«Мечтать, надо мечтать детям орлиного племени, Есть воля и смелость у нас, Чтобы стать героями нашего времени».
Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, вся жизнь которого была связана с небом.
Имя В. П. Чкалова золотыми буквами вписано в историю российской авиации и всей страны. Вся жизнь В. П. Чкалова представляет ярчайший пример преданности своему делу и служения Отечеству. Он родился в селе Васелёво Нижегородской губернии в 1904 году 2 февраля в семье рабочего.
«Человек – легенда» – так многие назвали Валерия Павловича.
Человечество всегда стремилось в небо. Человек всегда мечтал летать в небе, как птица. И профессия такая есть: лётчик.
Рос Валерий Чкалов отчаянным, совершал в детстве героические поступки, мог выдержать сильную боль, хорошо учился в школе, обладал авторитетом среди сверстников, несмотря на бедность, отец пытался дать детям образование.
В 1915 году Чкалов закончил сельскую школу и поступил в Череповецкое ремесленное училище, но закончить его не смог, в голодный 1918 год оно было закрыто, и Валера вернулся домой.
Вернувшись к родителям, он работал кочегаром, молотобойцем. В 1919 году поступил на работу слесарем в авиационный парк Нижнего Новгорода. Так судьба связала Чкалова с авиацией, как оказалось потом навсегда.
Едва познакомившись с самолетами, Чкалов стал мечтать о полетах.
Позже он вспоминал: «Как мне хотелось летать вместе с нашими летчиками, хотелось сразиться с врагом в воздухе». По окончании гражданской войны мечта Чкалова осуществилась.
Учился в Егорьевской и Борисоглебской авиационных школах, в Московской школе высшего пилотажа и в Серпуховской высшей школе воздушной стрельбы и бомбометания, работал сборщиком самолетов в Канавинском авиационном парке в Нижнем Новгороде. С 1924 года служил в Краснознаменной истребительной эскадрилье, прославился как искусный летчик.
В. Чкалов научился прекрасно летать. Он на самолете делал перевороты, бочку, мертвую петлю, виражи, мастера этого вида полета просто поражались им.
Все, кому приходилось учить молодого Чкалова, давали ему самые высокие характеристики. Он был летчиком от Бога. Юноша чувствовал машину так, словно она была продолжением его тела. Его инструктор о нем говорил: «Чкалов повсюду был первым, он не знал никаких колебаний сказано – сделано. Он шел вперед, ничего не боясь. Быстрота действий этого человека равнялась быстроте соображения».
Однажды В. Чкалов пролетел под одним из ленинградских мостов, за это он несколько дней просидел на гауптвахте. А в 1928 году летчик получил повышение и в качестве командира был переведен в Брянск.
Тут его карьера летчика — истребителя оборвалась. Он попытался пролететь под телеграфной линией и врезался в провода. За это его приговорили к одному году тюремного заключения, правда, пробыл он в тюрьме один месяц и был освобожден.
Летчик вернулся в Ленинград и долго не мог устроиться на работу. На «Юнкере» катал желающих, так как без неба себя не смыслил. Простили его в 1930 году и зачислили летчиком – испытателем.
Так он оказался в Москве, где освоил все типы самолетов: истребители, разведчики, бомбардировщики, грузовые, спортивные. Испытал более 70 видов самолетов!
В 1933 году Чкалов мобилизовался из армии и был принят летчиком — испытателем на авиационный завод. Часто подвергал себя смертельной опасности, но спасало мастерство.
В 1935 году Чкалову предложили принять участие в длительном беспосадочном перелете, который должен был продемонстрировать миру нашу авиацию, специально для этого был разработан самолет АНТ – 25.
В. П. Чкалов обладал исключительным мужеством, настойчивостью и выдержкой. Вершиной славы летчика стали совершенные под его командованием беспримерные в истории беспосадочные перелеты: в 1936 году — перелет из Москвы на Дальний Восток, и в 1937 году — из Москвы через Северный полюс в Ванкувер (штат Вашингтон, США).
В 1936 году Чкалов, Байдуков, Беляков совершили свой первый перелет над Ледовитым океаном по маршруту Москва – Петропавловск – Камчатский. Полет проходил в очень трудных условиях.
