12+
Добрый день, уважаемые читатели.
Сегодня мы хотим поговорить с любителями фантастики.
22 апреля исполняется 115 лет со дня рождения писателя-фантаста, палеонтолога, геолога Ивана Антоновича Ефремова (1907-1972).
Кто же он? Ефремов И.А. — доктор биологических наук, основатель тафономии – раздела палеонтологии, изучающего закономерности процессов естественного захоронения организмов, лауреат Государственной премии СССР, основоположник и классик научной советской фантастики. Оригинальный философ и один из последних энциклопедистов 20 века.
Иван Ефремов, автор таких известных романов, как «Туманность Андромеды», «Таис Афинская», «Час Быка», — один из самых интересных и, может быть, загадочных русских писателей советского периода. Считающийся классиком советской фантастики, он явно не вписывался в ее жанровые рамки: он создавал картины коммунистического будущего, но коммунизм в его романах был явно не советского типа.
Ефремов отличался выдающимися качествами и чисто личного свойства: богатырское сложение — «косая сажень в плечах», немалая физическая сила (руками разгибал подковы) сочетались с энциклопедичностью познаний, пытливостью исследователя, а также рыцарским отношением к понятию«честь». Современникам он нередко казался пришельцем из космического будущего, либо, наоборот, из легендарного прошлого. Так, космонавт В. Аксёнов однажды сказал: «Ефремов — это взгляд другой, более высокой, чем мы, цивилизации на нашу Землю»
Иван Антонович (Антипович) Ефремов родился в деревне Вырица Царскосельского уезда Петербургской губернии в семье лесопромышленника 9 (22) апреля 1907 года… На самом деле, согласно записи в метрической книге, год рождения И. Ефремова 1908-й, но он ещё в ранней юности «состарил» себя на год, чтобы облегчить начало самостоятельной трудовой деятельности. С тех пор во всех автобиографиях Иван Антонович ставил годом своего рождения 1907-й.
Умер 5 октября 1972 г. в г. Москве.
Тяжёлые дубовые кресла, добротные шкафы под потолок и медведь, вместо собаки сидящий на цепи, — таким остался в памяти Вани мрачноватый родительский дом в Вырице.
В 1914 году семья переезжает в Бердянск, где Иван поступает в гимназию.
А потом…потом было солнце, тёплое Азовское море и город Бердянск, куда Ефремовы переехали из-за болезни младшего сына. Здесь, на юге России, отец семейства, выходец из заволжских крестьян-староверов, всё своё время отдавал торговле. Мать же полностью посвятила себя уходу за третьим ребёнком.
Словом, в Бердянске Ваня оказался предоставлен самому себе. Никто не мешал ему часами глядеть на море, в который раз перечитывать “Затерянный мир ” А.К.Дойла и мечтать о суровой жизни, полной опасностей и приключений.
И трудности не заставили себя долго ждать. В 1917 году мать разошлась с отцом и вместе с новым мужем – командиром Красной армии – уехала из города. Вначале за детьми присматривала тётка, потом они и вовсе остались одни.
Жили тем, что продавали из дома вещи. В конце концов Ваню забрала к себе квартировавшая рядом авторота. Вместе с бойцами мальчик дошёл до самого Перекопа и только в 1921 году, после расформирования части, сумел отправиться на поиски родных.
Обстоятельства забросили его в Петроград, где он быстро, по два класса за год, окончил среднюю школу. И, сдав экзамены на штурмана каботажного плавания, решил ехать на Дальний Восток.
С большим трудом, потратив все свои скудные сбережения, Ефремов добрался до Тихого океана, и отплавав в 1924 году матросом навигацию на Тихом океане… вернулся в Ленинград и поступает в университет на биологическое отделение. Желание заниматься наукой палеонтологией (вспомните “Затерянный мир ” Конан-Дойла) всё же перевесило любовь к морю.
С середины 20-х его жизнь проходит в экспедициях, приносящих многочисленные находки и открытия.
