(6 марта — 110 лет со дня рождения лётчика-истребителя, маршала авиации, первого трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина (1913-1985). Осенью 1941 года сражался на Южном фронте в районе Ростова-на-Дону).
6+
Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в середину двадцатого века. Именно на эти года пришлась деятельность выдающегося летчика-аса А.И. Покрышкина.
Мы живём в то время, когда практически нет войн. Но, к сожалению, они были и есть в мире. А в 20 веке – особенно. Человечество на протяжении многих тысяч лет продолжает воевать. А многим воинам, и летчикам в том числе, приходится воевать тоже!
Война – это слово несёт с собой боль, утрату, жестокость и разрушение, это страдание многих людей, но в первую очередь, страдание детей.
Великая Отечественная война унесла жизни более 27 миллионов советских людей. Горе пришло в каждый дом. Мы с вами знаем, что в годы войны совершались невероятные подвиги: на земле, в небе, в море, на железных дорогах, госпиталях. Сотни тысяч участников Великой Отечественной войны были награждены орденами и медалями за человеческий, гражданский подвиг. Некоторые стали героями Советского Союза.
И сегодня наша встреча непростая!! Она посвящена герою нашей Родины.
110 лет назад родился человек, одно имя которого в годы Великой отечественной войны повергало в ужас фашистских захватчиков. Имя это – Александр Иванович Покрышкин. Первый человек, трижды удостоенный звания Героя Советского Союза.
Сегодня мы с вами узнаем о жизни человека, который прославил нашу страну на весь мир, на все века. Александр Покрышкин… Это имя среди множества советских асов было действительно знаменитым.
Александр Покрышкин – летчик-ас, военачальник, маршал авиации. Первый человек, трижды удостоенный звания Героя Советского Союза. Провел почти 160 воздушных боев с фашистами, самостоятельно сбил 59 самолетов противника и еще 6 в групповом бою. По результативности его опередил только один пилот-истребитель – Иван Кожедуб.
Природа скупа. Она редко рождает одаренных людей, а настоящую гениальность дает и того реже. Неординарным людям всегда нелегко, судьба их складывается труднее, они умеют доставлять неудобства окружающим. Причина, скорее всего, кроется в характере. У выдающихся людей и характер сложный. Однако характер еще надо проявить, а на это нужна воля. Если в человеке сочетаются эти два качества, он неизбежно станет выдающейся личностью, такой, как Александр Покрышкин. Его судьба во многом сложилась благодаря времени, в котором он жил – патриотическом, романтическом и одновременно тяжелом. Говорили, что ему везло, но только он сам знал, чего стоит это везение.
Сейчас вы можете посмотреть видео об А.И. Покрышкине «Ахтунг, Покрышкин! Сильные духом. Выпуск 9«.
ДЕТСТВО
Родился Александр Покрышкин 6 марта 1913 года в городе Новониколаевск (сейчас это Новосибирск) Томской губернии. Отец – Иван Покрышкин был простым рабочим, мама занималась домом и детьми, которых в семье родилось семеро – шесть сыновей и одна дочка.
Покрышкины являлись потомственными строителями (работали каменщиками, клали печи, крыши; как считается, от этого и пошла их фамилия). Но в 1908 Иван Петрович получил на стройке увечье, после чего трудился возчиком, ломовым извозчиком и др. В эпоху НЭПа он занимался ремеслом и торговлей, за что стал «лишенцем», то есть был лишен избирательных и фактически многих других прав (также были лишены избирательных прав его жена и мать).
Встреча с родной семьей спустя годы…
Саша отличался от других детей. Можно сказать, что он сам занимался своим воспитанием и всесторонним развитием. В школе получал хорошие отметки, любил читать. С двенадцатилетнего возраста его заинтересовала авиация.
В 1923 на созданный в Новониколаевске аэродром прилетел первый самолет. Среди прибежавших к нему жителей города был и потрясенный десятилетний Саша Покрышкин. Он потрогал крыло самолета и сказал себе: «Буду делать все, но стану только летчиком». С этих минут счастья отныне вся жизнь юного Александра Покрышкина была направлена навстречу мечте. Он старался хорошо учиться, много читал, закалялся и усиленно занимался спортом. В учебе важное место уделял математике. Держал голубей (любовь к птицам осталась у него на всю жизнь). Чтобы помочь семье, с тринадцатилетнего возраста Александр Покрышкин занимался фамильным делом – работал кровельщиком со своим дядей. Однажды он прочитал объявление о наборе в летную школу лиц, имеющих образование 7 классов и «специальность токаря, слесаря или столяра». В 1928 Александр Покрышкин окончил семилетку, а в 1930 поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) «Сибкомбайнстроя» (специальность «Слесарь-лекальщик»). Заработок кровельщика для семьи был весомей, поэтому отец был против его превращения в «фабзайца». Александр Покрышкин покинул дом и жил в общежитии. В свободное время он посещал вечерний рабфак института сельхозмашиностроения, а также кружок рационализаторов и изобретателей.
