(13 марта – 135 лет со дня рождения русского педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко).
(12+)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога.
2023 год, Указом Президента России Владимира Путина, объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
Сегодня мы хотим поговорить о гениальном советском педагоге, писателе, Антоне Семёновиче Макаренко, перевернуть известные и неизвестные страницы его жизни, чтобы спустя 135 лет со дня рождения выдающегося педагога, он предстал перед нами таким, каким был на самом деле – человеком с непростой судьбой, но с горячим сердцем, невероятной эрудицией и безграничной верой в человека.
Вы сможете узнать интересные факты его биографии, познакомиться с его самыми известными произведениями, принять участие в викторине, собрать пазлы, посмотреть познавательное видео и фильм, созданный по мотивам его произведений.
Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. Такую скупую информацию о своем происхождении распространял и сам Макаренко в официальной автобиографии. Тогда, каким образом его родной брат Виталий, много лет спустя, находясь в эмиграции, сумел зарабатывать себе на жизнь игрой на скрипке? Неужели этому способствовало рабочее происхождение? И откуда у Антона в юные годы появилась тяга и возможность одеваться у лучшего портного? Давайте разбираться вместе.
Действительно, Антон Семенович родился 13 марта 1888 года на Украине, в городе Белополье. На следующий день «страха ради смертного” был крещён. Дело в том, что мать несла вёдра на коромысле, поскользнулась, упала навзничь. Вот и родился он недоношенным и был “болезненным ребёнком”. Но выжил и «наречён Антонием». Антон долго болел, ходить стал лишь в полтора года. Лет восемь был очень болезненным и слабым.
Отец Антония, Семён Григорьевич родился в Харькове. Формально не получивший никакого образования (рано осиротев, он уже мальчиком вынужден был работать маляром в каретной мастерской), выучился читать, свободно писал. Умел рисовать. Позже выписывал журнал “Нива”, читал Достоевского. Ко времени рождения долгожданного сына (до этого родилось две дочери) стал хорошим «цеховым» в железнодорожных мастерских города Белополье, а позже, переехав в Крюков (пригород Кременчуга), стал бригадиром, мастером железнодорожных мастерских и уважаемым в городе человеком. Был он к тому же и церковным старостой.
И все же, в жилах Антона Семеновича текла дворянская кровь. Мать Антона, Татьяна Михайловна, в девичестве Дергачёва, по линии матери происходила из обедневшего дворянского рода. Отец же её служил мелким чиновником в Крюковском интендантстве, имел большой дом, пятерых детей. Мать Антона была талантливой женщиной, до глубокой старости сохранила блестящую память, обладала прекрасным даром рассказчицы и тонким юмором. По воскресным дням Татьяна Михайловна держала на дворе обеденный стол для бедных, сама готовила пищу, накрывала и угощала нищих и голодных со всей ближайшей округи Крюкова. В такой обстановке рос Антон.
Семья мечтала построить собственный дом, экономили даже на керосине. Антону, которого отец научил читать в пять лет, приходилось часто читать… при лучине! И это в конце 19-го века. Тогда-то он и испортил своё зрение. Но благотворительные обеды для нищих семья устраивала. А свой дом удалось построить лишь в 1905 году, когда Антон уже стал учителем…
Антон в 1895 году поступил учиться сначала в Белопольскую школу, а затем, в 1901 в Кременчугское четырёхклассное училище. И в Белополье, и в Кременчуге Антон учился отлично, заметно выделяясь среди соучеников глубиной знаний, широтой кругозора. Но сверстники во дворе над ним жестоко издевались, часто избивали. Отличников и слабеньких не любили. Случалось, что за Антона заступалась соседская девочка… Не удивительно, что Антона заинтересовали судьба и книги великого полководца А.В. Суворова, который в детстве тоже был слабым, которого отец даже не хотел приобщать к военной службе, и которому позже принадлежали слова: «Плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Макаренко не станет известным генералом, но его слава будет не меньшей, и в педагогических сражениях за души малолетних преступников и беспризорников этот детоводец (а в словаре есть и такое слово) не будет иметь себе равных …
В третьем классе Антон хорошо пел в школьном хоре. Учитель посоветовал купить скрипку. Отец купил, и Антон выучился играть, любовь к скрипке он пронёс через всю жизнь.
