Литературное онлайн-путешествие «Горизонты Аматуни».

12 июля исполняется 105 лет со дня рождения ростовского писателя Петрония Гая Аматуни (1916-1982).

Советский писатель-фантаст Петроний Аматуни.

Советский писатель-фантаст, автор многих книг для детей, самая известная из которых «ЧАО-победитель волшебников».

Писатель-фантаст и летчик, «ростовский Экзюпери». Истории известно очень мало профессиональных писателей среди летчиков. На память сразу приходят лишь несколько имен: француз Антуан де Сент Экзюпери, американец Ричард Бах (особенно популярный сейчас среди молодежи), и россияне Марк Галлай и Петроний Гай Аматуни.

П. Г. Аматуни — единственный представитель Дона, вошедший в тесный круг выдающихся авиаторов-беллетристов, упомянутых выше. О таких людях можно без преувеличения сказать словами Н.Г. Чернышевского «…это двигатели двигателей, соль соли земли…».

Петроний Гай Аматуни родился 12 июля 1916 года в станице Великокняжеской области Войска Донского (ныне город Пролетарск Ростовской области). Детство будущего летчика и писателя прошло в Ереване, а юность в Москве, зрелые же годы, вплоть до самой кончины – в Ростове-на-Дону.

Мать его была казачкой из местных, отец — армянин по имени Гай. Род Аматуни считался дворянским. Армянская фамилия Аматуни имеет древнесанскритские корни и переводится как «Министр» либо «Придворный».

Род Аматуни (в Армении ударение ставят на последнем слоге) ведал финансовыми и налоговыми службами двора, занимался коневодством. Некоторые представители рода даже избирались на армянский трон. В Еврейской Энциклопедии можно прочитать, что Аматуни имеют семитские корни.

О детских годах Петрония Аматуни мы можем судить лишь по очень скромным воспомининаниям его друга, ростовского писателя Василия Карабанова:
— Он мне говорил, что когда он родился, то был вундеркиндом, его показывали людям… Он удивлял людей еще с трех-четырех лет.
— Что ж это были за качества? — спрашиваю.
— Удивлял тем, что говорил то, что детям не присуще. И удивлял этим.
— Ну, например….
— Я пытался у него разведать, забрасывал удочки. Но он не распространялся, то ли скромность, то ли еще что-то… Эх, пришли бы вы лет двадцать назад!

Как Гай Аматуни — парень из знатного армянского рода — попал в станицу Великокняжескую Войска Донского, можно только предполагать. Можно предположить, что отец писателя — Гай Аматуни был беженцем, спасавшимся от турецкого геноцида. Детство Аматуни провел в Армении. Почему он вместе с семьей оказался в Ереване? Тоже не трудно предположить: только что созданной Армянской советской республике требовались образованные люди — их искали по всей бывшей Российской империи. Тогда же из Ростова в Ереван переехал художник Сарьян. Ну, а в тридцатые годы часть армянской интеллигенции хлынула обратно в Россию.

Неожиданное упоминание о Петронии Аматуни нашлось в книге Ольги и Сергея Бузиновских, посвященной «красному барону» — Роберто Орос Ди Бартини. Советкий авиаконструктор итальянского происхождения Бартини считал, что время трехмерно, изобретал самолеты-невидимки. В общем был человеком не от мира сего…
Так вот, в книге Бузиновских речь идет о некоем кружке, которым руководил Бартини. Кружок — он существовал в Москве в 30-е годы — объединял писателей, кинорежиссеров, художников, ученых. Они именовали себя “дисковцами”, а тайная школа называлась “Атон” (Атон — солнечный диск у древних египтян. Он считался воплощением великого бога Ра, его видимым телом). «Дисковцами» (по версии Бузиновских)были Максимилиан Волошин, Владимир Маяковский, Александр Грин, Михаил Булгаков, Андрей Платонов, Сигизмунд Кржижановский, Алексей Толстой, Леонид Леонов, Валентин Катаев, Юрий Олеша, Евгений Шварц, Иван Ефремов, Лазарь Лагин, Николай Носов, Г.Альтшуллер, Ю.Долгушин, А.Полещук, П.Аматуни.
Большинство фамилий Бузиновские знают — «Но кто такие Г.Альтшуллер, Ю.Долгушин, А.Полещук, П.Аматуни?»
Между прочим, в фантастическом романе «Тиунэла» есть рассуждения о природе времени, созвучные бартиниевским.
А еще на заседании ростовского клуба любителей фантастики (Петронием же и основанного) он как-то сказал:
— Я думаю, что Эйнштейн в своей теории относительности ошибался, и я так полагаю, что история подтвердит мою правоту.
В зале засмеялись — большинство любителей фантастики в обычной жизни были физиками, математиками, инженерами. Что понимает в теории относительности какой-то писатель, пусть даже и летчик?
Петроний посмотрел в зал и сказал: «Смеетесь? Ну, я думаю, вы потом признаете мою правоту».
В общем, еще одна загадка.

