Литературное онлайн-путешествие «Мудрость русской жизни»

(12.04 – 200 лет со дня рождения русского драматурга,  Александра Николаевича Островского (1823-1886).             

 (12+)

Здравствуйте, дорогие читатели.

Сегодня наше мероприятие посвящено 200-летию со дня рождения русского драматурга, Александра Николаевича Островского. Вы сможете узнать о его жизни и творчестве, принять участие в викторинах, собрать пазл, посмотреть экранизации его произведений и мульт-оперу.

Александр Николаевич Островский занимает особое место в русской культуре – уже  при жизни он был признан основоположником национального театра. Новая публика, которая сменила дворянскую первой половины XIX века, хотела видеть на сцене свою жизнь. Такие пьесы писал для них Островский. Он описывал жизнь героев глазами тех, кто трудится. Критерием оценки для Островского служили идеалы народной нравственности.

Почти пятьдесят пьес было написано великим драматургом, многие из них уходили корнями в родное Замоскворечье, за что Островского называли летописцем этой жизни.

Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.

Могучий талант Островского осуществил  мечту о национальном, «народном, русском театре». Островский сам сознавал свою близость к народному творчеству.

Чрезвычайно важна роль Островского и в истории русской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ. Мы знакомимся по его пьесам с тяжелым, мрачным бытом «темного царства», с сочувствием следим за борьбой свободной, вольнолюбивой личности с закостенелыми устоями прошлого, учимся познавать богатства душевных сил русского человека и ненавидеть тот гнет, который мешал в прошлом свободному развитию его личности.

Александр Николаевич Островский родился 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1823 года в Москве. Отец будущего драматурга, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Мать из семьи духовного сословия, умерла, когда будущему драматургу было восемь лет.

Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье. Отец женился второй раз на лютеранке баронессе Эмилии фон Тессин. Мачеха была с детьми ласкова, помогала им в изучении языков и музыки, но не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. Островский был предоставлен самому себе, еще в детстве пристрастился к чтению. В 1840 г. по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета, но в 1843 г. ушел из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде. Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.

Началом профессиональной литературной деятельности и Островский, и исследователи его творчества считали пьесу «Картина семейного счастья». Её Александр Николаевич прочитал 14 февраля 1847 года в доме профессора С.П. Шевырёва и получил от собравшихся добрые отзывы. Однако эта пьеса была лишь проба для себя. Настоящий успех Островскому принесла комедия «Банкрот» (затем получившая название «Свои люди — сочтёмся»).

Её герой, купец Большов, умышленно объявляет себя банкротом, чтобы не платить кредиторам. Эта пьеса была напечатана в шестом номере журнала «Москвитянин» за 1850 год. Дальнейшее печатание её было запрещено, а за драматургом установлен негласный полицейский надзор.

Сюжет ее взят из самой гущи жизни, из хорошо знакомых драматургу юридической практики и купеческого быта. Лазарь Елизарович Подхалюзин обводит вокруг пальца своего хозяина — старого плута и пройдоху, купца Большова. Вся эта жизнь основана на механизмах обмана, и если не обманешь ты, обманут тебя — вот что сумел показать Островский. Такие злонамеренные банкротства стали частыми явлениями в России 40-х годов 19 века. И сегодня в период приватизации и после нее распространены преднамеренные банкротства предприятий, основная цель которых — смена собственника и перевод предприятия под собственный контроль, а также официальное списание долгов перед кредиторами, в том числе перед государством. Сегодня преднамеренное банкротство является уголовно наказуемым деянием Разгадка этого сюжета — в привычной психологии самодурства. Большов вообще-то признает моральные законы и правила, но только не для себя; его мораль действует лишь в одну сторону. Для всех — мораль, а для него — выгода. Большов принадлежит к старой породе московского купечества: он груб, прямолинеен и простоват.