Вопрос о будущей профессии для Антона был трудным. По здоровью он не мог заниматься физическим трудом. Но, к счастью, открылись одногодичные педагогические курсы. Проучившись ещё год, в августе 1905года Макаренко получил свидетельство «…на звание учителя начальных училищ, с правом преподавания в сельских двухклассных училищах Министерства народного просвещения и обучения церковному пению».
Новый учитель — Антон Семёнович Макаренко стал работать в сентябре 1905 года в двухклассном железнодорожном училище небольшого посада Крюков. Однако, успешно проработав 6 лет в Крюковском железнодорожном училище, ему пришлось искать другое место работы и приступить к работе учителя в железнодорожном училище на станции Долинская. Перевод этот не был случайностью для Макаренко. Молодой учитель… «воевал» с заведующим Крюковской школой. Он объявил на педсовете нового директора взяточником, но доказать, что тот брал взятки у родителей отстающих учеников, Антон не смог, и ему грозило судебное разбирательство по обвинению в клевете. Вот и пришлось молодому учителю отправиться в добровольно-принудительную ссылку на долгие для него три года на станцию Долинская Южной железной дороги, в маленькую степную станицу. По свидетельству брата, навещавшего там Антона, он попал в “дыру …среди голой степи». Молодой воспитатель увлёк школьников идеей создания театра, духового оркестра, организацией интересных вечеров самодеятельности. Вот, например, столетний юбилей Бородинского сражения Макаренко с воспитанниками отметил… Бородинским сражением. Все мальчишки степной станицы стали на один день участниками войны 1812 года. И, к удивлению коллег по школе (а их было человек восемь) и всех станичников, юные герои взяли в плен… Наполеона!
В Долинской Макаренко продолжает мечтать о профессиональной литературной деятельности. Макаренко и прежде пробовал писать стихи, прозу. В 1914 году он решился послать на суд Алексею Максимовичу Горькому свой рассказ «Глупый день». …Ответ Горького огорчил Макаренко. Отметив некоторые достоинства рассказа, Горький в то же время, указывал на целый ряд серьёзных недостатков.
В 1914 году в Полтаве открылся учительский институт, поступить в него в то время было почти немыслимо. Был огромный конкурс, но девятилетний педагогический стаж давал Макаренко безусловные преимущества. Никто из студентов не знал столько, сколько знал Макаренко. Он часто выступал с докладами. При этом Антон Семёнович никогда не кичился своей эрудицией, не выставлял свои знания напоказ. Поражали не только изумительная память (он цитировал наизусть целые страницы …), но и его желание всё знать, всё прочитать, всё увидеть. Педагога Макаренко интересовало многое. Особое внимание он уделял роли игры для личностного развития ребенка.
В 1916 году Антона Семёновича призвали в армию. Около полугода был он на действительной военной службе (в ополчении). Там он встретил то, что называют теперь «дедовщиной». Написал домой, что если его не заберут из армии, то он повесится. Но, как говорится в народе, «материнская молитва со дна моря достаёт». В марте 1917 года Макаренко сняли с военного учёта по близорукости. Не обошлось без вмешательства брата-офицера. Антон вернулся в институт и окончил его блестяще.
Макаренко приступил к работе в Крюковском училище в должности директора.
В августе 1919 года Макаренко переезжает в Полтаву. Зачем? По каким причинам? А причины эти трагичны. Виталия – брата Антона призвали на службу красные командиры. Но Виталий вернулся с фронта весь израненный (его солдаты вынесли чуть живым на руках с поля боя), он не хотел воевать, он хотел быть учителем. Однако альтернативой «красному командирству» была лишь пуля в лоб. Виталий сбежал. На вокзале он был с женой, которая была беременна. Сам он сумел влезть в переполненный вагон поезда на юг, но жена так и осталась на перроне — к его ужасу, она не смогла попасть в вагон… И брат Макаренко больше никогда не увидит ни свою жену, ни будущую дочь Олимпиаду. Заботу о них возьмет на себя Антон Семенович. Жизнь забросит Виталия в эмиграцию. При этом следует отметить, что Антон никогда не отречется от своего брата, чем будет навлекать на свою голову множество бед. Вот почему «укрывателю дезертира» «старорежимному учителю» Антону Макаренко пришлось спешно уезжать в Полтаву.
