Литературное онлайн-путешествие «Миры фантастики»

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы с вами хотим поговорить об американском писателе-фантасте Поле Уильяме Андерсоне (1926-2001), которому 25 ноября 2021 года исполняется 95 лет со дня рождения.

Американский писатель-фантаст Пол Уильям Андерсон родился 25 ноября 1926 года в Бристоле (Пенсильвания, США).

Его отец — инженер Антон Андерсон происходил из семьи с норвежскими корнями, а мать — Астрид Херц, работавшая в местной библиотеке, — была датчанкой, чем и объясняется нетипичное для английской орфографии «скандинавское» написание его имени – Poul.

Вскоре семейство переехало в Техас, где Андерсон-старший получил новую работу. Там юный Пол провёл с родителями и младшим братишкой 12 лет.

Потом настали трудные времена: отец умер, и семья из-за недостатка средств к существованию переехала к родственникам матери в Данию. Однако ненадолго — назревала Вторая Мировая, и Андерсоны возвратились в Штаты – поначалу в Вашингтон, а затем в сельскую глубинку, на ферму в Миннесоте.

Пол стал изучать физику в Миннесотском университете (University of Minnesota) в Миннеаполисе. Вторым образованием писателя было историческое.

Также, благодаря своему происхождению, он хорошо знал скандинавские языки (как древние, так и современные) и литературу европейского Севера. Во время учёбы у Андерсона случается удачное знакомство с будущим писателем-фантастом, лауреатом премий «Небьюла»/Nebula Award и «Хьюго»/Hugo Award Гордоном Рупертом Диксоном (1923-2001), переросшее затем в крепкую дружбу.

Диксон же свёл Пола с местным кружком любителей фантастики, где блистал набирающий тогда популярность Клиффорд Саймак.

Немудрено, что Андерсон, и до этого любивший читать фантастику, ещё в годы учёбы начинает, и небезуспешно, пробовать силы и в её написании. Дебютировал Пол в литературе в марте 1947 года постапокалиптическим рассказом «Дети завтрашнего дня», написанным в соавторстве с другим своим приятелем по кружку, будущим писателем Ф.Н. Уолдропом, который был опубликован в популярном научно-фантастическом журнале Джона В. Кэмпбелла «Поразительная научная фантастика».

В июле того же года последовало продолжение — рассказ «Логическая цепочка». А спустя 14 лет, в 1961 году, Андерсон решил продолжить историю, написав повесть и эпилог, и объединив все 4 работы под общим названием «Сумеречный мир: научно-фантастический роман о Детях завтрашнего дня»/Twilight World: A Science Fiction Novel of Tomorrow’s Children.

Ранний успех на литературном поприще отвратил молодого человека от науки – окончив с отличием университет в 1948 году, и получив степень бакалавра по астрофизике, Андерсон тем не менее, посвятил себя писательской деятельности, о которой поначалу всерьёз и не задумывался. Однако найти работу по специальности было тяжело, а гонорары фантастических журналов подтолкнули Пола к мысли стать профессиональным писателем.

Андерсон обронил как-то в интервью: «Я пришёл к выводу, что в любом случае не стал бы первоклассным учёным… А перспектива стать учёным второго сорта меня не слишком прельщала. Я решил повременить с физикой и посидеть годок-другой за пишущей машинкой». …

Первый роман писателя — «Кладовая веков» («Свод веков»)/Vault of the Ages (фантастическая история о том, как в результате технического прогресса цивилизация почти уничтожила себя, остались лишь небольшие группы людей, которые запретили эти знания, преследующиеся, как опасное колдовство) был опубликован в 1952 году.

Следующий роман был написан на тему искусственного повышения интеллекта «Волна мозга» («Мозговая волна») / Brain Wave увидел свет в 1953 году в журнале «Космическая научная фантастика»/Space Science Fiction, а в 1954 году вышел и отдельной книгой.

Следом на читателей обрушилась уже целая лавина романов, повестей и рассказов. Обычная «норма» писателя была тогда 2-3 книги в год. Творческие интересы Пола были необыкновенно разносторонни. Из-под его пера выходят и детские, и научно-популярные книги, и авантюрные романы, и детективы, и переработки, и переводы средневековых скандинавских саг, фэнтези и, конечно же, научно-фантастические романы, повести и рассказы.

