(15 октября – 125 лет со дня рождения писателя-сатирика Ильи Ильфа (н. ф. Файнзильберг).
12+
Здравствуйте, уважаемые читатели блога.
Сегодня наше мероприятие посвящено 125-летию со дня рождения Ильи Арнольдовича Ильфа.
Мы поговорим о жизни и творческой деятельности писателя, вспомним самые известные его произведения, ответим на вопросы викторин, соберём пазл, посмотрим фильм, снятый по его произведению.
Илья Арнольдович Ильф – советский журналист и писатель, сценарист, драматург, фотограф. Более всего известен благодаря своим книгам, написанным в соавторстве с Евгением Петровым. Сегодня для многих «Ильф и Петров» являются звеном, которое невозможно разорвать. Фамилии писателей воспринимаются, как одно целое. Тем не менее, попробуем разобраться, кто такой Илья Ильф, чем он жил и чем известен.
Илья Арнольдович Ильф (настоящие имя и фамилия – Иехиель-Лейб Арьев Файнзильберг) – родился в Одессе 15 октября 1897 года в семье банковского служащего Арьи Беньяминовича Файнзильберга. Его старшие братья, принявшие псевдонимы Фазини и Маф, стали художниками, младший брат – топографом.
Ильф окончил с отличием школу ремесленных учеников (1913). Работал в чертежном бюро, на телефонной станции, на заводе аэропланов Анатра, на фабрике ручных гранат. В составе 1-го Караульного полка участвовал в борьбе с деникинцами (1919), работал в агитотделе ЮгРОСТА (1920), служил бухгалтером в Одесском Опродкомгубе (1921). В 1920 году вместе с Э. Багрицким, В. Катаевым, Ю. Олешей и другими молодыми литераторами состоял в литобъединении “Коллектив поэтов”.
Писал под псевдонимом Ильф, сложенным из двух первых букв имени и первой буквы фамилии. “После подведения баланса выяснилось, – говорится в «Двойной автобиографии» Ильфа и Петрова, – что перевес оказался на стороне литературной, а не бухгалтерской деятельности, и в 1923 году Ильф приехал в Москву, где и нашел свою, как видно, окончательную, профессию – стал литератором, работал в газетах и юмористических журналах”.
Служба в “Гудке” (газете профсоюза железнодорожников) свела его с И. Бабелем, М. Булгаковым, К. Паустовским, он работал бок о бок с Ю. Олешей и В. Катаевым. Сначала Ильф был обработчиком рабкоровских писем и выездным корреспондентом, затем – очеркистом и фельетонистом. До 1931 г. в московской периодике появляются ильфовские репортажи, фельетоны и юмористические рассказы, кинорецензии.
С осени 1927 г. начинается соавторство Ильфа и Евгения Петрова, младшего брата Валентина Катаева. Оба автора родились в Одессе, но познакомились только в Москве в конце 1923 г. Сотрудничая в одних и тех же юмористических журналах, они не были близко знакомы вплоть до лета 1927 г., которое провели вместе в Крыму и на Кавказе. По совету “признанного мэтра” Катаева, который подарил им авантюрный сюжет (поиски спрятанных сокровищ), Ильф и Петров пишут “современный роман-хронику” – “Двенадцать стульев”, вышедший в свет в 1928 году.
Затем печатаются сатирическая повесть “Светлая личность” (1928) и циклы гротескных новелл “Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска” и “1001 день, или Новая Шахерезада” (1929). В сатирическом журнале “Чудак” (1929 – начало 1930) было напечатано более 70 фельетонов, рассказов, очерков, путевых набросков и спортивных репортажей, написанных ими “оптом и в розницу”.
В 1931 г. в журнале “30 дней” печатается второй роман Ильфа и Петрова – “Золотой теленок”, но книжное издание появляется лишь в 1933-м. Оба романа, полные остросатирических реалий эпохи, по праву считаются известнейшими произведениями литературы советского периода.
Соавторам принадлежит множество рассказов, очерков, фельетонов; они пишут пьесы, либретто, водевили, киносценарии. До сих пор не забыт кинофильм “Цирк” (1936), поставленный по комедии Ильфа, Петрова и В. Катаева “Под куполом цирка” (творческие разногласия с режиссером Г.В. Александровым заставили авторов снять свои фамилии из титров картины). По заданию редакций они ездили на открытие Турксиба и в Среднюю Азию (1930), совершили путешествие по странам Европы (осень 1933 – начало 1934). Осенью 1935 г. Ильф и Петров как корреспонденты газеты “Правда” отправились в Соединенные Штаты. Их четырехмесячная поездка принесла книгу очерков “Одноэтажная Америка” (1936) и повесть “Тоня” (1937). Десятилетнее творческое содружество Ильфа и Петрова прервала смерть Ильфа. Илья Ильф умер в Москве 13 апреля 1937 года. Он прожил всего 39 лет.
