Краеведческое литературное онлайн-досье «Пешком сквозь столетия»

Здравствуйте, уважаемые читатели блога!

Сегодня мы хотим с вами поговорить об одном замечательном человеке, который свою жизнь посвятил истории архитектуры своего родного города Ростова-на-Дону – Любови Феоктистовне Волошиновой.

Любовь Волошинова родилась 19 марта 1952 года в Ростове-на-Дону. Отец, Феоктист Федорович Волошинов, работал преподавателем истории, мать, Александра Филипповна Волошинова (Малышенко) работала инспектором профтехобразования.
У Любови Феоктистовны есть сестра – Вера, которая родилась также 19 марта 1952 года.

В 1974 году окончила архитектурный факультет Ростовского инженерно-строительного института.

С 1977 года работала архитектором в Ростовской специальной научно-реставрационной производственной мастерской. Мастерская в 1981 году преобразована в Северо-Кавказский филиал института «Спецпроектреставрация» (ныне Северо-Кавказское дочернее предприятие института).

По роду работы была автором следующих проектов:

—  «Зоны охраны памятников истории и культуры г. Таганрога» (1979—1981),

— «Зоны охраны подворья Собора Рождества Пресвятой Богородицы» , Ростов-на-Дону (1989),

— «Зоны охраны археологического музея-заповедника «Танаис» (1993—1994),

— «Зоны охраны памятников истории и культуры г. Железноводска» (2001).

С ее участием в 1989—1993 годах была проведена паспортизации памятников истории и культуры г. Ростова-на-Дону.

Дебют как писателя состоялся в 1992 году, когда в Ростове вышла ее первая книга стихотворений «Путь на городище».

Потом были изданы сборники «Ростовская элегия» (1996), «Времена» (2002) и другие.

«Легенды Танаиса и Меотиды» издавалась дважды: первый раз в 1997 году скромной книжечкой, а в 2011-м они вышли в Донском Издательском Доме прекрасно оформленной книгой с иллюстрациями автора.

В предисловии автор обращается к читателю:

 «Зову тебя в иное тысячелетие, в те времена, когда Дон назывался Танаисом и Таной, Азовское море – Меотидой, его берега – окраиной греческой ойкумены, лукоморьем, великой скифской степью.

Тогда люди носили простые одежды, им был привычен вкус грубой пищи; они внимали голосу свирелей, чтили воинскую доблесть превыше богатства, верили в покровительство богов и приносили нерушимые клятвы огню… …читатель, вступи на берега Танаиса и Меотиды, где жили герои забытых и воскресающих легенд!»

В «Легендах Танаиса и Меотиды» сложилась своя художественная реальность, вобравшая строки эпитафий и декретов, свидетельства античных авторов, информацию об археологических находках, подлинные имена танаитов, мотивы древних преданий.

 «Пушкинская улица», вышедшая в 1999 году в Донском Издательском Доме, открывает серию книг «Судьбы улиц, площадей, зодчих».

Для Любови Феоктистовны это особое место: здесь прошло её детство. Двадцать этюдов, составивших издание, – редкостный сплав лирики, краеведения и художественной критики.

«Мы, ростовчане, порой не отдаём себе отчёта, почему на бульваре отдыхает душа и ноги сами ведут на Пушкинскую, даже если надо сделать крюк.

Кому придёт в голову остановиться и пристально разглядывать, например, здание университетской библиотеки?! Красота архитектуры воздействует и «на бегу».

А книга как раз тем и примечательна, что заставляет задуматься над привычным, просвещает и объясняет, ЧЕМ прекрасно и ПОЧЕМУ нам нравится то, что нравится. А заодно мы узнаём массу любопытного и о самих зданиях, и об их создателях, и о тех, кто там жил.

Оказывается, в одном доме на Пушкинской выступал Александр Вертинский, другой «целиком привезён из Италии», третий был готов принять августейшую особу, если она надумает посетить Ростов – всё переплелось, обо всём помнят эти камни, эти старые клёны…

В 2001 году вышла в Донском Издательском Доме «Бульварная площадь: [Нахичевань-на-Дону]». Главное достоинство книги Любови Феоктистовны  – увлекательный рассказ, посвящённый единственной площади Нахичевани (пл. Свободы), сохранившей свой исторический облик.

Бульварная площадь освящена именами просветителей, художников, актёров, архитекторов.

Здесь в 1920 году Мариэтта и Магдалина Шагинян организовали художественную школу, где преподавал Мартирос Сарьян. Другой замечательный художник.