Итак, с 16 лет Аматуни — в Москве, начинает трудовую деятельность, а увлечение авиамоделированием привело его в авиацию. Сначала он летал на обычном планере, который поднимался над землей не более чем на 2-3 метра.

Первые должности юного Аматуни — инструктор по авиамоделизму, инструктор планерного спорта.

Войну 26-летний Петроний начинал как кавалерист.




Однако в боях под Ростовом Аматуни получил серьезное ранение, и после выздоровления был направлен в авиационное училище, которое в 1944 году закончил.

Петрония оставили при училище и он стал работать летчиком-инструктором.

После демобилизации работал лётчиком-инструктором ДОСААФ. Побывал в Польше, Греции, Италии, Англии, Франции, Турции, Ливане, АРЕ, Кении, Танзании, на островах Средиземного моря.

С 1953-го по 1968 год работал в Ростовском авиаотряде «Аэрофлота». Коллеги вспоминают, что это был добрый, уважительный человек, но «карьеры не сделал — так всю жизнь и проработал вторым пилотом на ИЛ-14» (поршневой самолёт с двумя двигателями на 30 мест). 

Вот так выглядит мир из кабины самолёта.

Более подробно о биографии писателя — тут.

Электронная презентация «Крылатая мечта».

В 1944-ом был опубликован и первый рассказ Аматуни — в центральной газете ВВС «Сталинский сокол».

Первые литературные шаги сделаны им во второй половине 40-х годов и, естественно, связаны с темой авиации. Но интересно и знаменательно другое. «Маленький летчик Пиро» (1947) – сказочная повесть. То есть уже тогда определилась склонность будущего писателя к жанру сказки и научно-фантастической прозы. После первой книги был написан ряд реалистических повестей, рассказов, очерков, которые засвидетельствовали серьезность литературной заявки, поиск темы, стиля, манеры (рассказ «Чен» (1953), очерки о пилотах «4 000 000 километров» (1954), сборник очерков «На борту воздушного корабля» (1954), еще один сборник – «На крыльях» (1955) и др.)

В 1957 в Ростове он опубликовал первую научно-фантастическую повесть — «Тайна Пито-Као» — впоследствии ставшую первой частью дилогии, а потом трилогии «Гаяна».

На остров Пито-Као прилетает звездолет с вымышленной планеты Гаяна, но пришельцы погибают. Герои находят в отсеке межзвездного корабля сейф с кинодневником жителей планеты Гаяна — краткой энциклопедией знаний гаянцев, предназначенных для соседей. За обладание научным наследием гаянцев на Земле разворачивается настоящая борьба.

Впрочем, о самой трилогии подробно рассказано тут.

В 1960-х Аматуни пишет свою самую известную вещь – сказочную повесть «Чао – победитель волшебников».
В «Чао» неоднократно упоминается Ростов…

Главные герои повести – мальчик-школьник и сказочная Елочка – уже знакомы читателям по «Маленькому летчику Пиро». Но теперь появляется и робот Чао, а также всем известные Баба-яга, Кощей Бессмертный, Соловей Разбойник, Змей Горыныч. Злые волшебные чары народных сказочных персонажей становятся настолько бессильными перед знаниями героев и техническим прогрессом, что они даже решают учиться, хотят «энтого самого, абра… абро… абразованья». В повести органично соседствуют сапоги-скороходы и реактивный двигатель, шапка-невидимка и вертолет, новейшие достижения науки и волшебные заговоры, отчего произведение приобретает еще и черты фантастичности. Главные герои повести, пройдя увлекательные приключения и не раз попадя в опасность, пытаются убедить юных читателей, что истинное знание, стремление к образованию, развитию побеждают самые злые силы. И хотя произведение адресовано прежде всего детям младшего возраста, остроумная повесть интересна и взрослым.

Такова же по характеру и «самая сказочная повесть», как охарактеризовал ее сам автор, «Королевство Восемью Восемь». Василько, простой московский школьник, становится шахматным королем, и действие повести переносится на шахматное поле, где от героя требуется очень много знаний и умений, которых ему не хватает. Василько сопровождают сказочные персонажи – маленькая Аинька, Мастер и ученый таракан Блателла. Возможно, и читатель не вполне уверен в своих силах в игре в шахматы, но после прочтения повести он наверняка захочет усовершенствовать, а значит, научиться лучше продумывать свои действия, станет более сообразительным и рассудительным!

В 1970 году выходит его исторический роман «Если б заговорил сфинкс». Большой сфинкс возле нынешнего Каира – одна из наиболее известных и не разгаданных до конца скульптур Древнего мира. События в романе происходили приблизительно за 2600 лет до нашей эры. Аматуни предлагает свой вариант разгадки сфинкса.

Что бы ни писал П. Г. Аматуни — фантастический роман, рассказ или очерк, историческую миниатюру или сказку — в центре писательских раздумий его неизменно находятся современные проблемы мира и человеческой судьбы. Это сообщает произведениям П. Аматуни человечность и эмоциональность.