Всем троим летчикам, было присвоено звание Героя Советского Союза. Чкалов получил денежную премию в тридцать тысяч рублей, его спутники по пятнадцати тысяч рублей. Они сразу стали известными всей стране. В мире о них тоже заговорили. На обратном пути летчики побывали в разных городах, в том числе и в Красноярске и повсюду их встречали как героев. А в Москве их ждал сам Сталин. Это была для них великая честь!
В 1937 году Чкалов осуществлял перелет в Америку через Северный полюс. Полет был очень трудный, он продолжался 63 часа. Американцы встречали летчиков с огромной радостью. Тысячи людей приходили на аэродром, чтобы посмотреть на советский самолет АНТ – 25.
В Вашингтоне летчикам была оказана великая честь. Их принимал президент США – Рузвельт, а затем их встречал Нью-Йорк. В обратный путь летчики отправились на пароходе «Нормандия», они побывали в Лондоне, Париже, толпы людей встречали наших легендарных летчиков, но подлинный триумф их ожидал в Москве.
А сейчас мы расскажем об одном интересном эпизоде из жизни Чкалова по дороге в Москву. На легендарном пароходе «Нормандия».
На котором путешествовала звезда кинематографа того времени Марлен Дитрих. И Валерий Чкалов с товарищами.
Казалось бы, посреди океана цветы не растут. Но недаром же про Валерия Чкалова говорили: для этого человека не существует препятствий! Каким-то чудом он раздобыл букет белых роз на борту парохода «Нормандия», следующего в июле 1937 года из Америки в Европу, когда выяснилось, что попутчицей трех советских летчиков в этом морском путешествии будет сама божественная Марлен Дитрих.
Цветы лежали у дверей ее каюты вместе с запиской на чудовищном английском. Впрочем, подпись «Валерий Чкалов» искупала многое! Дитрих несколько раз видела фото Чкалова в газетах. О нем и о двух его товарищах уже почти месяц кричала вся американская пресса: «Первый в мире перелет через Северный полюс!», «Из России в Америку за 63 часа!», «Небо над Ледовитым океаном покорено!», «Трое русских совершили невозможное!», «Люди научились летать лучше птиц!» и так далее.
В общем, кинозвезда сочла возможным черкнула пару строк в ответ: мол, она очень благодарна мистеру Чкалову. А тот в свою очередь не замедлил явиться, чтобы поблагодарить за внимание.
Все пять дней, пока пароход не причалил к пристани английского города Саутгемптона, Дитрих и Чкалов постоянно общались. Далее маршрут советских летчиков и американской кинозвезды тоже совпадал: через Гавр поездом в Париж. Да только Дитрих сразу заперлась в своем купе и велела ни в коем случае не пускать к себе «этого русского». Даже упоминаний о Валерии Чкалове Марлен с тех пор не выносила. Ведь все внимание европейцев, встречавших пароход «Нормандия» 19 июля 1937 года было отдано Чкалову и его товарищам. Это их осаждали газетчики, снимали фотографы и носили на руках поклонники, а о ней, божественной Марлен, во всей Англии никто даже не вспомнил! Невыносимое оскорбление!
Десятки тысяч людей встречали экипаж Чкалова на улицах Москвы, прямо с вокзала Чкалов отправился в Кремль, где летчики должны были доложить о выполнении задания. Все трое были награждены орденами Красного Знамени.
В 1938 году Чкалову было дано задания произвести первый испытательный полет «И –180», хотя машина имела явные дефекты. Чкалов мог отказаться от полета, но не стал этого делать. Верх взяло чувство ответственности и долга. Конечно, он верил в свою удачу и в свое мастерство.
Во время его последнего полета отказал мотор, самолет потерял высоту и на полной скорости врезался в столб ЛЭП. Удар был такой силы, что сиденье летчика сорвалось с креплений. Выброшенный на землю Чкалов ударился головой о торец штабеля металлических конструкций.
Великие люди не умирают, они остаются в памяти людской. В. Чкалов является олицетворением мужества, смелости, высокого долга, патриотизма и огромной веры в себя и в народ, поэтому он действительно великий.
А человечество продолжало мечтать о небе. Создавались новые летательные аппараты, потом ракеты, затем космические корабли. И продолжали мечтать о небе множество мальчишек, чтобы потом стать лётчиками и космонавтами…
Об этом — в следующем видео.
Мероприятие подготовила заведующая библиотекой Буза Светлана Ивановна.