В здании краевого строительного техникума в начале 30-х продолжал образование будущий архитектор Г. А. Петров. Окончив Московский архитектурный институт, он с коллегами возведёт в Ростове многоэтажные жилые дома с магазинами «Золотой колос» и «Динамо» (ныне «Лидер») на первом этаже, Дом профсоюзов на Ворошиловском проспекте, цирк на Будённовском…

Книга прекрасно издана, со вкусом подобраны иллюстрации, многие из которых восстанавливают первоначальный облик площади.

В 2002 году в издательстве «Новая книга» Ростова-на-Дону вышла книга «Творения московских и петербургских зодчих в Ростове-на-Дону (вторая половина XIX — начало XX века)». Она посвящена интереснейшему периоду в архитектурной биографии города. В это время он переживал бурный рост своих территорий и обновление застройки.

Среди многочисленных капитальных строений в эти годы были возведены здания по проектам известных столичных зодчих К.А. Тона, А.Н. Померанцева, А.Н. Бекетова, В.А. Покровского, М.М. Перетятковича и др. Их творения формировали Ростов как город европейской градостроительной культуры.

Интересно будет узнать о том, как строили здание городской Думы и управы, самое нарядное официальное здание не только города, но и юга, архитектора Александра Никаноровича Померанцева.

Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы вовсе не является «точной» копией храма Христа Спасителя, а совсем другой церкви, Санкт-Петербургской.

Ростовские творения столичных зодчих намного пережили своих авторов, их общественная жизнь и воздействие на городскую культуру продолжается.

В 2004 году вышла следующая книга в Донском Издательском Доме из серии «Судьбы улиц, площадей, зодчих»«Перекрёсток столетий».

В этой книге Любовь Феоктистовна рассказывает о том, как менялся облик перекрёстка Большой Садовой улицы и Ворошиловского проспекта за минувшие два века.

В ней увлекательно рассказывается о драматичной судьбе площади, примыкающей к перекрёстку, которая в середине XIX века уже была площадью Нового Базара, в начале XX века стала Соборной площадью, в середине XX – площадью Советов…

«… сегодня время замедлило свой бег на этом главном ростовском перекрёстке для того, чтобы мы смогли вглядеться в лики архитектурных творений минувших веков и задуматься об их подлинных победах и поражениях, достижениях и утратах» – так определена главная задача книги самим автором.

Книга «Чехов и Ростов-на Дону», написанная сёстрами Волошиновыми и вышедшая в издательстве «Странник» в 2009 году – настоящее расследование, в ходе проведения которого было сделано немало любопытнейших открытий, выведены полузабытые (а то и забытые) имена достойнейших людей – современников Чехова.

Ростова в «списке» городов, сформировавшие личность А.П. Чехова, чеховеды не значат.

Именно эту несправедливость по отношению к городу, с которого начинали совместную жизнь родители писателя, Павел Егорович и Евгения Яковлевна, в котором Антон Чехов бывал неоднократно, где жили его однокашники по таганрогской гимназии, издатели, друзья, просто поклонники таланта, исправили Вера и Любовь Волошиновы.

«Работая над книгой, мы вышли на множество параллелей. Кому или чему бы была посвящена её глава – человеку, зданию, улице, каждая доказывает, что Ростов – это чеховский город. В известном смысле мы вернули ростовчанам Чехова» – сказала на одной из встреч с читателями Любовь Феоктистовна.

Вера и Любовь Волошиновы убедили всех, что Ростов-на-Дону входит в число городов, приобщённых к чеховской культуре и признались в любви к Чехову от имени всех ростовчан.

Альбом «От храма к храму. Дмитриевская: биография продолжается…» вышел в издательстве Музея современного изобразительного искусства на Дмитровской в 2010 году.

Этот альбом – результат работы творческого тандема, Марины Приходько, директора Музея современного изобразительного искусства на Дмитровской, и Любови Волошиновой. По результатам конкурса живописи, графики и фотографии «Есть у улицы лицо…», который проводился в музее, Мариной были отобраны 167 работ, а Любовь написала историю улицы Шаумяна, материал по которой она собирала семь лет.

Любовь Феоктистовна поясняет: «Почему в названии присутствует словосочетание «от храма к храму»: улица Шаумяна называлась Дмитриевской в честь деревянной часовни святого Димитрия, у которой она начиналась. А заканчивалась улица у площади перед западным фасадом собора Александра Невского. Ветхая часовенка была разобрана, собор взорвали в 1930 году, а улицу переименовали в честь революционера-боевика Степана Шаумяна, который к Ростову никакого отношения не имел, но был любим властью».