С 1850 года вплоть до закрытия издания в 1856 году Островский в «Москвитянине» публиковал свои пьесы и участвовал в работе редакции. В период сотрудничества с этим журналом драматургом были написаны пьесы, давшие отечественному театру нового героя: «Не в свои сани не садись» (1852); «Бедность не порок» (1853); «Не так живи, как хочется» (1854). После премьеры в Малом театре комедии «Не в свои сани не садись» о ней писали: «Действующие лица заговорили на сцене тем самым языком, каким они действительно говорят в жизни. Целый новый мир начал открываться для зрителей». После закрытия «Москвитянина» Островский связал свою творческую судьбу с журналом «Современник», там были напечатаны «Старый друг лучше новых двух», «Не сошлись характерами» и другие его пьесы.

В 1856 году Островский участвовал в этнографической экспедиции литераторов по Волге. По впечатлениям от этого путешествия Островский написал несколько произведений, из которых самое знаменитое — пьеса «Гроза» (1859). Её грандиозный успех увенчался большой Уваровской академической премией автору.

Становление драмы было связано с поисками героя, который был бы способен вступить в драматическую борьбу, вызвать сочувствие зрителя, имея достойную цель. Но Островский не находил такого героя. Главные действующие лица его пьес были либо преуспевающие дельцы, либо пошлые, циничные прожигатели жизни, либо идеалисты, бессилие которых было очевидно. Они не могли стать центром драматического действия, и тогда Островский выводит на первое место женщину, что акцентирует внимание зрителей на чувствах персонажа. А именно это является условием развития психологической драмы.

Существует версия, что Островский писал «Грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любовь Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее сыграла. Однако любовь Островского была безответной: сердце Косицкой было отдано другому, который довел ее до нищеты и ранней смерти. Актриса, играя Катерину, практически играла себя и на сцене предсказывала свою судьбу, и этой игрой покорила всех, в том числе и императора.

В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны, выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни. Огромное количество браков заключалось не по любви, а по холодному расчету, молодых девушек часто выдавали за стариков только потому, что те имели состояние и высокое положение в обществе. О разводах в то время не было даже мысли, и женщины должны были страдать всю жизнь. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которую выдали за Тихона Кабанова, происходившего из зажиточной купеческой семьи. Катерина попала в атмосферу тирании и лжи.

Предлагаем вашему вниманию кинофильм «Гроза» (автор сценария и постановка Владимира Петрова, 1934 г.).

После закрытия журнала «Современник» Островский стал сотрудничать с новым некрасовским журналом «Отечественные записки». Это время (с 1868 до 1884 года) было наиболее творчески активным и продуктивным для драматурга. В эти годы он создал пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы» и многие другие.

И все же, самой совершенной из психологических драм по праву считается «Бесприданница» (1878).

Характер героини не изменяется в процессе драмы, а постепенно раскрывается перед зрителями. Такими же шедеврами являются пьесы «Последняя жертва» (1878), «Таланты и поклонники» (1882), «Без вины виноватые» (1884) Именно эти произведения заложили основу для дальнейшего развития драмы.

Лариса — не только страдающая от любви героиня, идеально отличающаяся от окружающей ее среды, но и находящаяся под влиянием ложных идеалов, становится жертвой этого безразличного общества. Эта чувствительная и красивая девушка с открытой душой поет и играет на разных музыкальных инструментах. Она образованна и талантлива, это привлекает в дом Огудаловых многочисленных гостей

Лариса полюбила искренне и нежно «блестящего боярина» Паратова, который для нее — идеал мужчины, и она готова пойти с ним хоть на край света. Любовь настолько велика и глубока, что героиня не может рассмотреть в нем всего лишь обычного купца, который стремится только к личному обогащению. Лариса впервые почувствовала себя счастливой, но и здесь ее ждет глубокое разочарование. Паратов неожиданно уезжает, глубоко оскорбляет ее чувства. Любовь поругана, для Паратова  Лариса — лишь развлечение. Душевные переживания девушки усугубляются тем позором, который она пережила в собственном доме. Для Ларисы существует только мир бескорыстной любви. Не найдя этой любви, она приходит к мысли о самоубийстве. Она умирает со словами любви, таким образом, осуществляется ее мечта бежать из этой жизни, которую она не принимала. Она умирает, прощая всех людей и никого не обвиняя. Ее трагедия — это трагедия чистой бескорыстной души, верящей в добро и любовь и осознавшей, как жесток на самом деле этот мир, и как она обманывалась.