Окончательно решила судьбу Ефремова его встреча с академиком Сушкиным, директором Северодвинской галереи ящеров. Этот известный палеонтолог сумел разгадать в неотёсанном моряке будущего учёного, после долгих мытарств добился зачисления юноши в штат музея и даже предоставил ему стол в собственном кабинете.
Для Ефремова началась новая жизнь. Зимой он восемнадцать часов в сутки проводил за своим столом в музее, летом отправлялся в экспедиции по Якутии, Средней Азии, Монголии, Китаю.
В 1935 году Ефремов экстерном оканчивает Ленинградский горный институт. В том же году он становится кандидатом, а весной 1941-го — доктором биологических наук. В это время Иван Антонович уже живёт в Москве, поскольку в 1935-м сюда переезжает Палеонтологический институт.
Времени, конечно, катастрофически не хватало. Надо было получить диплом о высшем образовании, хотелось заняться одной, весьма полезной для палеонтолога наукой – геологией. А сколько было необработанных материалов! И сколько гипотез требовало доказательств! Ведь серьёзному учёному не пристало обнародовать лишь догадки о том, что на Алтае существует озеро ртути, а в Сибири сохранились пещеры с рисунками древнего человека! Учёному не пристало… А писателю? Писателю-фантасту можно!
Так родилась у Ефремова идея стать автором “рассказов о необыкновенном”. Рассказов, где есть романтика и тайна, где русские учёные открывают невероятные месторождения и встречают новое, неведомое науке животное.
Сам Ефремов не относился к своим сочинениям серьёзно и уж конечно не помышлял о профессии литератора. Но случилось так, что “рассказы о необыкновенном ” попали в руки Алексея Толстого. Он-то и посоветовал известному учёному продолжить свои занятия фантастикой.
Более подробно вы сможете посмотреть видео о писателе «Иван Ефремов. 1907-1972. Страницы творчества (1982)»
Вопроса “О чём писать ?” для Ефремова не существовало. Книги позволяли совершать те путешествия, которые, увы, невозможны в реальной жизни. Например, отправиться в глубь веков, а потом, по велению фараона, исследовать обитаемую часть суши, носящую название Ойкумена. Или где-нибудь в далёком будущем принять участие в межзвёздной экспедиции и установить контакт с братьями по разуму.А ещё поделиться с читателями своими мыслями о самом сокровенном – психологии человека, тайнах любви, красоты и бесконечного, как вселенная, человеческого сознания.
В 1945-46 годах Иван Антонович пишет историческую дилогию «Великая дуга». В ней сопоставляются истоки светлой, эмоциональной культуры Эллады с религиозной культурой Древнего Египта, с его зверообразными богами, пришедшими из первобытных времён, глубокими тайнами и некогда великой мудростью, утраченной под пятой деспотизма.
Первая часть дилогии — «Путешествие Баурджеда» — переносит нас в Египет времени строительства Великих Пирамид. Огромная глубина веков, но писателю удаётся мастерски передать обстановку той эпохи, так что при чтении слышится плеск нильской воды от мерных ударов вёсел и гулкое эхо шагов под сводами храмов и подземелий, скрывающих древние тайны. И встают перед взором красочные картины других стран, не находящихся под властью египетских царей, — ведь повесть рассказывает об экспедиции, направленной фараоном на разведку новых земель. Участники экспедиции, пройдя Африку с севера на юг и претерпев в пути множество трудностей, делают «святотатственное» открытие: страна фараона — лишь маленькая полоска суши в огромном мире, крохотная и далеко не лучшая часть его. Очень ярко в повести изображена порождаемая деспотизмом атмосфера безысходности; с большой любовью показан с виду незаметный героизм тех простых людей из народа, которые смогли жить в это время и сохранить свою душу, трудились, любили, создавали песни, сказки и предания.
