(29 августа — 160 лет со дня рождения бельгийского драматурга, поэта, лауреата Нобелевской премии (1911) Мориса Метерлинка (1862-1949).
12+
Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился 29 августа 1862 года в бельгийском городе Генте в особняке по адресу 6, Rue Du Poivre, в зажиточной фламандской семье.
Метерлинки происходили из старой фламандской семьи, которая поселилась в четырнадцатом веке в Renaix, местности Западной Фландрии на границе между французской и фламандской частью Гента, одного из самых богатых городов герцогства Бургундского. Один из предков, судебный пристав, во время голода, раздавал нищим меры зерна. От термина, используемого для обозначения этой «меры», и произошла фамилия Метерлинк. В награду он получил звание рыцаря, право на оружие и девиз: «Когда захочет Бог».
Его отец, Полидор, нотариус, принадлежал к французской католической буржуазии девятнадцатого века. Отец получил образование в иезуитском колледже в Намюре. Он был справедливым человеком, но жестким и холодным. Отец был любителем садоводства и рыбалки, много времени проводил в саду и на пасеке, предпочитал книги по садоводству произведениям сына: «Мой отец имел большую библиотеку, но вы вряд ли найдете там что-то, кроме книг по садоводству», — писал Метерлинк.
Мать была «маленькая, худая с приятным лицом» и доброй улыбкой, прекрасная хозяйка, дочерью гентского юриста Van Den Bossche.
У Мориса было два брата и сестра: Оскар , Эрнест , Мария.
В детстве Мориса обучали домашние учителя. С ними он выучил немецкий и английский языки, открыв Шекспира в возрасте 8 лет. Как и во всем высшем обществе, французский язык был его родным языком, и он говорил на фламандском только в семейном кругу.
С 1869 по 1874 г. он поступает в начальную школу при Институте Calamus. В Oostacker, большой деревне недалеко от Гента, у Метерлинков был дом, белый с зелеными ставнями, Морис Метерлинк провел там лучшие годы своей жизни. Большой сад площадью 5 га, цветы, фрукты, пчелы его отца. Канал Terneuzen, «магический канал в тени двойного ряда больших вязов» (где он чуть не утонул два раза), Вместе со своим братом Эрнестом Морис любил прогуливаться вдоль каналов на небольших лодках.
Как потом он сам вспоминал, детство «провел меж двумя монастырями», там «полный почтения слушал речи о добром господе, о святой деве, об ангелах и небесном блаженстве». Затем в 1874 году его отдали в иезуитский коллеж, где Метерлинк, по его признанию, провел среди отцов иезуитов «самое неприятное время» своей жизни.
Морис в компании с Charles Van Lerberghe, сиротой, будущим поэтом , который родился в 1861 году в здании напротив дома Метерлинка, и Грегуаром Ле Руа гуляли по улицам Гента, писали стихи, тайком читали авангардные журналы. Между ними шло негласное состязание в поэзии.
Мальчика начали готовить в преемники отцу по профессии. Однако вопреки семейной традиции Морис совершенно не интересовался историей и правом и отдавал все свободное время литературе и музыке. И, тем не менее, когда он закончил колледж в 1881 году, отец настоял, чтобы его единственный сын поступил на юридический факультет Гентского университета. Однако все свободное время Морис по-прежнему проводил среди книг.
Получив в 1885 году диплом, опять-таки по настоянию родителей он уехал в Париж, чтобы продолжить образование в Сорбонне. Но, вырвавшись из-под опеки, Метерлинк все свое время посвящал литературе и музыке.
Вы можете посмотреть о Морисе Метерлинке видео «Великие сказочники мира — Морис Метерлинк.
В Париже юноша жил в доме знакомого семьи – известного писателя-символиста Жориса Гюисманса. В его доме Морис познакомился с известным поэтом Вилье де Лилль-Аданом. Никто и никогда так не потрясал Метерлинка, по его признанию.