Среди романов его прослеживаются 2 основных цикла, создающих целую «историю будущего».

 Первый — «Торгово-техническая цивилизация» – о Политехнической (Галасоциотехнической) Лиге и космических торговцах Николасе Ван Рийне и Дэвиде Фалкейне.

 Второй«Терранская Империя» — был посвящён приключениям агента Земной Империи Доменика Фландри.

История будущего Андерсона — это циклы слабо связанных авантюрных произведений, которые укладываются затем в цельное масштабное сооружение. Свою Техническую цивилизацию писатель строил более 40 лет, правда, безо всякой системы и порядка.

Земная метрополия вместе с разбросанными по Солнечной системе колониями образовала демократическое Содружество. Люди начали осваивать иные звёздные системы, наступил расцвет колонизаторства. Крупнейшие корпорации создали Торгово-техническую Лигудобровольный коммерческий союз, постепенно оттеснивший на задний план все правительства.

Главари Лиги — «торговые принцы» — проворачивали операции в межзвёздном масштабе, и, не встречая каких-либо ограничений, получая огромные богатства и влияние. Демократия превратилась в олигархию. В конце концов, супербогатеи и окончательно взяли власть в свои руки, и Содружество поразил кризис. На этом фоне и происходит действие цикла, основные герои которого — звёздные торговцы Николас ван Рийн и Дэвид Фолкейн.

Толстяк-сибарит ван Рийн — настоящий принц Лиги, влиятельный, богатый и избалованный, что не мешает ему в напряженные моменты действовать быстро и решительно.

А Фолкейн — более молодой и романтичный вариант торговца. Женившись на внучке ван Рийна, он порывает с Лигой и основывает колонию на планете Авалон.

Оба торговца то и дело оказываются в сложных ситуациях, из которых с блеском выпутываются благодаря уму, дерзости, находчивости и нахальству».

Звёздные торговцыотличный образчик либертарианских взглядов Андерсона (он, как и многие тогда американские фантасты, был убежденным либертарианцем — вариант консервативного анархизма, в котором индивидуализм ставится превыше диктата государственной системы), яркие индивидуалисты, способные двигать общественный прогресс.

Однако всё хорошо в меру. Безответственный эгоизм торговых магнатов приводит к хаосу внутри Содружества. Ослабевшая Федерация подверглась набегам космических кочевников, заполучившим от некоторых алчных торгашей суперсовременное оружие. И Земля постепенно утрачивает значение политического центра.

«Время золота» сменяется «эпохой стали». Но развал Содружества остановлен гениальным полководцем Мануэлем Великим. Железной рукой он наводит порядок, отразив агрессию и подавив внутренние распри.

Так торговую олигархию сменила Терранская Империя, напоминающая чем-то Древний Рим.

 «Метрополия Земли включила в себя Солнечную систему и несколько других планет, жители которых получали имперское гражданство при рождении. Но и иные разумные существа могли приобрести гражданство в качестве награды. Одни миры платили Империи дань, другие просто сохраняли лояльность. Имперские губернаторы при поддержке космического флота блюли мир на вверенных межзвёздных территориях. Однако из-за удаления от метрополии губернаторы имели слишком много власти. Естественно, возникали соблазны и злоупотребить ею. На внешних рубежах тоже было неспокойно. Особую опасность для имперцев представляли религиозные фанатики марсейцы. Назревало смутное время…»

Именно на этот период приходится действие цикла «Терранская Империя», главный герой которого — офицер, секретный агент Доминик Фландри. Персонаж и похож, и непохож на звёздных торговцев. Он неглуп, в меру проницателен, немного циничен и бесспорно отважен. В отличие от торговцев, Фландри — носитель определенной идеологии, убеждения, что крепкая централизованная власть на грани диктатуры лучше беспредельной анархии.

Нельзя сказать, что книги о Технической цивилизации сильно потрясают воображение. Есть в цикле и замечательные вещи, награжденные многими премиями, и увлекательные авантюры. Впрочем, основная часть цикла не поднимается выше уровня заурядного, хоть и крепкого коммерческого чтива. Но в целом «Техническая цивилизация» заслуженно входит в ряд выдающихся фантастических историй будущего.

