Краеведческая онлайн-беседа «Родные места»

(19 января – 160 лет со дня рождения писателя, уроженца Области войска Донского (Ростовская область) Александра Серафимовича)

12+

 «Один порыв: бороться, бороться во имя тех, 
 кто молча, с каплями пота на челе, несёт на своём хребте 
 всю тягость жизни общественных неустройств.
  И пусть мои писания только капли 
 в бушующем океане силы и несправедливостей,
  пусть, но ведь и капли прободают камень».
  
 (Александр Серафимович) 

Здравствуйте, дорогие читатели!

Серафимович Александр Серафимович – представитель так называемой пролетарской литературы. Творчество этого писателя созвучно с литературной деятельностью Максима Горького. Его ранние рассказы находились под влиянием революционных движений второй половины девятнадцатого века. И на протяжении всего своего творческого пути он оставался верен своим взглядам и убеждениям. Какова главная идея произведений, которые создавал Александр Серафимович? В чем заключается ценность его литературного творчества?

Именно об этом мы с вами и хотим поговорить сегодня, в день его рождения. Вы узнаете о том, что пришлось пережить писателю, как свой жизненный опыт он отразил в своих повестях и рассказах, а также мы проведем небольшой обзор творчества и основных произведений А. Серафимовича.

Но и это ещё не всё.

Вы сможете узнать, какие из множества замечательных книг были экранизированы и посмотреть фрагменты фильма, а затем ответить на вопросы викторины по творчеству писателя.

Юность

Серафимович Александр Серафимович (настоящая фамилия Попов) происходил из казацкого рода.

Родился 19 января 1863 года в станице Нижнекурмоярской (ныне Цимлянского района Ростовской области). Отец — донской казак, был полковым казначеем, есаулом Войска Донского.

Детские годы провёл в Польше, где служил его отец. В 1873 году вернулся с семьёй на Дон в станицу Усть-Медведицкую. Окончил Усть-медведицкую гимназию (1883). Поступив в 1883 в Петербургский университет, на физико-математический факультет, Александр Попов попал в среду революционного студенчества, в кружке познакомился с марксизмом. За участие в революционном движении (вместе с А. И. Ульяновым) и в связи с покушением на Александра III А. Попов был арестован и выслан в Архангельскую губернию. Во время ссылки написал в Пинеге свой первый рассказ «На льдине», который был под псевдонимом Серафимович опубликован в газете «Русские ведомости» в 1889 году.


  Александр Ильич Ленин

Основные идеи произведений Активная общественная жизнь, которую вел Александр Серафимович еще в студенческие годы, заложила основу для его литературного творчества. Народная тема стала главной в его произведениях. Безусловно, его идеи были направлены на марксистские и социал-демократические идеи. Жизнь простого народа в конце века была крайне тяжелой. Сторонники идеи о необходимости государственного переворота полагали, что все зло исходит от основ царского режима. Мысли о том, как улучшить жизнь рабочих в России, все больше занимала начинающего писателя. Материалом для ранних произведений Серафимовича стала жизнь простых тружеников. И уже в начале своего творческого пути о его книгах весьма одобрительно отзывались такие писатели, как В. Короленко, Г. Успенский.

В девяностые годы главной темой в произведениях Серафимовича была жизнь представителей рабочего класса. Шахтеры, железнодорожные служащие, доменщики, и крестьяне стали героями его книг. В своих произведениях Александр Серафимович стремился показать не только их быт, но и внутренний мир. В первую очередь писателя интересовало то, о чем думает простой труженик. Но специфической особенностью литературной идеи Серафимовича являлось убеждение, что тяжелые работы не столько утомляют человека физические, сколько убивают в нем общественную активность.

Он видел не только причины каторжного труда, но и его последствия. При этом в ранних произведениях этого писателя присутствует вера в силу народа. Он не считал неизменным и непреложным равнодушие рабочих к собственной судьбе. Так, в «Сцепщике» Серафимович изобразил первые ростки протеста, которые обнаруживались, казалось бы, среди самых отсталых социальных слоев.

Мировоззрение писателя окончательно сложилось во время пребывания в ссылке. Именно там он стал свидетелем рабочего быта простых людей и каторжников.

На суровом Севере Александр Попов, биография которого складывалась под влиянием исторических и общественных событий в России, завязал знакомство с одним из передовых рабочих. За спиной этого человека имелся опыт революционной борьбы, в результате чего он и оказался в ссылке.

 Эстетическое воззрение и литературная направленность находилась, прежде всего, под влиянием от тесного общения с подобными людьми. Александр Попов, биография которого началась на Донских просторах, в ссылке узнал о судьбах простых людей, проживающих на Севере. Здесь ему открывался новый, неизведанный мир.

Писатель слушал с интересом рассказы местных жителей. Поморы содержали свои семьи за счет рыбного промысла. Их труд был тяжелым и небезопасным. Нередко люди погибали в море. Часто возвращались домой с пустыми руками. Если же ловля была удачной, внушительную часть следовала отдавать зажиточным крестьянам, снабжавшим рыбаков снастями.