Примерно в те годы пришла настоящая слава к летчику-испытателю Валерию Чкалову. Вдохновленный его примером Покрышкин тоже начал мечтать о небе.
АВИАЦИЯ
В 1932 году Покрышкин получил направление, и стал курсантом 3-й Пермской авиационной школы. Он очень радовался такому повороту в биографии, и пока еще не знал, что из этой школы выходят не летчиками, а техниками. Спустя годы Александр вспоминал, как говорил начальник школы, о том, что все хотят повторить судьбу Чкалова и летать, но кому то же надо заниматься и моторами.
Четыре года Покрышкин прослужил техником, затем старшим техником, мечтая освоить профессию летчика. Для этого он настойчиво изучал историю полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию. Покрышкин написал за эти годы 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз он получал отказ.
Зимой 1938 года Покрышкин втайне от начальства прошёл годовую программу гражданского пилота за 17 дней, что автоматически делало его годным к поступлению в лётную школу. Выпустился с высшими оценками в 1939 году, и в звании лейтенанта был распределён в 55-й истребительный авиационный полк. Александру предлагали остаться в этой же школе в качестве инструктора, но он категорически отказался. Он не мог отказаться от своей мечты летать, а не учить других. За два месяца до начала Великой Отечественной войны истребительный авиационный полк, в котором он служил, прошел перевооружение с бипланов И‑15 и И‑153 на МиГ‑3.
ВОЙНА
А сейчас вы можете посмотреть видео «Внимание! Внимание! В небе Покрышкин! Первый трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин«.
Участвуя в воздушных боях, Александр с горечью отмечал, что небо над его родиной очень слабо защищено от врага. Тактика нападения не вырабатывалась, пилоты дрались вслепую, техническое оснащение хромало. Да и что можно было ожидать, если в авиационных мастерских занимались выпуском танков. Защита воздушного пространства СССР держалась только на патриотизме и героизме летчиков-истребителей. Спустя много лет Александр скажет, что тот, кто не был на фронте в 1941-1942-м годах, не знает, что такое настоящая война.
Как летчик А. И. Покрышкин отличался мгновенной реакцией, выносливостью, большой выдержкой и настойчивостью, осмотрительностью, удачей; как командир являлся искусным организатором и наставником. Сражался он по формуле: «Высота, скорость, маневр, огонь!» (при этом старался открывать огонь по противнику с расстояния в 50-100 м). Будучи творческим летчиком, Покрышкин выступил автором новых тактических приемов истребителей, которые распространялись в советской авиации, и создал целую школу пилотов.
Александр Покрышкин прошел всю войну, от первого ее дня до победы 9 мая 1945-го. Первый вражеский самолет отважный летчик сбил уже на второй день войны.
Александр Иванович никогда не гнался за количеством уничтоженных немецких самолетов — личный боевой счет не был для него самоцелью. И в этом кардинальное отличие русского летчика от немцев. Гитлеровцы организовали настоящую охоту на Покрышкина: устраивали засады и ловушки, не жалели подставлять самолёты-приманки, чтобы завлечь его под хитро подставленный удар. Покрышкин заменял позывные, бортовые номера, но ничего не помогало. Его знали по почерку полёта.
Александр Иванович Покрышкин за период с 22 июня 1941 года по 20 декабря 1943 года официально имел 550 боевых вылетов, 137 воздушных боёв и 53 лично сбитых самолёта.
По данным исследователя О. В. Левченко, только за 1943 год Покрышкин сбил 61 самолёт и 6 подбил! Но многие сбитые, как говорил сам лётчик, «ушли в счёт войны».
Первую награду – орден Ленина, Покрышкин получил за то, что добыл ценные данные о противнике. Шел декабрь 1941-го, снег шел постоянно, мешая наземной разведке выполнять поставленную задачу. В итоге они не смогли точно определить, где дислоцируется танковая часть Пауля фон Клейста. Тогда в разведку отправился Покрышкин, несмотря на то, что вьюга мешала рассмотреть хоть что-нибудь на земле, и топливо в баке его самолета уже было почти на нуле. Ему удалось выполнить задачу, и благодаря добытым летчиком сведениям, Красная Армия отвоевала город Ростов.