В 1886 году состоялся литературный дебют Мориса – в парижском ежемесячнике «Плеяда» была напечатана его новелла «Убийство невинных».
Но, возвратившись в Гент, Метерлинк поступил в отцовскую фирму и начал работать юристом. Однако все свободное время он по-прежнему посвящал литературе, а свои сочинения печатал во Франции, чтобы родные не узнали о его занятиях.
В 1889 году, опять-таки в Париже, Метерлинк выпустил первую книгу – сборник стихов «Теплицы». Попросив у матери 250 франков, Морис издал в том же году в Брюсселе свою первую пьесу, «Принцессу Мален». Ее сюжет заимствован из сказки братьев Гримм. Но Метерлинк превратил традиционную историю о злой королеве, которая губит своих детей, в напряженную драму о поединке героини и злого рока.
Штук пятнадцать книг было раскуплено, с десяток автор раздарил друзьям, казалось, на этом все и закончилось. Громом среди ясного неба было появление в парижской «Фигаро» 24 августа 1890 года статьи известного критика Октава Мирбо, в которой сообщалось, что некто Морис Метерлинк создал «самое гениальное произведение нашего времени».
Октав назвал «Принцессу Мален» шедевром, а ее автора сравнил с Шекспиром. Мирбо написал письмо Морису, в котором доказывал, что ему необходимо посвящать все свое время литературе. Вмешательство критика помогло сломать сопротивление родителей. Метерлинк оставил юридическую практику и одну за другой написал несколько пьес: «Слепые» (1890) — здесь метафорой смерти является группа слепых, потерявшихся в темном лесу; «Семь принцесс» (1891) — сказка о принце, который должен разбудить от смертельного сна семь принцесс, принц приходит вовремя и спасает всех, кроме своей возлюбленной; «Пелеас и Мелисанда» (1892). Для всех этих пьес характерна таинственная атмосфера сказки; герои говорят мало, короткими, многозначительными фразами, многое остается в подтексте.
В 1894 году Метерлинк пишет три пьесы для марионеток: «Алладина и Паломид», «Там, внутри» и «Смерть Тентажиля». К театру кукол драматург обращается потому, что, в отличие от живых актеров, куклы могут сыграть символ, передать архетип его героев.
В 1895 году Метерлинк встретил Жоржетту Леблан, актрису и певицу, которая стала его спутницей на 23 года. Леблан, волевая, образованная женщина, совмещала обязанности секретаря и импресарио Метерлинка, оберегала его спокойствие, ограждала от посторонних.
Она была сестрой Мориса Леблана, знаменитого автора «Арсена Люпена». Он станет спутником Мориса Метерлинка.
В 1896 году Метерлинк и Леблан переехали из Гента, где его пьесы стали предметом насмешек, в район Пасси в Париж.
Начиная с 1896 года Леблан стала появляться в некоторых пьесах Метерлинка, некоторые из которых написаны специально для нее. Она также пела в ряде концертов в Париже, в которых исполняла произведения Франца Шуберта и Роберта Шумана, которые были переведены на французский язык Метерлинком. Она пела в опере в Париже.
В 1908 году Метерлинк опубликовал пьесу «Синяя птица», которая принесла ему всемирную известность. Философская сказка «Синяя птица» – уникальная для литературы попытка отыскать формулу человеческого счастья. «Все симпатии Метерлинка на стороне бедных, – отмечает Л. Андреев. – Не из богатого дома, а из хижины дровосека Фея начнет поход за Синей птицей, – лишь обитателям бедных хижин Метерлинк доверяет поиски истины. Поиски символической птицы противопоставляют не только бедных богатым. Они противопоставляют романтическую «Синюю птицу» символистской драматургии Метерлинка. Там был застывший, мертвый мир – здесь все в движении, здесь смысл в поиске, в походе. Там все было заранее задано, все изначально обусловлено, и человек был марионеткой в руках идеалистического детерминизма – здесь все впереди, все зависит от поисков, от инициативы, смелости искателей истины. И сам процесс поисков, само движение возвышает людей, совершенствует их, открывает перед ними новые горизонты».