Произведения автора
Романы
• Трилогия «Гаяна»
1957 – Тайна Пито-Као
1962 – Тиунэла
1966 – «Парадокс Глебова»
• 1970 – Если б заговорил сфинкс…
Повести
• 1947 – Маленький летчик Пиро
• 1961 – Разведчики недр
• 1964 – Чао – победитель волшебников
То же: Под названием «Чао»
• 1977 – Требуется король
То же: Под названием «Королевство Восемью Восемь»
• 1979 – Космическая «Горошина»
• 1979 – Почти невероятные приключения в Артеке
Рассказы
• 1953 – Чен
• 1961 – Встреча со «снежным человеком» – [Рассказ впоследствии стал первой частью рассказа «Голубой нуль»]
То же: Под названием «Тайна «снежного человека»
• 1982 – Голубой нуль – [Расширенный вариант рассказа «Встреча со «снежным человеком»]
Документальные произведения
• 1971 – Небо людей
То же: Под названием «Минувшее проходит предо мной…»
• 1976 – Крепкий орешек: О тех, кто в небе
Научно-популярные книги
• 1954 – 4 000 000 километров
• 1954 – На борту воздушного корабля
• 1955 – На крыльях
• 1973 – Путешествие в Аэроград
• 1973 – День Аэрофлота
• 1976 – Крепкий орешек
• 1981 – Небо людей

Более подробный разбор его произведений — тут.

Электронная презентация «Фантастика Петрония Гая  Аматуни».

Вспоминают коллеги писатели и просто знакомые.

…По словам друзей Аматуни, для Петрония, уполномоченного литфонда, не было практически ничего невозможного. Захотел, сел в самолет, в кабину пилота, и полетел — в Ленинград или Мурманск! Или в Москву — к Стругацким (которые, по словам Аматуни, не оправдали его надежд).
— Он был очень внимательным к людям. В этой четырехкомнатной квартире я живу благодаря ему, — рассказывает Николай Егоров. — Помню, что я получил трехкомнатную на Сельмаше, а он говорит, напиши новое заявление, поставлю в очередь, ты не знаешь, что завтра будет, у тебя дети растут. Я написал. Он поставил на очередь. И через 8 лет я получил эту квартиру. Председатель облисполкома — Пивоваров — подключился…
История о том, как Аматуни познакомился с Пивоваровым сегодня воспринимается как анекдот.
Вспоминает Василий Карабанов:
— Петроний узнал, что по улице Суворова по утрам, часов в шесть-семь, по тротуарчику бегает человек. Не просто человек, а председатель облисполкома. И Аматуни однажды появился на этой улице в спортивной форме. Они встретились. Вроде бы случайно. Потом еще раз встретились. «Кто такой?». «А ты кто?» Так председатель облисполкома узнал, что перед ним известный писатель…
Писатель и чиновник понравились друг другу. Они стали бегать вместе. Аматуни каждый день приезжал в центр города из своей квартирки в районе аэропорта, где он тогда жил.
— У него была хозяйственная жилка, он все умел: обеспечить своих детей жильем, достать за два месяца машину для моего зятя, установить за несколько дней холодильник в новом доме писателей на улице Пушкинской. По тем временам — это чудо, — рассказывает Николай Егоров.- Он практически никогда ни с кем не ссорился, он обвораживал начальство. Я ему говорил: «Слушай, Петроний, ты же понимаешь, что это за люди?». «Понимаю, Армянин, понимаю».
Василий Карабанов:
— Он вел себя так, что сразу же становился любимчиком любой компаниии, сразу же вызывал у людей чувство радости за то, что такой человек по земле ходит. Я сам это испытал на себе. Первым человеком в союзе писателей, с которым у меня сложились отношения, был он.

— Мы с Аматуни объездили все районы области, кажется только в одном не были, — вспоминает Василий Карабанов (в те годы он работал директором бюро пропаганды). — Некоторые писатели говорить не умели, а у Аматуни всегда получалось. Без преувеличения скажу — лучше него никто не выступал. Он находил общий язык с любой аудиторией — и с пенсионерами и с детьми.


И до сих пор у многих счастливцев в Ростове-на-Дону хранятся книги с автографом САМОГО Аматуни! Как у одного из наших читателей

Надо сказать, с читателями писатель всегда имел прекрасные взаимоотношения.

Возвращаясь к вопросу о том, кем считать Аматуни – летчиком или писателем, можно сказать, что Петроний Гай в его зрелые годы и до конца его земного пути несомненно проявил себя как профессионал высокого полета в небе и в мыслях.

Мы и сегодня, и завтра, и в будущем должны благодарно вспоминать и почитать Петрония Гая Аматуни как выдающегося летчика – писателя – Человека!

Мероприятие подготовила заведующая детской библиотекой имени В.В. Маяковского Буза Светлана Ивановна.