Тогда же, в 1953 году Пол женился на Карен Крузи, также писательнице и поэтессе, с которой впоследствии создал в соавторстве несколько произведений.

Семья переехала в Область залива Сан-Франциско, поселившись в г. Оринда (Калифорния). Там Андерсон построил дом, где и прожил всю оставшуюся жизнь.

Через год у них родилась дочь Астрид, которая в 1983 году вышла замуж за также известного писателя-фантаста Грега Бира.

На счету Андерсона было ещё несколько циклов и отдельных романов о космических приключениях.

Так «Психотехническая лига» повествует о начальном периоде космической экспансии человечества.

Общих героев в цикле так же нет, это просто истории о постепенной космической экспансии людей в мире, пережившем ядерную войну.

А роман «Люди ветра» («Дети ветра»)/The People of the Wind (1973) сыграл важную роль, как своего рода «переходное звено» от одного этапа Вселенной писателя к другому.

Это история планеты, где сосуществуют 2 расы: люди, потомки колонистов Дэвида Фалкейна, и ифриане — разумные крылатые существа. Это описание обороны маленького государства против агрессии могучей империи. И ещё — история о взаимопроникновении культур, о том, как они могут сосуществовать, постепенно сливаясь в единое целое, невзирая на все различия, включая и биологические.

Сюжет романа — один из самых древних сюжетов в мировой литературе, восходящий ещё к Троянской войне и, где-то даже, к исходу евреев из Египта.

Борьба маленького народа против превосходящей силы всегда привлекала писателей и подарила немало шедевров и просто хороших произведений — наверное, потому, что этот сюжет постоянно пополнялся новыми реальными случаями из суровой истории.

Роман получился и интересный, и, в то же время, спорный. Писатель огромное внимание уделил в нём как «прикладной планетологии» (в книге есть множество подробностей географии и экологии Авалона, планеты-героя), так и социальному устройству общества живущих почти в симбиозе ифриан и землян.

Дотошность эта сбила с толку многих читателей, удивлённых и разочарованных тем, что характеры персонажей, и землян, и ифриан, прописаны поверхностно, на грани шаблонности. Видимо Андерсон поступил так не без умысла, чтобы не отвлекать внимание от настоящих главных персонажей — Империи и Авалона. Подлинный главный герой — целиком весь Авалон, а его протагонист — Империя. А отдельные персонажи — Табита Фалкейн, Кристофер Холм, адмирал Кайал, губернатор Саракоглу — всего лишь персонификации основных сил, проводники их замыслов, «архетипические представители». Многие критики усматривают в противостоянии Авалона и Империи аллюзию на Вьетнамскую войну, и она, безусловно, повлияла на автора во время работы над книгой. С другой стороны, Андерсон, оставивший огромное литературное наследие, и работавший во множестве жанров, всегда держался в стороне от политики.

Некоторые литературоведы ставят этот роман в один ряд с «Дюной»/Dune (1965) Фрэнка Герберта, затрудняясь, правда, определить первенство и значимость каждого из них в мировом наследии научной фантастики.

Наверное, если бы Герберт не написал «Дюну», то роман Андерсона мог бы претендовать на звание «Войны и мира» научной фантастики, а если бы не «Бесконечная война» («Вечная война»)/The Forever War (1974) Джо Холдемана, то потягаться и за титул «Прощай, оружие!» от научной фантастики.

С позиций научной фантастики Пол рассматривал и полёты в космос:

  • «Долгий путь домой» (1954),
  • «После Судного дня» (1963),
  • «Тау-нуль» (1970).

 Также Андерсон рассматривал путешествия во времени:

  • «Патруль времени» (1961),
  • «Танцовщица из Атлантиды» (1971).

Давайте соберём пазл «Время» и увидим обложку к одной из книг Пола Андерсона.

Андерсон черпал идеи и из истории, которую знал профессионально:  

— «Крестовый поход в небеса» (1971),

 — «Танцовщица из Атлантиды»,

— трилогия о Последнем Викинге (носящий, правда, скорее авантюрно-исторический, чем фантастический характер).

А вот роман «Буря летней ночью» (1974) принадлежал уже к жанру так называемой «альтернативной истории»: что могло бы быть, одержи в гражданской войне в Англии победу не пуритане, а роялисты…

Для творчества писателя было характерно и увлечение мифами и преданиями разных народов, в первую очередь, естественно, скандинавскими:

— «Сломанный клинок» (1954),

— «Сага о Хольве Краки» (1973),

— повесть «Дети водяного царя» (1973).