Пейзаж в творчестве Серафимовича Писателя завораживала прекрасная, но суровая северная природа. Описание пейзажа занимало важное место в его творчестве. Такую особенность можно обнаружить в рассказе «На льдине».

В этом произведении он описал своеобразную природу и быт Севера. Но он и не забывал и южные родные края. Их он не менее живописно отразил в более поздних рассказах. Описание природы в произведении «На льдине» имеет символический характер. Автор как будто проводит параллель между холодной северной погодой, ледовыми пейзажами, короткими холодными днями и бытом местных жителей. Изображение природы помогает читателю ярче ощутить тяжелые условия, в которых находятся труженики. Против природы человек так же беззащитен, как и против социального гнета.

Серафимович – писатель, в чьем творчестве главной идеей является неравенство. Рассказ «На льдине» представляет собой некий обвинительный акт против социальных сил, приведших главного героя к гибели. В произведении «На льдине» автор противопоставил бедняка Сороку кулаку.

В рассказе «На плотах» социальная драма трудящегося представлена в более сложной форме. Главный герой этого произведения – плотовщик Кузьма. Он в одиночестве добывает себе на хлеб. Каждый день он находится в опасных невыносимых условиях, но его труд бесплоден. В обществе, в котором принято присваивать результаты чужой работы, социальная разобщенность оказывается губительной.

«На плотах» и «На льдине» – рассказы, с которых Серафимович начал свою серию произведений, посвященных социальному неравенству.

Позже основным жанром в его творчестве стал очерк. «Снежная пустыня» является, пожалуй, промежуточным звеном между этими литературными формами. Повествование в этом произведении Серафимович ведет от первого лица.

 С первых страниц у читателя складывается впечатление, что в нем писатель описывает собственные переживания. От части, так и есть. Рассказчик отразил в этом произведении чувства и мысли, которые посещали его в первые дни пребывания на Севере.

После ссылки

 В Архангельской губернии Александр Серафимович (Попов) пробыл чуть более года. После ссылки он поселился в станице Усть-Медведицкой, где постоянно находился под надзором полиции. Несмотря на это, он вел здесь активную литературную и общественную деятельность. Кружок, который он организовал, был предназначен для обсуждения важных культурных событий.

Однако с первых дней существования организации ее участники активно спорили на политические темы. В родных краях Серафимович быстро нашел единомышленников.

Со временем важной частью в его деятельности стало незаконное распространение марксистской литературы. И именно в этот период в деятельности писателя произошел существенный сдвиг.

Предлагаем посмотреть видеоролик «Сегодня — 155 лет со дня рождения писателя — Александра Серафимовича» от ГТРК «Поморье».

Советская литература на раннем этапе была представлена рядом революционно настроенных авторов, среди которых имя Александра Серафимовича ярко выделяется.

Этот писатель на момент зарождения нового государства стал вполне зрелым автором с устоявшейся прочной социальной позицией. Он не подстраивался под новый общественный строй. Уже в начале двадцатого века он активно начал писать о жизни донецких шахтеров и заводских рабочих. В его творчестве развивается взгляд самостоятельного независимого художника. Советская литература в послевоенные годы включает немного авторов, для которых свойственно своеобразное видение жизни.

В произведениях Александра Серафимовича присутствуют оригинальные литературные выражения. Этот писатель стал неким исследователем жизни рабочего класса.

Творчество Серафимовича в этом смысле уникально.

Ранние рассказы Серафимовича пронизаны реализмом, например, те произведения, что посвящены быту жителей Севера. Реалистичность присутствует и в рассказах о донецких шахтерах.

 Революционная романтика появилась позже. Так, в рассказе «Капля» присутствует эпичность, аллегория и вера автора в то, что простой народ могут спасти общность взглядов и труд, направленный на достижение революционных целей. Символика в этом произведении довольно проста. Существует огромная скала, и одна-единственная капля не может ее разрушить. Она падает на каменную твердыню и мгновенно погибает. Но только сотни, тысячи каплей могут пробить в этой скале отверстие.

Рассказ делится на три части. Каждая из них – революционное движение, происходившее в разные годы. Первое было уничтожено. Второе дало некоторые плоды. Писатель возлагает надежду на третье революционное движение. Именно оно способно, по его мнению, пробить твердыню царского режима.

В Москве

Романтические идеи, присутствующие в творчестве Серафимовича близки литературному стилю Горького. И потому, возможно, после переезда в Москву донской литератор очень быстро сближается с великим пролетарским писателем.

И для Серафимовича, и для Горького свойственна вера в необыкновенную силу человека. Неустанная борьба простого труженика, несмотря на многовековое рабство, способная привести к окончательной победе рабочего класса. Позже Максим Горький создает издательство «Знание», куда в первую очередь привлекает Серафимовича.

 Революционные события 1905 года проходят на глазах, и даже при некотором участии уроженца донских степей. В это время он снимает квартиру на Пресне и помогает рабочим строить баррикады.