Ильф – автор любимых читателями “Записных книжек”, которые по справедливости следовало бы назвать “Книгой жизни”. В течение 12 лет (1925-1937) он заносил в блокноты и смешные фразы, и грустные мысли, и горькие размышления.
Многие цитаты Ильи Ильфа стали крылатыми выражениями.
Вот некоторые из них:
«Есть вещи, которые нельзя изменить. Сапоги можно снять, но нельзя научить человека смеяться по-русски».
«Как приятно быть деловым, когда нет никаких дел».
«В фантастических романах главным было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет».
«По линии наименьшего сопротивления все благополучно».
«Еще ни один пешеход не задавил автомобиля, однако недовольны почему-то автомобилисты». «Всегда есть человек, который изо всех сил хочет высказаться последним».
«Все талантливые люди пишут разно, все бездарные люди пишут одинаково и одним почерком».
«Конкурс лгунов. Главный приз получил человек, говоривший правду».
Личная жизнь.
Со своей супругой Марией Тарасенко писатель познакомился в Одессе. Маша училась в школе живописи, в которой преподавал брат Ильи. В брата художница и влюбилась, но вскоре сдалась под напором Ильи Ильфа и его знаков внимания. Ильф уехал в Москву – пара переписывалась два года. В один из приездов Марии они поженились, получили комнату в Сретенском переулке. Соседями были Юрий Олеша и его жена. Материальное благополучие и большая квартира с домработницей появилась после выхода «Двенадцати стульев».
В 1935 году родилась дочь Сашенька. Илья Арнольдович души в ней не чаял, но не мог даже обнять – боялся заразить дочь туберкулезом.
Илья Ильф – фотограф.
Увлечение фотографией оставило нам отпечатки эпохи конца 1920-х и первой половины 1930-х: виды старой и новой Москвы, портреты современников, друзей и коллег. Писателем были сделаны тысячи фотографий. Среди них множество уникальных – фотографии храма Христа Спасителя до взрыва и после, похороны Маяковского, фотографии знаменитых современников – Михаила Булгакова, Бориса Пастернака, Юрия Олеши. Более тысячи фотографий сделано в Соединенных Штатах. Его фотографиями иллюстрирована книга «Одноэтажная Америка». После смерти Ильи Ильфа фото нашла его дочь Александра. Она собрала их вместе, подготовила к публикации. Так на свет появились фотоальбомы «Илья Ильф – фотограф», “Москва и москвичи в фотографиях Ильи Ильфа”, «Илья Ильф и фотография».
А. Ильф «Илья Ильф и фотография».
Издательство: Пунктум
Год: 2011
Автор: Ильф Александра Ильинична
Тематика: Искусство
«Илья Ильф — одна вторая творческого союза — ИЛЬФ-ПЕТРОВ, подарившего читателям сатирические романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». С 1923 года Илья Ильф и Евгений Петров сотрудничали порознь в московских газетах и юмористических журналах, а осенью 1927 года объединились и почти десять лет работали «в четыре руки», причем каждый из них продолжал писать самостоятельно. Таким образом «двойному писателю» выпала удача прожить три жизни — одну совместную и две отдельные. Однако немногие знают еще об одной жизни Ильфа — фотографической. Зимой 1929/30 года уроженец Одессы, москвич с 1923 года, Илья Ильф увлекся фотографией. Как это случилось? Чем характерен этот период в российской истории фотографии?» Альбом фоторабот Ильи Ильфа. Автор текста Александра Ильф. Автор идеи и составитель Алексей Логинов. На русском и английском языках.
Фотоработы Ильи Ильфа вы можете посмотреть, воспользовавшись ссылками.
Самые известные произведения Ильфа и Петрова.
Невозможно говорить об Илье Ильфе, не рассматривая его произведения с Петровым. Совместно писатели создали огромное количество рассказов, новелл, очерков, сценариев, но главными хитами стали их авантюрные романы о приключениях великого комбинатора Остапа Бендера — «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», а также путевые очерки сборника «Одноэтажная Америка». Рассмотрим эти произведения подробнее.
«Двенадцать стульев».