Право первой постановки он передал К. С. Станиславскому; 30 сентября 1908 пьеса была поставлена на сцене МХТ и с тех пор входит в репертуар театра.
В течение нескольких лет «Синяя птица» обошла сцены всего мира и драматург получил такое количество писем с просьбой продолжить рассказ о своих героях, что в 1918 году написал продолжение «Синей птицы» под названием «Обручение», в котором завершил историю мальчика Тильтиля.
Чтобы восстановить душевное равновесие, он обратился к занятиям спортом: боксу, катанию на коньках, катанию на лодке, езде на велосипеде, мотоцикле, а затем стал страстным автомобилистом.
Он любил животных, особенно собак с того времени он жил со своими родителями, но не любил кошек.
В 1911 году Метерлинку была присуждена Нобелевская премия «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией». Из-за болезни Метерлинк не смог присутствовать на торжественной церемонии, и награда была вручена бельгийскому послу в Швеции Чарлзу Ваутерсу. Вскоре Метерлинку предложили стать членом Французской академии, но драматург отклонил это предложение, поскольку ради этого он должен был отказаться от бельгийского гражданства.
С началом Первой мировой войны Метерлинк пытается записаться в бельгийскую гражданскую гвардию, но его патриотический порыв отклонили из-за возраста. Чтобы помочь своей стране, писатель отправился в длительное лекционное турне по городам Европы и Америки. Все вырученные деньги он отдавал в Фонд обороны.
В 1919 году Метерлинк снова женился, на сей раз на молодой актрисе Р. Даон, исполнявшей роль в «Синей птице». Они поселились в столице Франции. В последние годы жизни Метерлинк писал больше статей, чем пьес.
B 1939 году, когда нацистская Германия угрожала Европе, Метерлинк переехал в Португалию под покровительство диктатора Португалии Антониу Салазара.
Когда же стало очевидным, что Португалия тоже может оказаться под пятой Гитлера, Метерлинк вместе с женой уезжает в Соединенные Штаты, где он прожил всю войну и вернулся в Ниццу в свой особняк в 1947 году. Метерлинк умер 6 мая 1949 года от сердечного приступа.
Помимо Нобелевской премии, Метерлинк получил почетную докторскую степень университета Глазго, бельгийский Большой крест ордена Леопольда (1920) и португальский орден Меча святого Якова (1939). В 1932 году король Бельгии пожаловал драматургу титул графа.
Своей по-прежнему высокой репутацией Метерлинк обязан в основном пьесам, которые ставятся до сих пор. Опера Дебюсси «Пелеас и Мелисанда» входит в репертуар многих оперных театров мира.
Критик Веттина Кнапп предполагает, что Метерлинк часто обращался к жанру сказки потому, что сказка является «глубочайшим и простейшим выражением коллективного сознания, она взывает к человеческим чувствам».
Критики, положительно отозвавшиеся о Метерлинке, говорили, что писатель постиг суть молчания, потому что его книги строились на недомолвках и десятках недосказанных фраз. Метафоричное изображение любви и смерти, а также характеры героев делали оригинальным и ценным любой напечатанный рассказ.
Вершиной литературного творчества бельгийца стала пьеса-притча «Синяя птица», написанная и поставленная в театре в 1908 году. Драматург показал, что счастье находится с человеком рядом, но многие его не замечают.
Еще в 27 лет за самые первые пьесы Метерлинка прозвали «бельгийским Шекспиром». С каждым новым произведением он становился все более популярным в среде европейских литераторов и театралов.
Пьеса «Синяя птица» написана в период, когда Метерлинк уже проделал эволюцию от символистского театра и наконец пришел к новому для него видению мира — романтическому. В знаменитой пьесе Метерлинк сделал попытку показать человечеству философский смысл бытия, красоту жизни и ее величие.