Исторические события, которые наблюдал Серафимович, нашли отражение в его творчестве. В произведениях этого писателя с тех пор появились пафос и восторженность. Рабочие, одурманенные беспросветным пустым существованием, уступили место в его рассказах героям-революционерам. В этом духе создан сборник рассказов «Затерянные огни».

Литературной деятельности Александр Серафимович посвятил более полувека. Во время Второй мировой войны он стал военным корреспондентом, но не переставал писать рассказы и очерки.

Главным произведением Серафимовича является повесть «Железный поток». В этом произведении писатель отразил события Гражданской войны.

Тематика войны, страшной и разрушительной, красной нитью проходит через все произведение. В любой войне нет победителей и побежденных, а тем более в гражданской. Этот роман нельзя назвать написанным «под заказ» для изображения победы советов над белыми. «Железный поток» является результатом анализа автором самой сути России того времени, с ее контрастами, поисками и убеждениями.

Сюжет произведения описывает поход и трансформацию Таманской армии в 1918 году. Поначалу колонна полуголодных, изможденных людей, не совсем отчетливо понимающих суть событий и воспринимающих только личные ценности и беспокоясь только о собственном спасении, под предводительством Кожуха, замечательного и умелого стратега, превращается в полноценную армию людей, наводящую ужас как на восставших казаков, так и на белых. Основной идеей, которую доносит автор, является возможность спастись и победить, исключительно объединив силы. Несмотря на кажущуюся перспективу очерстветь и ожесточиться, ведь этот поход сопровождался многочисленными кровопролитиями и потерями, люди не только не деградировали в этом плане, но также обрели четкую цель и новые гражданские ориентиры.

В 1967 году роман был экранизирован, режиссером стал Ефим Дзиган, и мы предлагаем посмотреть 1 серию этого фильма – «Железный поток 1 серия».

Предлагаем ответить на вопросы викторины «Мир глазами Серафимовича».

Семья

В 1898 году Александр Серафимович женился на Ксении Петровой — выпускнице Бестужевских женских курсов в Санкт-Петербурге.

 «Мать — донская казачка, высокая, стройная, с красивыми чертами, была волевым и упрямым человеком, — писал их младший сын Игорь. — Они любили друг друга, но мать не всегда понимала стремления отца к поездкам. Под влиянием окружавших её людей она всё меньше сочувствовала делам отца. И это клином входило в их отношения. Влияли на мать и насмешки окружающей их интеллигенции над его, с их точки зрения, непонятной направленностью в описании «бедненьких и забитых». Это, со временем, и оказалось основной причиной полного их разрыва».

Зато с сыновьями Анатолием и Игорем у Александра Серафимовича всегда было полное взаимопонимание.

Семья

В 1898 году Александр Серафимович женился на Ксении Петровой — выпускнице Бестужевских женских курсов в Санкт-Петербурге.

 «Мать — донская казачка, высокая, стройная, с красивыми чертами, была волевым и упрямым человеком, — писал их младший сын Игорь. — Они любили друг друга, но мать не всегда понимала стремления отца к поездкам. Под влиянием окружавших её людей она всё меньше сочувствовала делам отца. И это клином входило в их отношения. Влияли на мать и насмешки окружающей их интеллигенции над его, с их точки зрения, непонятной направленностью в описании «бедненьких и забитых». Это, со временем, и оказалось основной причиной полного их разрыва».

Зато с сыновьями Анатолием и Игорем у Александра Серафимовича всегда было полное взаимопонимание.

 В его честь названы улицы в Москве, Казани и Минске, библиотеки во многих города России,в том числе в Ростове-на-Дону

В Волгоградской области в честь писателя назван город, в котором после его смерти был открыт литературный музей.

 В станице Усть-Медведицкая в восьмидесятые годы открыли дом-музей. А в самом Волгограде воздвигнут памятник Серафимовичу.

Завершая наше мероприятие, мы хотим отметить, что творчество А.С. Серафимовича художественно многообразно и многожанрово, а революционная борьба его ярка и показательна. Писателю довелось быть участником двух русских революций, гражданской войны. Уже глубоким стариком он принял участие и в Великой Отечественной войне – на фронте и в трудовом тылу.

И вот теперь, когда нет с нами самого писателя, в его творчестве мы можем найти ответы на вопросы, связанные с этим периодом времени.

И напоследок предлагаем посмотреть видеоролик «А. С. Серафимович. Историческая съёмка», где вы увидите уникальные кадры, на которых запечатлен сам Александр Серафимович Серафимович.

Мы приглашаем всех к нам в библиотеку за книгой А.С. Серафимовича «Железный поток», она будет интересна своей подлинностью на события, а значит поможет всем изучающим историю России.

Также в нашей библиотеке вы можете взять книгу Котовского Вл. «Наши земляки», где один из разделов посвящён жизни А.С. Серафимовича в г. Ростове-на-Дону.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Мероприятие подготовила заведующая сектором Кумова Ольга Владимировна.