Роман «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова стал их первой работой. Написан он был по идее Валентина Катаева, старшего брата Петрова, которую писатели развили в полноценный авантюрный роман. Сюжет основан на поисках бриллиантов, которые спрятаны в одном из стульев мадам Петуховой. Несмотря на авантюрность сюжета, многие критики утверждали, что в романе дается глобальный образ текущей эпохи. Именно этот роман подарил нам ставшего легендарным Остапа Бендера, а также Кису Воробьянинова.
Общество и критика встретили роман сдержанно. В 1948 году вместе с «Золотым теленком» роман был запрещен к печати.
«Золотой теленок».
Роман Евгения Петрова и Ильи Ильфа «Золотой теленок» написан в жанре плутовского романа с элементами социальной сатиры. Рассказывает о жизни комбинатора Бендера на фоне 1930-х годов – о том, что произошло с ним после событий, описанных в «Двенадцати стульях». Был опубликован в журнале «30 дней». Реакция все также была неоднозначной. Основная полемика развернулась вокруг Остапа Бендера. Кто-то говорил, что он слишком обаятелен для главного героя, кто-то увидел в нем карикатуру на русского интеллигента. С мая 1931 года публиковался в парижском издании журнала «Сатирикон». Первая полноценная книга вышла в 1932 году в США. На русском языке впервые появилось в 1933 году. Остап Бендер, представляясь сыном лейтенант Шмидта, пытается выудить деньги у председателя исполкома города Арбатова. Там он знакомится с местным «комбинатором» Шурой Балагановым, смелым, но недалеким молодым человеком, и Паниковским, жуликом и плутом, талантливо находящим себе приключения. Вместе они отправляются в Черноморск, чтобы ограбить настоящего советского миллионера – бухгалтера Александра Ивановича Корейко. Добраться до Черноморска им помогает первый таксист в Арбатове – честнейший Адам Козлевич, влюбленный в свою машину «Антилопу Гну», который волей случая становится членом их пестрой компании.
«Одноэтажная Америка».
Книга представляет собой путевой очерк о поездке Ильфа и Петрова по Соединенным штатам Америки, куда они отправились в 1935 году как корреспонденты газеты «Правда». В Америке они прожили три с половиной месяца. Некоторые очерки были написаны еще во время путешествия и опубликованы в «Правде» с незначительными сокращениями. Первые заметки были опубликованы в 1936 году в журнале «Огонек». Сопровождали текст американские фотографии Ильи Ильфа. Вся книга была написана за лето 1936 года. Была опубликована в журнале «Знамя», вышла в «Роман-газете» и «Советском писателе». Читатели следили за приключениями авторов и супружеской американской пары Адамс, которые сопровождали русских от Атлантики до Тихого океана и обратно. Книга подробно раскрывает быт американцев в тридцатые годы. На ее страницах читатели знакомятся с американскими знаменитостями – Генри Фордом, Джозефом Стеффенсом, Эрнестом Хемингуэем и другими. Ильф и Петров описывают все города, встречающиеся на их пути, в том числе столицу США Вашингтон и такие крупные города, как Нью-Йорк, Сан-Франциско, Чикаго, Лос-Анджелес и другие. Особенно интересно описание голливудского кинопроизводства. Авторы рассказывают о жизни коренных индейцев, мексиканцев, встречаются с русскими эмигрантами. Книга может считаться энциклопедией американского быта для русского человека. Из нее можно узнать о национальных видах спорта (родео, коррида, реслинг, американский футбол), достопримечательностях США, достижениях американских ученых (электрическая лампочка, фонограф, конвейер). Одно из достоинств книги – восхитительные пейзажи Америки: прерии, горы, пустыни, национальные парки. Описанная картина быта США очень объективна. В книге нет никакой идеологии, но критикуется стандартизация жизни, интеллектуальная пассивность, доверчивость. Зато Ильф и Петров хвалят американский сервис, дороги, умение работать и четко организовывать как быт, так и производство.
В конце 70-х Владимир Познер, российский тележурналист и телеведущий, в очередной раз перечитал «Одноэтажную Америку» Ильфа и Петрова и загорелся идеей повторить их путешествие. Но он знал, что его не выпустят из страны. Прошло 25 лет, и мечта первого президента Академии российского телевидения осуществилась. Он собрал съемочную группу, взял с собой Ивана Урганта и Брайана Кана и уехал в США, чтобы снять документальный фильм-путешествие «Одноэтажная Америка». В каждой серии ведущие посещают один или несколько городов и рассказывают о местных достопримечательностях и особенностях образа жизни. События, лица, имена — то, что осталось за кадром, вышло в свет в качестве одноименной книги, которая знакомит нас с Америкой, которую мы не знали.
Экранизации.
