285 лет со дня рождения немецкого писателя, поэта и историка Рудольфа Эриха Распе.
12+
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня мы хотим с вами поговорить об авторе «Приключениий барона Мюнхаузена», который известен каждому из нас, и которому в марте 2022 года исполняется 285 лет со дня рождения.
Детство и юность
Рудольф Эрих Распе родился в 1737 году в семье чиновника (служившего в горнодобывающей промышленности) Христиана Теофила Распе и прусской аристократки Луизы Катарины фон Эйнем.
О семье и детстве Рудольфа Эриха Распе мало что известно. Его отец работал коллекционером минералов и окаменелостей в Ганновере (1700-1781). У Рудольфа был брат, который умер молодым, и две сестры по имени Доротея Фредерика и Катарина Мария София (последняя вышла замуж за губернатора в Утце). Молодость он провел с семьей в Клаустале и Госларе (у подножия горного массива Гарц). В этом горнодобывающем районе он впервые получил знания о горном деле, которые впоследствии очень пригодились ему в Англии.
Несмотря на скромный достаток, родители предоставили юноше средства для учебы в университетах Геттингена и Лейпцига где изучал естественные науки и филологию с 1756 по 1760 год.
Жизненный путь
В 1755 году Распе начал изучать право в Геттингене. Одновременно устроился частным учителем богатого прусского юноши по имени фон Люден и переехал в Лейпциг в 1756 году. Он вернулся в Геттинген в 1759 году и сдал там экзамен в 1760 году.
Распе работал клерком в королевской библиотеке в Ганновере с 1761 года, а через год получил должность секретаря. Разрушительное землетрясение в Лиссабоне (1755 г.), унесшее жизни 100000 человек, побудило Распе заново открыть для себя забытую книгу английского физика и натуралиста Роберта Гука «Лекции и беседы о землетрясениях» и написать свой собственный первый геологический трактат.
Книга, написанная на латыни и опубликованная в 1763 году, появилась под названием «Specimen Historiae naturalis globi terraquei» (Введение в естественную историю земного шара). В ней Распе по существу согласился с взглядами Гука, которые подтвердил находками окаменелостей, сослался на вновь образовавшиеся острова и горы, а также выдвинул ряд гипотез об их образовании. Он посвятил книгу Лондонскому королевскому обществу.
Работая в библиотеке в Ганновере, Распе обнаружил неизвестные сочинения Готфрида Вильгельма Лейбница, которые опубликовал в 1765 году как «Ouvres philosophiques, la tines, et francaises, defeu Mr. de Leibniz».
Этим он положил начало возрождению великого немецкого философа. Он также дал немецким читателям два образца английской литературы. Во-первых, в эссе 1763 года он обсуждал якобы древние стихи гэльского поэта Оссиана, «открытые» шотландским писателем Джеймсом Макферсоном, которые на самом деле были написаны самим Макферсоном. Во-вторых, в 1766 году опубликовал настоящие старые баллады, написанные за год до этого английским поэтом и епископом Томасом Перси в книге «Реликвии древнеанглийской поэзии».
В 1764 году Распе попробовал себя в качестве поэта с обширной поэмой «Весенние мысли» о свадьбе своей сестры.
Двумя годами позже, в 1766 году он добился более значительных успехов в этой области с аллегорической средневековой темой, рыцарским романом из 89 строф «Гермин и Гунильда», который Генрих Кристиан Бойе назвал первым романом немцев.
Зарплаты в библиотеке было недостаточно для Распе, так что он постоянно находился в затруднительном финансовом положении. Наконец, он получил покровительство Иоганна Людвига фон Вальмоден-Гимборна, который позже дослужился до звания имперского графа. Распе каталогизировал его коллекцию античных скульптур в 1767 году, а в кругу графа познакомился с важными политиками и учеными, такими как Бенджамин Франклин, Иоган Иоахим Винкельман и Иоган Готфрид Гердер.
Покровитель-коллекционер назначил Распе куратором Кунстхауса (Оттонеума) в Касселе в 1767 году. Здесь Распе стал профессором древностей в Collegium Carolinum . Он образцово организовал коллекции ландграфов, создал книгу для посетителей и внес в двенадцатитомный каталог собрание монет и медалей гессенского ландграфа Фридриха II Гессен-Кассельского, насчитывающее около 14000 предметов.
Музей Кунстхаус в Кесселе
В последующие годы Распе приобрел для библиотеки ландграфа чрезвычайно ценные средневековые рукописи (включая Евангелия Хардехауса) и собрал обширную коллекцию источников по средневековой истории. Создав дизайн «Готического старинного Teutsches Antiquitaeten-Cabinett» (1767), он вместе с Иоганном Кристофом Гаттерером считается пионером в переоценке ранее недооцененного средневековья.