А вот вторая часть дилогии, «На краю Ойкумены» (иногда так называют всю дилогию), была опубликована в 1949 году. Действие этой повести происходит примерно через два тысячелетия после «Путешествия Баурджеда». В ней рассказывается о молодом эллине — художнике, стремящемся познать законы красоты, — о его странствиях, о египетском плене и борьбе за свободу; о человеческом братстве, не обусловленном ни цветом кожи, ни религией, и о первых искорках зари в самом конце «Тёмных веков» истории Древней Греции. Начиная с этой повести в творчество писателя прочно входит тема Красоты.
Но писатель Ефремов умел рассказывать только о том, что очень и очень хорошо знал. Поэтому он обзавёлся толстенными “премудрыми тетрадями” и записывал туда всё, что могло пригодиться для его воображаемых экспедиций. Он собирал всевозможные детали до тех пор, пока перед его мысленным взором, как на экране, не возникали эпизоды его будущего романа.
Отличительная черта его художественного творчества — тщательное изучение всех относящихся к теме произведения материалов: геолого-географических, биологических, астрономических, археологических и исторических, вплоть до деталей костюмов и особенностей поведения описываемой эпохи. Именно поэтому, в отличие от многочисленных пёстрых «миров» «фэнтези», ефремовский мир реален, даже если это фантастика.
Другая особенность его литературного творчества — чередование художественных фрагментов с «популярными лекциями«, хотя это и наносит ущерб чистой художественности, приближая литературное произведение к античным «диалогам». Вот что об этом говорил сам писатель: «…Попробовал бы Чехов вкратце объяснить незнакомому с наукой читателю, что такое Галактика, посмотрели бы мы, куда девалась его краткость и точность!» .
Так родилась на свет “Туманность Андромеды”, “Звёздные корабли”, “На краю Ойкумены”, “Таис Афинская”. Книги о путешествиях и красоте, собранной “из окружающего нас космоса. Из души человеческой. Из отражений солнца на воде. Из звёзд, из облаков”.
В монгольской Гоби, в экспедиции за «костями дракона», под фантастическим ночным небом у Ефремова рождается замысел создать произведение о космическом будущем. О Великом Кольце миров Вселенной и о красивых, «ненасытных в подвиге» людях. О подлинных человеческих отношениях и о планете, превращённой её жителями в цветущий сад. Написать симфонию восходящего к звёздам человечества. Такой симфонией стал роман «Туманность Андромеды», вышедший в 1957 году и определивший жизненный путь многих людей — от подвижников альтернативной педагогики до космонавтов.
Год 1957-й оказался богатым на эпохальные события: начало «оттепели» в СССР, запуск первого искусственного спутника Земли и первая публикация романа И. Ефремова «Туманность Андромеды», ставшего классикой научно-фантастического жанра. К настоящему времени эта книга переиздана более восьмидесяти раз на 39 языках. Десятитомник «Шедевры мировой фантастики«, изданный во Франции в 1970 году, открывается романом «Туманность Андромеды».
Будущее, описанное в книге, коммунистическое — без частной собственности, рынка, профессиональных органов власти… Но как это отличалось от примитивных конструкций официальной пропаганды! Ефремов сумел просто показать, что коммунизм — это мир, в котором у людей есть более достойные занятия, чем «делать деньги» или «одобрять политику партии».
Это роман-утопия, где изображено будущее государство планетарного масштаба. Земля — цитадель разума, исключающего корысть, войны, угнетение человека человеком. Роман развивает утопию Великого кольца – Вселенной, внутри которой существует содружество цивилизаций, где каждый человек достигает свободного и универсального самораскрытия. И вдохновенно звучит призыв Великого Кольца: “Привет вам, братья, вступившие в нашу семью! Разделённые пространством и временем, мы соединились разумом в кольце великой силы.”
Писатель нарисовал впечатляющую панораму коммунистического будущего на объединённой Земле, общество, населённое принципиально новыми людьми. Они решили большинство современных социальных и технических проблем, перестроили планету, превратив её в цветущий сад, влились в Великое кольцо внеземных цивилизаций . Главное новаторство писателя заключается не в научной и технической дерзости идей, а в том, что впервые в советской фантастике так смело и широко говорилось о духовном и физическом совершенстве жителей планеты, их радикально перестроенной духовной жизни, мировоззрении, труде, отдыхе, семье — обо всей сфере человеческих отношений.