Вскоре Макаренко получает новое назначение. Возглавить колонию преступников человеку с таким слабым здоровьем и зрением означало не только расстаться с привычкой ходить в смокинге, сшитом у самого лучшего портного города, и в модных штиблетах. Не только надеть косоворотку, сапоги, шинель. На избранной им узкой и тернистой дороге можно было очень даже запросто расстаться с жизнью.
Макаренко сам напросился стать начальником Полтавской колонии. Он, сугубо городской житель, уехал по раздолбленной грязной просёлочной дороге в Трибы, что в 18 километрах от Полтавы. Он добровольно отказался от городского комфорта, от театров, которые любил, от ресторанов, которыми не брезговал, от шумного светского общества, в котором блистал игрой на скрипке, стихами и юмором.
Воспитанники не хотели работать, не желали убирать за собой постели, носить воду для кухни, придерживаться какого бы-то ни было режима, а воспитателей просто не замечали. Обжившись на новом месте, они стали грабить на дорогах, ведущих к Полтаве, а в колонию ходили, чтобы делить добычу, есть и спасаться от зимних холодов. «… В колонии не было дров, надо было идти в лес рубить дрова. Воспитанники категорически и очень грубо отказывались выполнить приказание заведующего колонией…».
Однажды педагогу пришлось ударить своего ученика (это был Семён Калабалин, известный читателям «Педагогической поэмы» как Семён Карабанов), который стал позже его коллегой, многие годы и до самой смерти был замечательным директором детских домов. Семен в своей автобиографической книге назвал этот трагический эпизод «живительной оплеухой». А Макаренко переживал – «впервые в жизни ударил человека». Именно после того «взрыва» (зимой 1920-1921 гг.) начался коренной перелом к лучшему в этой колонии. Макаренко утверждал, что вообще нет таких методов, которые во всех случаях были бы полезными или вредными. Тем не менее, его ученики безоговорочно доверяли Антону Семеновичу и продолжали его дело.
Гений Макаренко был неоспорим. Дважды он поднимал колонии с нуля, сначала это была колония имени Алексея Максимовича Горького, затем колония имени Феликса Эдмундовича Дзерджинского. И оба раза его детища у него отнимали. Такой педагог не мог не раздражать, ему завидовали, на него клеветали.
Антон Семенович был одним из основоположников такой научной области как «педагогическое мастерство». Знаменательно, что, не найдя в педагогической науке нужного ответа на вопрос о том, каким путём лучше воспитывать человека, Макаренко часто опирается на свою духовную интуицию, веру в духовные возможности человека. Не смотря на то, что Антон Семенович работал с детьми обездоленными, он прекрасно понимал, что яркая, гармоничная, счастливая личность может вырасти только в полноценной семье. Так он создал труд, еще более прославивший его – «Книгу для родителей».
История всех рассудит. До сих пор в России спорят о методах Макаренко, а за рубежом постоянно переиздают его книги и ориентируются в своей работе с трудными подростками на опыт Антона Семеновича. В знак международного признания замечательного советского педагога, одного из страстных пропагандистов идеи гармоничного воспитания 1988 год был объявлен по решению ЮНЕСКО Международным годом Антона Семеновича Макаренко.
Он умер от сердечного приступа в пригородном поезде в возрасте 51 года, и это был тяжёлый удар для мировой педагогики. Систему Макаренко изучают и ценят во всём мире. Так, в Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам колоний Макаренко.
В Россию, на родину, система возвращается в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Всё это усердно изучается на всевозможных тренингах и семинарах.
Велико литературное наследие Макаренко.
Романы и повести:
«Педагогическая поэма» (1925-1935); «Марш тридцатого года» (1930); «ФД-1» (1932); «Книга для родителей» (1936-1937); «Флаги на башнях» (1938); «Пути поколения» (роман незакончен) (1938).
Работы о воспитании:
«Воспитание в семье и школе»; «Лекции о воспитании детей»; « Письмо пионервожатому»; «Проблемы воспитания в советской школе»; «Разговор о воспитании»; «Семья и воспитание детей» и др.
Рассказы и очерки:
«О человеческих чувствах»; «Из истории героизма»; «Гришка»; « Случай в походе»; « Симфония Шуберта»; «Доктор»; «Преподаватель словесности»; «В библиотеке» и др.
Мы подробнее остановимся на самых популярных произведениях Макаренко.
«Педагогическая поэма» — широко известное во всём мире и наиболее значительное произведение А.С. Макаренко.