Распе продолжил исследования в области геологии и геологической истории.
В 1769 году он опубликовал в 59-м томе «Философских трудов» трактат, в котором защищал существование мамонтов (живших в северных регионах Земли в доисторические времена). Благодаря этому труду Распе был принят в Лондонское королевское общество.
В следующие два года он опубликовал еще две статьи в Philosophical Transactions и доказал, среди прочего, что гессенский базальт может быть прослежен до вулканической активности.В 1769 году он перевел на немецкий язык произведение итальянского писателя Франческо Альгаротти.
В 1772 году он также издал еженедельный журнал по образцу английских журналов Casselschen Viewer, в котором он комментировал оперную реформу, а также криминальные проблемы самозванцев. Кроме того, он публиковал рецензии в многочисленных научных журналах по темам искусства, археологии, музыки и литературы.
Во время отъезда Распе в Берлин в сентябре 1774 года, было обнаружено хищение монет из коллекции ландграфов. По просьбе властей (для участия в расследовании) ему пришлось вернуться в феврале 1775 года. К несчастью, в пропаже монет на сумму более 3000 талеров обвинили самого ученого. Распе едва удалось избежать ареста. Сначала он бежал в Голландию, а в августе 1775 года в Англию. С тех пор за ним закрепилась репутация отъявленного афериста. В декабре 1775 года он был исключен из Лондонского королевского общества.
Распе вынужден был оставаться на Британских островах до самой своей смерти. Чтобы заработать на жизнь, он начал переводить на английский научные труды.
В 1776 году, он перевел свою собственную работу, которая была опубликована на немецком языке двумя годами ранее как «Отчет о некоторых немецких вулканах и их образованиях». Помог немецкому натуралисту Георгу Форстеру, которого он встретил в британской столице, перевести его путеводитель «Путешествие вокруг света» (1777 г.)
В 1779 году, обнаружив в библиотеке Кембриджского университета рукопись «De arte pendingi», написанную средневековым немецким монахом Теофилом Пресвитером, он сделал важное открытие в истории масляной живописи. С помощью этой рукописи он смог обосновать теорию о том, что масляная живопись была изобретена еще до фламандских художников братьев Хуберта и Яна ван Эйков.
Английский писатель и коллекционер Гораций Уолпол уже выражал эту точку зрения в 1762 году, а теперь увидел подтверждение в открытии немецкого изгнанника. Когда в 1781 году, задолжавший портному Распе был арестован, Уолпол не только внес залог для освобождения, но даже оказал ученому финансовую помощь.
Благодаря финансовой поддержке Распе смог напечатать свое критическое эссе о происхождении масляной живописи, а также рукопись Теофила «De arte pending» и другую рукопись «Heraclius de coloribus et artibus Romanorum», которые он обнаружил в Кембриджской библиотеке.
Написанные Распе в 1781 году английские переводы произведений немецкой литературы (в частности, первый перевод драмы «Натан Мудрый» Готтхольда Эфраима Лессинга), не имели успеха. Поэтому ему приходилось влачить относительно скудную жизнь.
Промышленник Мэтью Бултон, который руководил совместной с Джеймсом Ваттом компанией, нанял Распе для разработки шахт в Корнуолле. Работая в Бултоне с 1782 года, Распе несколько лет жил в Редруте, обзавелся собственной лабораторией и в 1784 году дослужился до должности «мастера пробирного анализа».
В конце 1785 года он опубликовал на английском первое издание ярких «лживых историй», которые якобы были рассказаны бароном Карлом Фридрихом Иеронимом фон Мюнхгаузеном, и тем самым положил начало одной из самых читаемых детских книг. Этой работе он обязан посмертной славой.
Среди прочего в 1786 году, Распе испытывал способы упрочнения стали сплавом с вольфрамом и искал деньги на свои эксперименты.
В 1790 году Распе начал систематически регистрировать известные коллекции шотландского искусства, а в 1791 году опубликовал двухтомный каталог на английском и французском языках, в котором описывалось почти 16000 драгоценных камней. Его введение в этот каталог знакомило читателей с историей и искусством резьбы по камню.
В 1790-1793 годы он искал полезные ископаемые от имени «Общества горцев в Северной Шотландии» в Корнуолле и Уэльсе. Распе утверждал, что видел признаки огромных запасов полезных ископаемых и соблазнил местного магната сэра Джона Синклера из Ульбстера вложить большие деньги в предварительные изыскания, но уехал до завершения проекта. Его подозревали в добавлении корнуолльской руды в болота для имитации богатых залежей полезных ископаемых.
Сэр Джон Синклер
В конце 1793 года он уехал в Ирландию. Там он убедил владельца поместья «Макросс» на юго-западе Ирландии, Генри Артура Герберта (1756–1821), в необходимости разработки шахты.