Книги Ильфа и Петрова были настолько популярны, что кинематограф не обошел их стороной. По мотивам их произведений снято большое количество кинолент. Фильмы по книгам Ильи Ильфа и Евгения Петрова пользуются большой популярностью. Мировые кинематографисты обращаются к сюжетам сатириков до сих пор! «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова — историю похождений Остапа Бендера — экранизировали более 20 раз. Зарубежные кинематографисты адаптировали роман под местные реалии, меняли имена героев и сюжет. Немцы сняли «13 стульев», в Италии вышли фильмы «Не в стульях счастье», «Один из тринадцати», в Англии – «Пожалуйста, сидите», а в Швеции вышли «Семь черных бюстгальтеров». В 1971 году вышел двухсерийный фильм Леонида Гайдая, который имел оглушительный успех. В 1976 году Остапа Бендера сыграл Андрей Миронов. Фильм Марка Захарова состоял из большого количества музыкальных сцен, которые стали очень популярны в народе.
Воспользовавшись ссылкой, вы можете посмотреть этот замечательный фильм.
«12 стульев» (реж. М. Захаров, 1976 г.)
Вторую часть, «Золотого теленка», экранизировали только у нас. Первым взялся за роман режиссер Георгий Данелия. В 1958 году вышел короткометражный фильм «Васисуалий Лоханкин», в котором была показана только одна сцена романа. Самой популярной стала экранизация Михаила Швейцера. В главной роли снялся Сергей Юрский, вместе с ним на площадке работали Леонид Куравлев, Зиновий Гердт, Евгений Евстигнеев. В 1993 году Игорь Толстунов адаптировал роман под современные реалии и снял фильм «Мечты идиота». Бендер стал немолодым лысым мачо, Шура Балаганов – гопником, Паниковский – мелким интеллигентом. Совсем недавно вышел сериал «Золотой теленок», где сыграли Олег Меньшиков, Михаил Ефремов, Федор Добронравов.
Двадцать пять лет, прожитые в родном городе, навсегда привязали к нему Ильфа. Оба романа полны одесских реалий. Соавторы-одесситы считают Одессу идеальным образцом для сравнений: “Сегодня в Голливуде просто жарко, как в Одессе летом” или “И здесь, по другую сторону океана, те же Бени Крики”. В “Одноэтажной Америке”: “Есть Одессы. Не беда, если возле Одессы нет не только Черного моря, но и вообще никакого моря. Помещается она в штате Техас. Какого это одессита забросило так далеко?” Ильф называет Одессу “нашей далекой родиной”.
В Одессе память об Ильфе увековечена мемориальной доской на доме, где он родился (Старопортофранковская, 137. Скульптор А. Князик). На постаменте “памятника” (Золотой Стул) в Городском саду в честь создателей “Двенадцати стульев” (скульптор М. Рева) высечено: ИЛЬФУ И ПЕТРОВУ – БЛАГОДАРНАЯ ОДЕССА. Одна из улиц города названа в честь писателей Ильфа и Петрова.
В Cаду скульптур Одесского литературного музея можно увидеть композицию “Антилопа-Гну” (скульптор А. Токарев) и мини-памятник Ильфу и Петрову – остроумную вариацию (скульптор О. Черноиванов) памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.
2 сентября 2017 года, к 223-летию со дня основания Одессы, на Аллее Звезд появилась новая звезда – в честь Ильи Арнольдовича Ильфа.
Давайте соберём пазл, и вы сможете её увидеть.
Пазл «Звезда».
А сейчас, ребята, мы предлагаем вам принять участие в викторинах.
Викторина «Двенадцать стульев».
И ещё одна викторина.
Викторина «Золотой телёнок».
В фонде нашей библиотеки имеются книги этих замечательных авторов.
Мы хотим вам представить одну из них.
И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»
Автор: Ильф Илья Арнольдович, Петров Евгений Петрович
Издательство: Издательство «Э», 2015 г.
Серия: Шедевры мировой классики
В книгу включены знаменитые романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», главный герой которых «великий комбинатор» Остап Бендер совершает свои увлекательные путешествия, идет на авантюры в поисках лучшей жизни и богатства. Искрометные, полные сатиры и юмора романы полюбились читателю сразу после их появления, а многие цитаты превратились в афоризмы.
В заключение мероприятия смотрите книжную галерею «Творчество мэтров сатиры».
Вот и подошло к концу наше мероприятие. Всего вам доброго, мы ждём вас в нашей библиотеке.
Мероприятие подготовила библиотекарь 1 категории Кузьмич Светлана Ивановна.