1943-й год стал переломным не только в судьбе Покрышкина, но и всей авиации. Тщательно проанализировав предыдущие бои, летчик-истребитель разработал уникальные приемы ведения боя и патрулирования воздушного пространства. Его главной целью теперь стал ведущий, именно после выхода из строя главного самолета, вражеская эскадрилья теряла боеспособность.
Покрышкин продолжал нещадно крушить вражескую авиацию. И 24 мая 1943 года за успешное командование полком, а также за 354 боевых вылета и 54 воздушных боя, он лично сбил 19 самолетов противника, за многочисленные победы в небе над Кубанью, Александр Покрышкин получил первую звезду Героя Советского Союза.
24 августа 1943 года Покрышкин получил вторую звезду Героя за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолётов противника. В дальнейшем он принимал участие в боях за Донбасс и Крым.
19 августа 1944 г. за 550 боевых вылетов и участие к маю 1944 г. в 137 воздушных боях, в которых лично сбил 53 самолета противника, гвардии полковник А.И. Покрышкин первым в СССР удостоен третьей медали «Золотая Звезда» Героя. В журнале «Смена» появилась статья о прославленном летчике, там же разместили и его фотографию. Александра еще называли Ястребом небес. Такое точное имя дало ему американское издание True Comics, и оно вполне соответствовало действительности.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА ДЛЯ ПОКРЫШКИНА ОКОНЧИЛАСЬ 24 ИЮНЯ 1945 ГОДА, КОГДА ОН ВОЗГЛАВИЛ КОЛОННУ 1-ГО УКРАИНСКОГО ФРОНТА И ПРОШЕЛ ВМЕСТЕ С НЕЙ ВО ВРЕМЯ ПАРАДА ПОБЕДЫ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ.
МИРНОЕ ВРЕМЯ
После победы Покрышкин продолжил службу. Энтузиазм прославленного летчика разбивался о сопротивление Василия Сталина, который на тот момент занимал должность командующего ВВС в Московском военном округе. Конфликт с сыном Вождя народов привел к тому, что звание генерал-майора авиации Покрышкину присвоили только после того, как умер Иосиф Сталин.
Свое первое генеральское звание Покрышкин получил только в 1953 году. А звание маршала авиации ему присвоили в 1972-м, причем довеском к званию была должность председателя центрального комитета ДОСААФ.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Александр Покрышкин страстно любил не только авиацию. К ней добавилась еще одна большая любовь – медсестра Мария Кузьминична, с которой он познакомился в 1942-м на Каспийском море. Любовь их была настолько сильной, что они писали письма друг другу ежедневно.
Личная жизнь летчика-аса сложилась хорошо, дети радовали, вскоре появились внуки – Александр, Павел и Екатерина.
Умер А. И. Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
А.И. Покрышкин – выдающийся человек в истории Новосибирска. Он является Почётным гражданином города Новосибирска. Училище, в котором учился Покрышкин – переименовано в его честь.
Одна из улиц юго-запада столицы носит его имя.
В 1993 году малая планета номер 3348 получила имя «Покрышкин «.
В 1995 году в Новосибирске был окрыт музей Александра Ивановича Покрышкина.
В 2000 году в Новосибирске была открыта станция метро «Покрышкинская».
В 2005 году на площади Маркса в Новосибирске был установлен памятник.
В 2013 году в Новосибирской области учреждена Медаль Покрышкина, вручается за активное участие в военно‑патриотическом воспитании, личный вклад в поддержание боевой готовности, за вклад в увековечивание памяти воинов‑сибиряков, развитие авиации и космонавтики.
Тебя враги со страхом узнавали, Друзья любили за девиз в боях, С которым венценосно побеждали Привычно совмещая смерть и страх. В эфир слова неслись с предупрежденьем: «Покрышкин – в небе! Берегись беды!» И ты своим напористым стремленьем, Упорно подтверждал различные ходы. Твоя стратегия и тактика сраженья Всегда имели в жизни перевес И ты навязывал свой стиль предвосхищенья На каждом вираже, витке небес…
Такая жизнь. Жизнь героя без оркестров и фанфар. Многие и не догадывались, что герой ходит по их улицам и они здороваются с ним, как с добрым соседом. Жизнь, прожитая с пользой.
А сейчас мы посмотрим фрагменты мультфильмов о самолетах и полетах.
Мультфильмы » ✈ БУДНИ АЭРОПОРТА ✈ ОТ ВИНТА!«.
Далее можно посмотреть фрагмент мультфильма о предназначении летчика.
Мультфильм «Порко Россо«.
Завершая наше путешествие, хотелось бы спросить: «Что нового вы узнали из нашей встречи? » Надеемся, что новое для вас было.
Спасибо за внимание, до новых встреч, ребята!
Мероприятие подготовила заведующая библиотекой Буза Светлана Ивановна.