Сам же писатель не раз отмечал, что идеи для многих своих романов он черпал из познавательных историй, рассказываемых Робертом Андерсоном (1895-1971) – доктором медицины, дальним родственником отца, чьи предки жили в Штатах ещё со времён Гражданской войны, которые но «облагораживал и олитературивал».

Тетралогия «Звёздные нивы», романы «Огненная пора», «Победить на трёх мирах», «Тау-ноль», «Враждебные звёзды», «После судного дня», «Ушелец», «Аватара», «Звёздный Лис» и многие другие рассказывают об иных вариантах будущего человечества, о контактах с инопланетянами, о непростом выборе, который приходится делать людям в экстремальной ситуации при освоении космоса.

Одна из лучших космоопер писателя — ироничный роман «Крестовый поход в небеса» («Крестоносцы космоса»)/The High Crusade (1960), в котором ему удалось органично соединить 2 свои излюбленные темы — историческую и космическую: «Отряд английских воинов времён крестовых походов захватывает звездолёт пришельцев и наводит шорох на всю Галактику!».

Стоит отметить и цикл юмористической фантастики «Хока!» — о забавных инопланетянах-медвежатах, написанный Андерсоном совместно со старым другом Г. Диксоном.

Ещё одна тема фантастики Андерсонапостапокалипсис. Ведь жил и творил писатель в сложное время — «холодная война» 2-х сверхдержав, над миром витал зловещий призрак ядерного кошмара. И уже дебютный его рассказ «Дети завтрашнего дня» показывает Землю, замороженную ядерной зимой (впервые в истории мировой фантастики!).

В схожей ситуации оказывается планета и в романе «Зима над миром». Люди готовы вновь повторить ошибки прошлого.

И через много веков после Судного Дня, новой биотехнологической цивилизации вновь угрожает гибель («Орион взойдет»).

Огромен вклад автора в хронооперу. Астрофизик-технарь Андерсон с детства попал под очарование истории и неплохо в ней разбирался. ещё в 1950-е гг. Пол начал публиковать в научно-фантастических журналах рассказы о Патруле Времени/ The Time Patrol.

«В 19352 году был раскрыт секрет темпоральных путешествий. Местные владыки попытались подкорректировать историю, но на их пути встали данеллиане — далекие потомки человечества, помешавшие осуществить безумные планы. Дабы подобного не случалось впредь, данеллиане создали спецслужбу — Патруль Времени. Академия Патруля «пряталась» на американском Западе в олигоценовом периоде земной истории. Патрульных же набирали в разных временах — они должны были отличаться гибким умом и целым рядом ярких способностей. Основная их масса жила в своих (или близких к ним) эпохах в роли резидентов и исследователей. Особо одаренные могли получить статус агента-оперативника, своеобразного «чистильщика времени», которому предстояло затем устранять временнЫе несоответствия во множестве эпох».

Именно такой агентМэнс Эверард, главный герой цикла. Ветеран II Мировой, завербованный в Нью-Йорке 1954 года. Поначалу он служил аналитиком в своем времени, но, обнаружив странное сообщение в книге конца XIX века, отправляется в английское средневековье, где предотвращает попытку фанатика Стейна изменить историю («Патруль Времени»).

Последовавшие дальнейшие события привели к встрече Эверарда с данеллианином и переходу на оперативную работу. Он спасает своего коллегу Кита Денисона, вынужденного 16 лет играть роль царя Персии Кира Великого («Легко ли быть царем»).

Предотвращает завоевание Америки монголами («Единственная игра в городе»).

Ликвидирует хроноклазмы — альтернативные линии истории, возникшие в результате внешнего вмешательства, — победу Карфагена над Римом («Delenda Est») и теократию католической церкви («Щит времен»). Пресекает авантюры экзальтационистов — бандитов из будущего («…И слоновую кость, обезьян и павлинов», «Щит времен»).

Спасает людей, похищенных испанским конкистадором («Год выкупа»). Иногда он действует и как второстепенный персонаж, а на первый план выдвигаются иные герои («Печаль гота Одина», «Гибралтарский водопад», «Звезда над морем»).