Степан Шаумян

Это путеводитель, который приглашает совершить прогулку длиной в одну улицу и два столетия. Прочтите эту книгу не торопясь, а затем пройдите, перелистывая её страницы, по бывшей Дмитриевской, ныне Шаумяна, – и вы поймёте, что видите эту улицу впервые.

Эта книга для тех, кто любит свой город. Но прежде всего – для тех, кому ещё предстоит его полюбить.

Ещё одна книга из серии «Судьбы улиц, площадей, зодчих» вышла в Донском Издательском Доме в 2013 году«Два века городского сада».

В этой книге вы познакомитесь с историей старейшего парка города Ростова-на-Дону – Центрального парка культуры и отдыха имени М. Горького. За 200 лет своей биографии он не раз менял название, но судьба его всегда была неразрывна с жизнью города: купеческой благотворительностью, появлением первых театров, закрытием Генеральной балки, устройством первых фонтанов, Праздником древонасаждения, послевоенным возрождением Ростова, городскими выставками цветов, литературными праздниками и др.

Книга богато иллюстрирована историческими и современными фотографиями. Это первое в истории города краеведческое издание, посвящённое центральному городскому парку, будет интересно читателям.

В книге «Ростовские байки и легендарные истории», которая вышла в Донском Издательском Доме» в 2015 году – впервые собраны байки и легендарные истории, редко упоминаемые в официальной давней и ближней истории города. Одни из них по случаю попадали на страницы краеведческих изданий XIX и XX веков, другие сохранила городская молва, иные пересказывали старожилы города, очевидцем недавних городских курьёзов была и Любовь Феоктистовна. Приведённые тексты во многом дополняют официальную биографию Ростова-на-Дону, помогают понять душу города, менталитет его жителей.

Многочисленные исторические и современные фотоиллюстрации, сопровождающие тексты, создают образ меняющегося, но во все времена оптимистического города.

Предлагаем посмотреть видеоролик с  прочтением рассказа «Кошка по имени Сильва»

Следующая книга, о которой мы хоти рассказать, — «Дом актёра – забытая легенда Ростова» – строительная биография интереснейшего дома-гиганта Ростова-на Дону, возведённого в 30-е годы прошлого века. Судьба дома неразрывна с историей драматического театра им. М. Горького, Театральной площадью, парком им. Октябрьской революции.

В ходе возведения здания складывались творческие судьбы его создателей: архитекторов, скульпторов, актёров. А впоследствии продолжилось взаимовлияние проживавших в Доме актёра художников, композиторов, актёров ростовских и столичных театров, сотрудников театральных цехов.

Судьба привела в Дом актёра и других легендарных жителей: чемпиона мира по классической борьбе, солдатскую мать, театрального ростовского педагога, цыганскую певицу и многих других.

О судьбах, связанных с историей дома, увлекательно повествуется на страницах книги, вышедшей в 2018 году в Донском Издательском доме. Многочисленные фотоиллюстрации, значительная часть которых публикуется впервые, делают книгу ещё более привлекательной для читателей разных возрастов.

В настоящее время Любовь Феоктистовна Волошинова готовит к изданию 2-ю книгу «Ростовских баек и легендарных историй».

Больше всего она ценит в людях человеческое достоинство. Любит музыку Рахманинова и Чайковского, стихи Ахматовой, Гумилёва, Мандельштама, романсы Вертинского; считает, что в подарке главное – искренность и любовь. Любимый отдых – общение с деревьями, травами, рекой, озером, морем, звёздами.

Наше мероприятие хочется завершить, прочитав стихи о весне Любови Феоктистовны Волошиновой.

 ******
 Желанный март, прервав дождей хандру,
 влечёт в свою просторную светлицу,
 где небосвод светлеет на ветру
 и, отражаясь в лужах, серебрится;
 где в зареве серёжек тополя,
 и щебетом опять внушают птицы,
 что родина — синь неба и земля,
 из коих можно к жизни возвратиться.
  
 Язычница весна
 Язычница весна врывается в апрель,
 являя миру свой неудержимый почерк,
 и, запалив в ветвях цветущую метель,
 сказать унынью дней о чём-то вечном хочет.
 А воробьи — весны хмельные звонари —
 зовут земной мотив, ещё никем не спетый,
 и верится в кругу: весенней кутерьмы
 душа найдет на всё желанные ответы. 

Как видите, Любовь Феоктистовна Волошинова многогранная личность, всё, что она делает, пропитано любовью и искренностью к родному краю и городу Ростову-на-Дону.

Приходите к нам в библиотеку за сборниками со стихами писательницы и книгами об истории Ростова-на-Дону! Интересно будет как взрослым, так и детям!

Мероприятие подготовила заведующая сектором Кумова Ольга Владимировна.