Смерть помешала его планам. Распе заболел тифом и умер в ноябре 1794 года. Похоронен недалеко от Килларни на протестантском кладбище «Киллиги» в безымянной могиле.
Творчество
Как было сказано ранее, в Германии Распе был знаком с эксцентричным старым солдатом Иеронимом фон Мюнхгаузеном, который забавлял гостей и хвастался победами, рассказывая невероятные охотничьи и военные приключения как реальные события. Уверенный, что книга, изданная в Англии, никогда не попадется барону на глаза, Распе пересказал истории, которые помнил, другие выдумал и выпустил книгу в 1785 году. Работа не принесла ему денег, но положила начало литературному направлению, которое до сих пор преобладает (описание небылиц строгим научным языком).
В 1784 году в Лондоне шотландский производитель медалей Джеймс Тасси заказал медальный портрет Распе, который сейчас находится в Национальной портретной галерее в Эдинбурге.
Лондонским королевским обществом Рудольф Эрих Распе был признан, в основном за его литературные достижения. Однако у себя на родине в Германии он долгое время замалчивался по моральным соображениям, и лишь недавно его заслуги в области геологии, искусства и литературы получили справедливую оценку.
Книги о приключениях барона Мюнхгаузена — уникальное явление. Это фантастическое и юмористическое повествование, основанное на рассказах реально существовавшего человека, который ещё при жизни стал литературным героем. Автором каноничной версии принято считать англичанина Рудольфа Эриха Распе. Правда, некоторые знаменитые небылицы возникли уже позднее в немецком варианте Готфрида Августа Бюргера, а российским детям книга знакома в первую очередь по пересказу Корнея Чуковского. Предлагаем вспомнить удивительную историю сюжетов о нём и разобраться, что за роль они играют в нашей культуре.
11 мая 1720 года в Нижней Саксонии, в родовой усадьбе барона и полковника Отто фон Мюнхгаузена родился мальчик, которому в традициях немецкого дворянства дали длинное имя Карл Фридрих Иероним. Потомственные аристократы, Мюнхгаузены были известны как государственные чиновники и военные. Едва ли отец семейства мог предположить, что благодаря одному из младших сыновей его благородная фамилия станет нарицательной и ею будут называть любого заядлого выдумщика.
Барон фон Мюнхгаузен — герой, возникший не по воле отдельного автора. И, конечно, его литературные подвиги сильно отличаются от реальной биографии прототипа. Истории о предприимчивом бароне образуют сквозной сюжет, который реализуется по-своему в каждом новом произведении. Этот персонаж отчасти похож на фольклорных искателей приключений.
Первый дошедший до нас текст о Мюнхгаузене — 16 коротких рассказов в журнале «Путеводитель для весёлых людей», опубликованных в 1781 году и подписанных аббревиатурой «М-Х-Г-Н». Был ли автором исторический Карл Фридрих Иероним Мюнхгаузен или кто-то знавший о нём по слухам, неизвестно, но уже спустя четыре года Рудольф Эрих Распе анонимно издаёт «Рассказы барона Мюнхгаузена о его изумительных путешествиях и кампаниях в России». После этого образ барона начинает переходить из одного произведения в другое.
У Распе это сугубо комедийный персонаж, но уже в немецком варианте у Готфрида Августа Бюргера Мюнхгаузен становится почти романтиком, предпочитающим полёт воображения скучной обыденной реальности. Там же впервые появляется и хрестоматийная небылица с вытягиванием самого себя за ус из болота — своеобразная метафора самодостаточности и в то же время сатира на расхожую фразу о том, что «выход есть в любой ситуации».
Предлагаем собрать пазл и посмотреть иллюстрацию к приключениям Мюнгхаузена
«На коне»
В двадцатом веке, когда реальность подчас становилась абсурднее любой выдумки, образ Мюнхгаузена менялся в сторону большей серьёзности. В повести писателя и драматурга Сигизмунда Кржижановского он философ-фантаст, который «фехтует против истины». Советский фильм «Тот самый Мюнхгаузен», снятый по сценарию Григория Горина, и вовсе рисует барона возвышенным героем, протестующим против лживого общества.
Давайте вместе посмотрим этот самый фильм 1979 года «Тот самый Мюнхгаузен», режиссёром которого стал Марк Захаров.
В искусстве второй половины ХХ века Мюнхгаузен всё чаще парадоксально выглядит человеком чести, превращается из смешного враля едва ли не в свою противоположность. Впрочем, последнее даже отчасти оправдано биографией прототипа.
В начале своей карьеры исторический Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен пошёл по стопам отца, что было в традициях того времени. Ещё не достигнув пятнадцатилетия, Мюнхгаузен поступил на службу к брауншвейгскому герцогу.
