Краеведческое онлайн-досье «Донской летописец»

12+

18 августа  исполняется 95 лет со дня рождения киносценариста, драматурга, телерадиожурналиста Аркадия Фёдоровича Агафонова (1927-1995).

Сегодня мы вам хотим вам рассказать именно об этом удивительном человеке.

В ходе мероприятия вы узнаете о его жизни и творчестве, сможете познакомиться с некоторыми произведениями автора и даже прочитать отрывки, а также увидеть несколько фильмов и видеороликов, снятых по сценариям Аркадия Фёдоровича.

Биография

Родился Аркадий Фёдорович в 1927 году в городе Ростове-на-Дону. Отец — Фёдор Сергеевич до начала Великой Отечественной войны работал в сфере общественного питания, в годы войны был на фронте, умер от пневмонии, мама — Мария Савельевна.

Аркадий Фёдорович Агафонов окончил Ростовский государственный университет (факультет романо-германской филологии). Затем в 1952—1962 годах работал в областной газете «Большевистская смена» (сейчас «Наше время»), был журналистом, заведующим отделом, заместителем редактора.

Был недолго на партийной работе, затем в 1964—1988 годах работал в областном комитете по телевидению и радиовещанию, был заместителем председателя комитета по телевидению и радиовещанию в Ростовской области, был одним из организаторов ростовского телевидения «Донтелефильм».

 С 1989 по 1995 год работал Первым секретарём Ростовского отделения Союза кинематографистов, был председателем областного Фонда культуры, областной организации Союза кинематографистов СССР. Аркадий Фёдорович является участником в создании общества русско-армянской дружбы «Нор-Нахичевань».

Творчество

Донской писатель Аркадий Фёдорович Агафонов написал несколько книг о юных героях Дона, которые погибли в годы Великой Отечественной войны.

«Повесть о Вите Черевичкине» (1974) — пионер-герой Витя Черевичкин, убитый фашистами в ноябре 1941 года.

Предлагаем с нами прочитать отрывки из книги:

«Мальчишки, о которых мы расскажем в этой книге, родились где-то между отгремевшей Гражданской войной и грядущей Отечественной. Они считали себя иногда невезучими. Не зная разрухи и голода, часто завидовали трудному детству тех, кто могвидеть революцию, стать её защитником-будёновцем или чапаевцем. Часами играли в «Чапая» и по нескольку раз бегали смотреть про него кинофильм».

«Им частенько доставалось от матерей, но это особенно не огорчало, даже если приходилось сидеть «под домашним арестом». Утро вечера мудренее. К следующему утру родительский гнев остывал, и всё начиналось сначала. Ребята обугливались на солнце, купались до синевы, ходили с облупившимися носами и до осени не сходившими цыпками. Бывали у них рыбалки на розовой заре, взвивались пионерскими кострами синиеночи. Вместе с вожатыми уходили они в походы, играли в настоящие военные игры.

А ещё любили они голубей. Особенно много голубятников было в тихих улочках Нахичевани, где жил Витя Черевичкин. И кто бы мог подумать, что пройдёт совсем немного времени, и это мальчишеское увлечение будет служить серьёзному делу, будет стоить жизни Вите Черевичкину.»

 «Боец ополчения» (1978) — о Саше Чебанове.

Есть в городе Ростове улица имени Чебанова, расположенная в Железнодорожном районе и названная так в память о юном бойце Ростовского полка народного ополчения. Здесь он родился в 1928 году. «Желаю служить добровольцем в Красной Армии вместе с матерью. Прошу принять меня бойцом в ваш полк. Обещаю бороться с немецко-фашистскими варварами до последней капли крови...» — так написал Саша в своем заявлении. Впоследствии его мама, Татьяна Алексеевна, вспоминала, что твердость и решительность была в характере ее сына.

 «Я вернусь с победой, мама» (1981)об Эдике Жмайлове.

Записка Эдика Жмайлова, опубликованная в свое время в печати, потрясла своей детской простотой и убежденностью: «Дорогая мама, не беспокойся. Я поехал на фронт и вернусь с победой».

Ему не было и четырнадцати лет, когда он добрался из Ростова до Смоленска и даже дальше – на самую передовую. Он «стал настоящим солдатом в пятнадцать» как писали с фронта матери Эдика – Таисии Ивановне – его боевые товарищи.

Ефрейтор Эдик Жмайлов пал смертью героя, защищая знамя дивизии. Было это уже в Германии…

Благодаря Агафонову улицы города Ростова-на-Дону носят имена этих ребят.

Именно он забил тревогу, когда при строительстве улицы Пушкинской, снесли памятник ростовчанам, расстрелянным фашистами зимой 1943-го.

«Он стал искать памятник и поднял на ноги всех! И нашел: памятник уже свезли на свалку. Вернули, установили заново и то, что он нужен людям, показывает тот факт, что и сегодня к памятнику возлагают цветы», — вспоминает вдова Тамара Агафонова.

Он был основателем и первым руководителем Донского союза кинематографистов, причем уже после ухода на пенсию.

По сценариям Аркадия Федоровича создано несколько документальных фильмов. В архивах «Дон-ТР» сохранилось два: «Ростов город, Ростов-Дон» и «Последняя вишня на заднем дворе» — об элите компартии, о культуре живших в престижном тогда доме на углу Ворошиловского и Красноармейской, откуда и увозил их черный воронок сталинских репрессий. Но жители именно этого дома на собственные деньги установили в своем дворе небольшой памятник вождю народов, который ростовчане же потом и снесут.

Предлагаем посмотреть видеоролик «Ростов город, Ростов-Дон» и увидеть старыйРостов новыми глазами.

А вот ещё мы нашли фильм по сценарию Аркадия Агафонова «Последняя вишня на заднем дворе» 1991 года, в котором вы услышите рассказ об истории так называемого дома-гиганта на проспекте Ворошиловском и его жителей. Используются кадры хроники.

По его сценариям было создано более двадцати документальных и телевизионных фильмов, среди них: «Азов», «Вешенская земля», «Донские зурначи», а также по пьесам Аркадия Фёдоровича в театрах Ростовской области шли спектакли: «Нахалёнок», «Летите, голуби!», «Матерь человеческая», «Когда придёт Белый месяц».

Аркадий Агафонов вообще был человеком культуры. Может быть, потому и помнят его и родные, и те, кто знал с творческой стороны.

«Внуку дали задание в школе написать сочинение. И он написал о дедушке. Знаете, я так была тронута, и учительница назвала сочинение прекрасным и даже лучшим, и всем показывала на родительском собрании»,- рассказывает Тамара Агафонова.

Если внуки пишут о дедах, то и правнуки не забудут. А это и есть феномен культуры — преодоление времени силой памяти.

Из жизни Аркадий Фёдорович ушёл 18 сентября 1995 года.

Давайте с вами посмотрим ещё один фильм по сценарию нашего юбиляра «Вешенская земля» 1974 года.

В заключении нашего мероприятия мы хотим отметить, что Аркадий Фёдорович Агафонов внёс большой вклад в развитие и сохранение культурного наследия и памяти Донского края.

 Если у вас появится возможность прочитать его книги – обязательно читайте. Конечно, не каждый сможет это сделать, поскольку всё-таки речь в них идёт о страшных вещах военного времени, но нужно помнить о людях, которые подарили нам мир.

Спасибо всем за внимание! До новых встреч! Приходите к нам в библиотеку за книгами о Донском крае!

Мероприятие подготовила заведующая сектором Кумова Ольга Владимировна.