В книге изображено общество Земли далёкого будущего (конца четвёртого тысячелетия н. э.), яркие картины жизни всепланетной общины тружеников, творцов и героев, связанной через Великое Кольцо с общинами других миров Вселенной. Показаны общественное устройство, достижения науки и искусства, система образования и воспитания и — главное — люди, населяющие тот мир, до которого нам ещё так далеко. «Туманность Андромеды» — это победная симфония восходящего к звёздам человечества.
Роман о том, как земляне путешествуют по космическим мирам, выполняя свои задачи и о том, что происходит на Земле далёкого будущего.
Цивилизации нашей Галактики объединены в Валикое Кольцо миров. Они обмениваются научной и технической информацией, посылают корабли в экспедиции в согласованные районы, налаживают контакты между мирами.
Вы можете познакомиться с буктрейлером на эту книгу.
Или посмотреть отрывок из фильма.
Его роман имел огромный успех в России и за рубежом, писатель уловил новую волну общественного интереса к межпланетным контактам и проблеме единства Вселенной.
Очень сложно современному человеку понять до конца то великолепие и красоту будущего человечества, нарисованного И. А. Ефремовым. Но нужно. Нужно потому, что, возможно, так и будет! Ведь свершилась же катастрофа “Титаника”, предсказанная в одном из научно-фантастических романов задолго до постройки лайнера. Воплотились в жизнь многие научные предсказания фантастов Жюля Верна, А. Беляева да и самого Ивана Антоновича. Найдены месторождения алмазов в Якутии, открыто озеро жидкой ртути (редчайшее явление!) , наука сейчас склоняется к тому, что человечество существует на Земле гораздо дольше, а саму планету посещали инопланетные корабли (есть много археологических и даже литературных подтверждений) – всё это предсказывал фантаст Ефремов!
Вообще, из практики создания научной фантастической реальности можно вынести убеждение, что многие писатели-фантасты просто обладают предвидением! Их и называют – визионеры, имеющие видения.
Высоко подняв планку советский утопии, Ефремов лишь дважды возвращался в созданный им мир. Первый – в полемическом ответе “Первому контакту” Лейнстера – повести “Сердце Змеи”(1959), второй– в романе “Час Быка”.
Дополнением к «Туманности Андромеды» стала повесть «Сердце Змеи» ( 1958) — полемический ответ на рассказ М. Лейнстера «Первый контакт». Герои повести — экипаж затерянного в космосе земного звездолёта — обсуждают этот рассказ Лейнстера (разумеется, как очень старинную книгу): «Большинство говорило о полном несоответствии времени действия и психологии героев. Если звездолёт смог удалиться от Земли на расстояние четырёх тысяч световых лет всего за три месяца пути, то время действия повести должно было быть даже позднее современного. Никто ещё не достиг таких глубин космоса. Но мысли и действия людей Земли в повести ничем не отличаются от принятых во времена капитализма, много веков назад!» Ефремов, как системный мыслитель, не мог согласиться с подобной несуразностью, процветающей в современной фантастике. Огромные энергии, которыми должно овладеть общество для межзвёздных (не межпланетных, а именно межзвёздных) полётов, налагают на него требование высокого духовно-этического уровня, никак не совместимого с капиталистической психологией. Иначе — раньше наступит гибель (либо возвращение в варварство). В этом смысле нынешняя эпоха, переживаемая человеческим обществом, является критической: по степени своего технического могущества человечество уже превратилось, как говорил В. И. Вернадский, в геологическую силу, но вот хватит ли у него воли поднять явно отстающий духовно-этический уровень, преобразовать должным образом свою жизнь, очистить планету как от физических, так и от моральных загрязнений?