В романе-поэме раскрывается история рождения и развития колонии им. М. Горького и коллектива горьковцев, где удалось весьма успешно возвращать в полноценную культурную и общественную жизнь несовершеннолетних беспризорников и правонарушителей на основе посильного общественно полезного труда, продуманного и разумного привлечения воспитанников к соуправлению единым коллективом, единства доверия и требовательности ко всем членам этого коллектива, включая вольнонаёмных преподавателей, мастеров и т. д…
В фонде нашей библиотеки имеется такая книга.
Автор: Макаренко Антон Семенович
Издательство: АСТ, 2016 г.
Серия: Русская классика
Педагог прибывает под Полтаву, чтобы организовать трудовую колонию для детей-беспризорников и уголовников. Перед ним стоит непростая задача — перевоспитать несовершеннолетних правонарушителей. И он с ней справляется блестяще.
Антон Семёнович Макаренко говорил: « В «Педагогической поэме» меня занимал вопрос, как изобразить человека в коллективе, как изобразить борьбу человека с собой, борьбу более или менее напряжённую. Во «Флагах на башнях» я задался совсем другими целями. Я хотел изобразить тот замечательный коллектив, в котором мне посчастливилось работать, изобразить его внутренние движения, его судьбу, его окружение».
«Флаги на башнях» — повесть, оконченная Антоном Семёновичем незадолго до ухода из жизни и ставшая, по сути, его итоговым произведением. Она воплотила в себе всю многогранность и педагогического и литературного таланта Макаренко, его глубочайшую веру в Советскую власть и Советскую идеологию, его необычайный дар перевоспитывать, не перевоспитывая. Книга основана на опыте работы Антона Семеновича Макаренко в колонии имени Ф.Э. Дзержинского.
Антон Семёнович — прекрасный психолог не просто верил своим воспитанникам, он безгранично доверял им. Вручая им дисциплину, он вручал им ответственность за жизнь целого пусть и маленького, но государства — их собственного государства. И дети отвечали ему тем же. Они «горели» этой идеей приближения светлого будущего: «Довольно, понимаешь, плестись шагом». Светлого будущего большой страны. Давать выбор и судить по поступкам, не ломать, не перековывать, а доверять и заботиться, позволять расти и совершенствоваться — такова педагогика А.С. Макаренко.
Цитаты Макаренко.
- «Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».
- «Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».
- «Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».
- «Книги — это переплетённые люди».
- «Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом».
А. сейчас, ребята, мы предлагаем вам, воспользовавшись ссылкой, посмотреть фильм «Флаги на башнях» (реж. А. Народицкий, 1958 г.), созданный по мотивам произведений Макаренко.
Антон Семёнович Макаренко был награждён Орденом Трудового Красного Знамени (31.01.1939).
Воспитанники Макаренко — орденоносцы и герои Великой Отечественной войны.
Некоторые произведения А.С. Макаренко были экранизированы.
Смотрите кадры из этих кинофильмов фильмов.
В память о А.С. Макаренко были установлены памятники, названы школы, исследовательские институты, названы улицы и музеи по всей России, в Азербайджане, Германии, Казахстане, Киргизии, Кубе, Мексике, Украине.
Давайте соберём пазлы, и вы увидите почтовую марку СССР с изображением А.С. Макаренко и изображение памятника этому замечательному педагогу.
Пазл «Марка»
Пазл «Памятник А. Макаренко»
А сейчас, ребята, мы предлагаем вам принять участие в викторине.
Викторина «Антон Семёнович Макаренко»
А сейчас, ребята, мы предлагаем вам, воспользовавшись ссылкой, посмотреть познавательное видео «5 ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ А.С. МАКАРЕНКО».
Главными идеями А.С. Макаренко являются гуманизм и нравственное воспитание школьников, воспитание чувства ответственности и долга, воспитание уважения к личности, результатом которой становится раскрытие положительных моральных качеств. Данные положения достаточно актуальны и в наше время, а их реализация необходима. Ростки опыта А.С. Макаренко дали всходы в педагогической деятельности многих современных педагогов и конкретных педагогических системах.
Вот и подошло к концу наше мероприятие. Всего вам доброго, уважаемые читатели.
Мы ждём вас в нашей библиотеке.
Мероприятие подготовила библиотекарь 1 категории Кузьмич Светлана Ивановна.