Предлагаем собрать пазл и увидеть ещё одну иллюстрацию к книгам Пола Андерсона «Печать Гота Одина».

Однако одними историями о Патруле Времени вклад Андерсона в хронооперу не ограничивается.

Различным сторонам хрононавтики посвящены романы и повести «Танцовщица из Атлантиды», «Коридоры времени», «Три мира времени», «Настанет время», «Полёт в навсегда».

Особо можно отметить рассказ «Человек, который пришёл слишком рано», типичная ныне история «попаданца».

Его герой — американский солдат, непонятным образом оказывается в раннесредневековой Скандинавии.

Без знания чужих обычаев и порядков лихому солдату не удалось устроиться в ином времени, он оказался один против целого мира и бесславно погиб.

Предлагаем прослушать аудиокнигу Пола Андерсона «Человек, который пришёл слишком рано» (читает Олег Булдаков).

О художественном уровне произведений всех этих жанров говорит перечень полученных Андерсоном наград. За полвека творческой деятельности он:

—  7 раз становился лауреатом премии «Хьюго»,

— 3 раза получал «Небьюлу»,

—  получал премии «Гэндальф» (официальное название – Мемориальная премия Джона Р.Р. Толкина) и премии издательства «Макмиллан» за лучший детективный роман года (1959),

— получил титулы «Великий Мастер Фэнтези» от «Хьюго» (1978), и «Великий Мастер» от «Небьюлы» (1997). Как заметил однажды известный редактор, писатель и критик Деймон Найт: «…среди мыслителей Андерсона можно отнести к рационалистам, а среди писателей – к романтикам. Столь парадоксальное сочетание оказалось весьма плодотворным».

В одном из интервью сам писатель назвал лучшими своими произведениями романы «Тау-Ноль»/Tau Zero (1970), «Буря в летнюю ночь»/A Midsummer Tempest (1974), «Челн на миллион лет»/The Boat of a Million Years (1989), «Три сердца и три льва»/Three Hearts And Three Lions (1961), «Враждебные звёзды»/The Enemy Stars (1958) и «Волна мозга»/Brain Wave (1954).

В своём творчестве писатель использовал также псевдонимы:

— А. А. Крейг/A. A. Craig,

— Майкл Караджордж/Michael Karageorge и

— Уинстон П. Сандерс/Winston P. Sanders.

Пол Уильям Андерсон умер от рака 31 июля 2001 года на 75-м году жизни в собственном доме в г. Оринда, Сан-Франциско (Калифорния, США).

Некоторые его произведения были изданы посмертно.

ВЛИЯНИЕ ПИСАТЕЛЯ

В серии научно-компьютерных игр о космосе Mass Effect отца одного из основных персонажей — капитана Дэвида Андерсона — зовут Полом Андерсоном, и по профессии он механик, обслуживающий космические корабли. Вспоминая его, капитан говорит, что, хотя его отец никогда не покидал Землю, но всю жизнь был связан с космосом.

А сюжет повести Андерсона «Зовите меня Джо»/Call me Joe (1957), во многом идентичен сюжету фильма Джеймса Кэмерона «Аватар»: а повести искусственный биоорганизм — Ю-сфинкс, названный своими создателями «Джо», телепатически управляется находящимся на орбитальной станции операторомпарализованным калекой Эдвардом Энглси.

Несмотря на очевидное сходство с одной из главных идей фильма, Кэмерон об этой повести никогда даже и не упоминал.

развивается сюжет.

 «Всё равно, в каких декорациях

Главное — впечатление,

которое книга

 производит на читателей».

 Пол Андерсон.

В заключение хочется отметить, что при всей популярности, Андерсон никогда не претендовал на роль «великого писателя». Литературное качество многих книг далеко от идеала.

Однако писатель всё равно входит в великую когорту американских фантастов.

Оригинальные идеи, эффектно описанные миры, захватывающие дух приключения, ироничный юмор, остро отточенные мысли сверкают истинными бриллиантами, разбросанными среди горной породы почти 150 книг — романов, повестей, сборников.

Спасибо вам всем за внимание! Ждем у нас в библиотеке за книгами, полными фантастических удивительных миров!

Мероприятие подготовила заведующая сектором Кумова Ольга Владимировна.