«Синяя Птица» – феерия-сказка, воплотившая в себе философию мечты. Свою волшебную театральную пьесу бельгийский писатель Морис Метерлинк написал в 1908 году, а право первой постановки доверил Константину Сергеевичу Станиславскому. 30 сентября 1908 года на сцене Московского Художественного театра состоялась премьера «Синей птицы». И вот уже более ста лет она не сходит с подмостков театров всего мира и продолжает волновать сердца зрителей. Не удивительно, что Синяя Птица с легкой руки Метерлинка стала универсальным символом счастья, справедливости и веры в добро. «Мы длинной вереницей пойдём за Синей Птицей…» — необычная и талантливая пьеса призывает всех нас отправится в путешествие за мечтой. Давайте и мы заглянем в таинственный мир этой книги.
Вот как всё началось. В предрождественскую ночь, в избушку дровосека, где живут двое детей — мальчик Тильтиль и девочка Митиль, — наведывается старая соседка Берленго. У неё заболела внучка. На глазах у детей она превращается в фею Берилюну, и по ее просьбе дети отправляются в волшебную страну на поиски Синей Птицы, которая должна помочь больной девочке. Чем же больна девочка? — Странно, но она больна тем, что «Ей хочется счастья»!
Добрые и отзывчивые дети готовы помочь, но где искать птицу счастья – никто не знает. А какая же сказка без чудес и волшебства? В помощь Тильтилю фея даёт волшебную шапочку, которая позволяет видеть невидимое, то, что скрыто от обычных глаз, а доступно только глазам сердца. Перед детьми раскрывается удивительный мир привычных вещей, их души, характеры. На глазах брата и сестры оживает Огонь и Вода, Хлеб и Сахар, заговорили любимые Кошка и Собака. А ещё Фея даёт ребятам в помощники волшебный алмаз, способный всех переносить в пространстве и во времени.
Герои книги столкнутся с добром и великодушием, подлостью и предательством, страхом и мужеством. Их захватывающие странствия будут насыщены фантастическими приключениями, трудностями и переживаниями. В поисках Синей птицы героям пьесы придется преодолеть несколько «царств» – Страну Воспоминаний, Дворец Ночи, Заколдованный Лес, Страну Мертвых, Сады Блаженств, Царство Будущего. Дорога пройдёт через Страну Воспоминаний, где Тильтиль и Митиль встретятся с бабушкой и дедушкой уже покинувшими этот мир. Оказывается, умершие на самом деле не прекращают своего существования, а погружаются в сон, от которого они пробуждаются лишь тогда, когда их вспоминают.
В Стране Радостей и Блаженств дети научатся видеть и чувствовать прекрасные подлинные Блаженства – Быть Здоровым, Дышать Воздухом, Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Солнечных Дней, Заходящего Солнца, Зажигающихся Звезд, Зимнего Очага, Невинных Мыслей, Блаженство Бегать По Траве Босиком. И Радости – Мыслить, Понимать, Любить, Быть Справедливым, Быть Добрым, Созерцать Прекрасное – все то, что делает человека действительно счастливым. Великая Радость Материнской Любви, чье «платье соткано из поцелуев, взглядов и ласк, каждый из которых вплетает в ткань по солнечному или лунному лучу», – даст детям свое покровительство, но не в силах помочь отыскать Синюю Птицу.
Путь к счастью трудный, он никому не дается легко: нужно преодолеть свои страхи перед неизвестным, понять самого себя, оказывать сопротивление влиянию зла. Ведь в садах Блаженства есть вредные Тучные Блаженства, от которых надо спасаться. И имена-то им под стать: Блаженство Быть Собственником, Блаженство Утоленного Тщеславия; Блаженство Пить, Когда Уже Не Чувствуешь Жажды; Есть, Когда Уже Не Чувствуешь Голода; Блаженство Ничего Не Знать; Ничего Не Понимать; Ничего Не Делать.