Давайте соберем пазл, и вы увидите иллюстрацию к этому произведению.

Пазл «Бесприданница»

 По мотивам произведения «Бесприданница» режиссером Э. Рязановым в 1984 г. был снят фильм «Жестокий романс». Давайте посмотрим, каков взгляд современного режиссера на события, происходившие более 100 лет назад.

Особое место в литературном наследии Островского занимает «весенняя сказка» «Снегурочка» (1873). Поэтические и утопические воззрения Островского на возможность гармонических отношений между людьми облекаются в форму литературной «сказки для театра», в которой фигурируют образы, родственные образам славянской мифологии.

Мало кто знает, что Снегурочка, непременный персонаж российских новогодних праздников, имеет дату и место рождения – 1873 год, село Щелыково под Костромой. Именно там знаменитый русский драматург Александр Островский сочинил драму «Снегурочка». Ее он назвал «весенней сказкой».

Свою сказочную страну берендеев Александр Николаевич придумал, любуясь красотой здешних мест. Красоту здешних мест Островский сравнивал со Швейцарией. Заросшие лесом холмы и овраги выглядят очень романтично.

В музее-усадьбе Островского есть даже кукла Барби в образе Снегурочки. Ее сделали костромские школьники и подарили музею на Новый год.

«Снегурочка» была его любимым произведением, он закончил ее в канун своего пятидесятилетия.

Из множества иллюстраций к сказочной пьесе «Снегурочка» наиболее интересными являются эскизы декораций и костюмов, созданные художником Виктором Михайловичем Васнецовым. Вначале Васнецов оформил спектакль «Снегурочка», поставленный в январе 1882 года на домашней сцене Абрамцевского кружка. Неожиданно для художника,  «Снегурочка» стала не только самым задушевным его произведением, но и открытием нового направления в русском театрально-декоративном искусстве. А в 1885 году, в Русской частной опере Саввы Мамонтова, была поставлена опера Римского-Корсакова «Снегурочка». Эскизы декораций и костюмов тоже были исполнены Васнецовым.

А самым юным читателям мы предлагаем, воспользовавшись ссылкой, посмотреть Мульт-оперу «Снегурочка» (муз. Н.А. Римского-Корсакова, музыкальная редакция и дополнения Л. Шварца).

В конце жизни Островский, наконец-то, достиг материального достатка (он получал пожизненную пенсию 3 тыс. рублей), а также в 1884 занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его было подорвано, силы истощены. Он скончался 14 июня 1886 г. у себя в имении от наследственной болезни — стенокардии.

А сейчас, ребята, мы предлагаем вам принять участие в викторине «Жизнь и творчество Александра Островского».

И ещё одна викторина.

«Снегурочка»

Драматург остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но и создателем русского демократического театра, применившим к театральной практике достижения русской психологической прозы 19 в.

Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.

В фонде нашей библиотеки имеется множество книг этого замечательного автора.

Мы хотим вам представить одну из них.

Александр Островский «Пьесы»  (12+)

Автор: Островский Александр Николаевич

Издательство: АСТ, 2017 г.

Серия: Русская классика

В этот сборник вошли самые прославленные пьесы Островского – рвущие  душу, трагические истории любви «Гроза» и «Бесприданница», в героинях которых по-прежнему узнают себя все новые поколения читательниц, лирическая пьеса «Бедность не порок» и увлекательные искрометно-остроумные комедии сатирические — «Свои люди — сочтемся! и «На всякого мудреца довольно простоты». Нестареющие пьесы. Яркие образы. Увлекательные сюжеты…

В заключение мероприятия мы предлагаем вам ознакомиться с книжной галереей «Творчество Александра Островского».

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Всего вам доброго. Мы ждём вас в нашей библиотеке.

Мероприятие подготовила библиотекарь 1 категории Кузьмич Светлана Ивановна.