В промежутке между своей утопией и антиутопией Ефремов выпустил во многих отношениях экспериментальную книгу “Лезвие бритвы”(1964).Это попытка создать книгу для всех – от массового читателя до интелектуала. На фоне авантюрного сюжета – разгадки тайны древней короны из неизвестного металла, найденной не дне океана, существует другая сюжетная линия, где главный герой – врач Гирин (альтерэго И.А. Ефремова) занят исследованием человеческого подсознания и психики в целом, её связи с творчеством и генетической памятью человека. Это уже приключенческий роман с элементами фантастики.
Масштабный, многоплановый роман “Час Быка” (сокр.1968, доп.1970) вышел под занавес жизненного и творческого пути И.А. Ефремова и знаменовал собой изменения во взглядах писателя, внося своеобразные коррективы в оптимистические прогнозы ”Туманности Андромеды”. Но реальные тенденции мирового развития оказываются иными, всё более тревожными . Конец “оттепели”, окончательный крах коммунистических утопических идеалов начала 1960-х г.г. привели к тому, что писатель написал антиутопию.
Появляется роман-предупреждение. Писатель предупреждает о грозящей социальной, экологической и нравственной катастрофе. В книге светлому миру Земли, продолжающему линию «Туманности Андромеды», противостоит мрачная антиутопия планеты Торманс, управляемой всесильной и бесчеловечной олигархией (это название взято у Артура Линдсея и означает «мучение»).
Роман «Час Быка» представляет собой продолжение «Туманности Андромеды», обе книги можно рассматривать как дилогию. Действие романа происходит лет через 150-200 (а пролога и эпилога — через триста) после событий «Туманности Андромеды».
На краю Вселенной существует планета Торманс, куда попал один из звездолётов с Земли. Туда же случайно попадает корабль землян (действие происходит через 300 лет после событий, описанных в “Туманности Андромеды”). В мире Торманса царит жестокая диктатура, планета близка к глобальной экологической катастрофе, а духовно и технически более могущественные земляне оказываются перед дилеммой: невмешательство или прогрессорство. Герои романа, хотя и с сомнениями, явно тяготеют к последнему. Роман попал под запрет властей, его не упоминали в печали и изъяли из библиотек. Только с началом перестройка он был переиздан.
Можно сказать, это сатира на земную цивилизацию в целом, где диктат массовой культуры доводится до своего логического завершения, на реалии тогдашней советской действительности и китайский коммунизм маоистского образца. Торманс (другое название — Ян-Ях) — это наш сегодняшний мир, точнее — его преобладающие тенденции, доведённые до полного развития.
Немного пророчеств писателя.
Когда в массовом сознании честность и сознательная ответственность превращаются в высшую глупость, в рискованное чудачество, либо рассматривается лишь с точки зрения «выгоды», общество морально распадается.
А тогда скатывание в пучину олигархии и деспотической власти — это только дело времени. Что толку в хвалёных западных демократиях, если военно-государственной машиной США сегодня силой выстраивается олигархический мировой порядок, всё более похожий на тормансианский?
У Ефремова было три любимых исторических периода:
- славянская Русь эпохи Рюриковичей и язычества,
- Древняя Греция с её демократией, культом красоты, соразмерности, золотого сечения ;
- Индия с её чудесами и Тибет
И двум из этих периодов писатель посвятил свои произведения.
Конечно, его читали очень многие, он был невероятно популярен, его книги сметали с прилавков. В массовом восприятии Ефремов был глотком кислорода, жидкого солнца, если угодно.
От писателя осталась огромная переписка с разными людьми, но сам Ефремов говорил неоднократно: «Меня никто не понимает. Я пишу, но я не знаю, для кого я пишу». То есть он тяжело переживал момент одиночества творца. Наверное, это судьба, потому что творец всегда впереди. Он и сам говорил: «Поэт должен быть всегда против». Мыслитель — он впереди и против. Против не в том плане, чтобы все отрицать, а в том смысле, что он — зеркало, в которое смотрится обычный человек и может как-то скорректировать себя самого, увидев в зеркале какие-то существующие недостатки и возможные достоинства.
Мероприятие подготовила заведующая детской библиотеки имени В.В. Маяковского Буза Светлана Ивановна.