Путешествуя дети выдержали не одно испытание и прошли через множество удивительных миров. В мрачном Дворце Ночи, среди Лунных птиц сновидений они увидят множество синих птиц. Но, увы, это будут всего лишь призраки. И все синие птицы, которых находит Тильтиль со своей сестрой, при свете дня теряют свою волшебную синеву. «Цвет небесный, синий цвет» снова зовёт героев в нелёгкий путь. «Той единственной Синей птицы, которая выносит дневной свет, ты ещё не поймал… Она улетела куда-нибудь ещё… Но мы её отыщем», — говорит Тильтилю Душа Света после очередной неудачи…
Вы хотите узнать, чем закончились эта история? Найдут ли дети желанную птицу, чтобы вылечить больную девочку? — Приходите к нам в библиотеку за книгой Метерлинка «Синяя Птица»! Обещаем вам несколько приятных часов, проведённых с удивительной сказкой, которую можно читать в любом возрасте.
А можно посмотреть и видео. Например, мультфильм. Правда, он очень сильно отличается от произведения Метерлинка.
В 1970 году, вышел полнометражный мультфильм, поставленный Василием Ливановым, тем самым, что впоследствии станет советским Шерлоком Холмсом.
Мультфильм довольно вольно трактует первоисточник. В нем раскрыта тема страха перед Третьей мировой войной и ядерным оружием, и он менее детский, чем пьеса Метерлинка, лежащая в его основе.
Обращает на себя внимание техническое новаторство аниматоров. В этой картине огромную роль играют фотоколлажи художника Натальи Головановой. Для советской мультипликации это весьма необычное решение.
Мультфильм «Синяя птица».
В 1976 году, в разгар холодной войны, советские и американские кинематографисты сняли экранизацию «Синей птицы». В ней приняли участие мегазвезды того времени — Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер. С советской стороны в проекте участвовали Маргарита Терехова, Георгий Вицин и хорошо известный в мире клоун Олег Попов в роли… клоуна. Режиссером картины стал Джордж Кьюкор, который, между прочим, снял оскароносные «Унесенные ветром» и «Мою прекрасную леди». В ходе съемок фильма вся американская группа провела в Советском Союзе полгода.
Вы можете посмотреть художественный фильм «Синяя птица» (1976).
Наполненная намеками и таинственными образами, пьеса учит детей (и в не меньшей степени взрослых) тому, что весьма полезно уметь видеть за обычными вещами неявные явления и смыслы.
«Создавая себе фантастический мир, мы ближе к истине, чем пребывая в доступной нашим смущениям реальности».
«Эссе о бессмертии», Морис Метерлинк
А вот точка зрения у литературоведа и писателя Дмитрия Быкова:
«Это очень хорошая пьеса. Может быть, лучшая в XX веке. Не только потому, что она учит верить в мечту и искать Истинные Блаженства — это как раз довольно просто“. А потому, что она — как и все символистское искусство — учит правильному мировоззрению».
Кстати, мало кто знает, что спустя десять лет после первой постановки пьесы Метерлинк написал ее продолжение. Оно называется «Обручение», и события в нем происходят семь лет спустя после событий первой части. Главные герои Митиль и Тильтиль уже выросли, и однажды в тот же самый домик лесоруба снова заглядывает фея Берилюна. Теперь ее миссия — помочь своим подопечным найти любовь. Пьеса, увы, уже не пользовалась таким успехом, как история о детях.
Теперь, познакомившись с «Синей птицей», вы сможете легко справиться с предложенной викториной.
И ещё одна викторина.
А мы с вами прощаемся и ждём вас в библиотеке, где множество книг М. Метерлинка с самыми разными красивыми иллюстрациями тоже ожидают вашего внимания.
Мероприятие подготовила заведующая детской библиотеки Буза Светлана Ивановна.