«4 апреля 1735 года Его Светлость Фердинанд Альбрехт милостиво зачислил меня к себе в пажи», — гласит сохранившаяся запись юного барона. Уже через два года он отправляется в Санкт-Петербург помогать сыну скончавшегося герцога принцу Антону Ульриху в организации российских частей тяжёлой кавалерии.
Сейчас может показаться странным, что немецкий барон всю молодость прослужил в русской армии. Но не стоит забывать, что 1730-1741 годы для Российской империи — это время правления Анны Иоанновны и затем регента Анны Леопольдовны, которое вошло в историю под названием «бироновщина». Так звали фаворита Анны Иоанновны Эрнста Бирона, которого современники считали главной причиной засилья иностранцев во власти.
Большинство немецких министров были назначены задолго до Бирона, а служба Мюнхгаузена в русской гвардии не закончилась и после елизаветинского переворота в 1741 году. Карла Фридриха Иеронима приняли в «Лейб-Гвардии Кирасирский Её Величества полк» в 1739-м, там он дослужился до ротмистра, а в 1750-м ушёл в отпуск «для собственных нужд». Он поехал на родину в Боденвердер и на службу уже больше не вернулся.
Жизнь Мюнхгаузена в России наверняка была не лишена занимательности. Он почти что чудом избежал казни, когда императрицей стала Елизавета Петровна, вероятно, был знаком с Екатериной Великой. Однако ни замечаний, ни наград барон за всё время службы удостоен не был, а как гвардеец не принимал участия в боевых действиях. Настоящая слава придёт к Мюнхгаузену после службы, когда он станет обычным помещиком и будет после охоты рассказывать в трактире небывалые истории. Самое известное из сохранившихся воспоминаний описывает его выступления так: «Обычно он начинал рассказывать после ужина, закурив свою огромную пенковую трубку с коротким мундштуком и поставив перед собой дымящийся стакан пунша… Он жестикулировал все выразительнее, крутил руками на голове свой маленький щегольской паричок, лицо его всё более оживлялось и краснело, и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии».
«Обычно очень правдивый человек» — важнейшая деталь. По словам современников, в жизни Мюнхгаузен был прямолинеен и искренен. Только в историях он переходил из реальности в пространство художественного вымысла. Делал ли барон это специально, чтобы развеселить публику, или пытался убедить её в своей правоте — большой вопрос. Не исключено, что Мюнхгаузен разыгрывал тонкий спектакль, который слушатели принимали едва ли не за безумие. Возможно, именно поэтому литературный образ барона сперва и ассоциировался с нелепым тщеславным враньём.
Важную роль в восприятии русскоязычной версии историй о Мюнхгаузене сыграл Корней Чуковский, который адаптировал Бюргера и Распе для детей. Прежде всего он переставил некоторые рассказы так, что повествование сделалось более линейным и логичным, в нём появилась единая сюжетная нить.
После публикации в 1934 году на книгу начались нападки советских критиков за излишнюю сказочность, и Чуковскому пришлось оправдываться.
«При помощи своих фантазий и сказок, — писал Корней Иванович в статье “Разговор о Мюнхаузене”, — эта книга утверждает ребят в реализме. Самый хохот, с которым встречают они каждую авантюру Мюнхаузена, свидетельствует, что его ложь им ясна».
И здесь важно понимать, что «утверждать в реализме» в случае с Мюнхгаузеном — значит не просто показывать довольно очевидную ложь, но и демонстрировать в ней намёк на широкий спектр возможностей человека. Да, нельзя полететь в космос на пушечном ядре, но сама идея полёта в космос оказалась вполне реальной. Нельзя побывать в желудке у рыбы и невредимым выбраться наружу, но можно изучить анатомию и повадки самых разных обитателей моря.
«Приключения Мюнхгаузена» неоднократно экранизировали, советскую версию вы уже могли посмотреть выше, а теперь мы предлагаем к просмотру мульфильм «Приключения барона Мюнхгаузена».
А теперь мы предлагаем вам ответить на вопросы викторины по одному из рассказов о приключения барона Мюнхгаузена – «Необыкновенный олень».
«Приключения Мюнхгаузена» настолько популярны во всём мире, что даже памятники ему устанавливают повсеместно.
Мюнхгаузен — герой, появившийся именно в эпоху Просвещения. Его истории не просто смешат читателя, они символизируют радость жизни и открытость ко всему новому, а главное — пробуждают любопытство к миру, где тоже случаются пусть вполне объяснимые, но поражающие воображение вещи.
Спасибо всем за внимание! Ждём всех в нашей библиотеке за книгами с историями об увлекательных приключениях барона Мюнхгаузена!
Мероприятие подготовила заведующая сектором Кумова Ольга Владимировна.