы…».

Сын Б. Капустина обратился в Подольский военный архив, где ему предоставили выписку из заключительной справки об авиа происшествии.

Госкомиссия установила, что двигатели выключились из-за «конструктивно — производственного дефекта, в частности — помпажа двигателей».

Доброе имя Бориса Капустина было восстановлено.

В последние годы немцы активизировали военно-патриотическую работу, обращая особое внимание на подвиг Б. Капустина и Ю. Янова. От них поступило предложение организовать в г. Ростове-на-Дону общество германо-российской дружбы и охраны памятников. В этом было отказано.

Единственное, что было сделано — обязали школу взять имя Капустина обратно, восстановить мемориальную доску, а вот музей школа создать не смогла, т.к. основные экспонаты были уничтожены. Восстановлен и памятник Б.Капустину.

В результате совместной работы авторов А.Ф. Агарова, К.П. Коббе, Р. Гроссер и И.В. Сизова появилась книга «В небе над Берлином». Книга была издана на 2-х языках — русском и немецком в г. Рязани.

Ежегодно, в Германии 6 апреля проводятся мероприятия, посвященные памяти советских летчиков Капустина и Янова. Широко отмечалось 40-летие подвига. В немецкой школе ученикам рассказывали о подвиге советских летчиков. Галина Андреевна написала им на память: «Пускай небо над Германией и над Россией всегда будет чистым».

В память о героях летчиках Б. Капустина и Ю. Янова снят фильм «Последний полёт».

Завершить наше мероприятие мы хотим песней «Огромное небо» в исполнении Миши Смирнова.

Спасибо за ваше внимание и давайте всегда помнить о героях

своей страны. Ждём всех в нашей библиотеке за книгами по истории Донской земли и о её героях, подаривших нам наше настоящее и будущее!

Мероприятие подготовила заведующая сектором Кумова Ольга Владимировна.