Час информации онлайн «Навстречу мечтам и ветрам».

К акции «Любимая книга на экране».

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Сегодня речь пойдет об Александре Грине — известном писателе, увековечившем понятие о Мечте, заставившем поверить людей в возможность исполнения самого необыкновенного желания, а также об экранизации его чудной феерии «Алые паруса».

Первые биографы Александра Грина строили догадки о его прошлом. Одни утверждали, что он старый морской волк; другие говорили, что он, будучи матросом, убил английского капитана и завладел его сундуком с рукописями; третьи клялись, что он найдёныш – его подобрала младенцем на необитаемом острове команда американского китобоя и воспитала как сына экипажа.

Все творчество Александра Степановича Грина — это мечта о том прекрасном и таинственном мире, где живут чудесные, великодушные герои, где добро побеждает зло, а все задуманное сбывается. Его иногда называли «сказочник странный», однако Грин писал не сказки, а самые что ни на есть реальные произведения, только он придумывал своим героям и тем местам, где они жили, экзотические имена и названия — Ассоль, Грэй, Давенант, Лисе, Зурбаган, Гель-Гью… Все остальное писатель брал из жизни. Правда,  жизнь он описывал красивую, полную романтических приключений и событий, такую, о какой мечтают все люди.

Правда, загадка жизни Александра Грина была и остается неразгаданной до сих пор. Он родился 23 августа 1880 года в Слободском, уездном городке Вятской губернии в семье ссыльного поляка, работавшего конторщиком на пивоваренном заводе. Вскоре после рождения мальчика семья переехала в Вятку, где прошли детские и юношеские годы будущего писателя.

Этот город настолько далеко находился от моря, что мало кто даже из взрослых вообще видел его. И, тем не менее, мальчик с раннего детства буквально грезил о море, его манил «живописный труд мореплавания», вольный ветер и синие морские просторы. В 1889 г. Саша поступил в подготовительный класс местного реального училища. Там и “родилось” прозвище “Грин”, ставшее впоследствии его литературным псевдонимом.

Александр Грин рассказывает в своей «Автобиографической повести», какие чувства он испытал, когда впервые увидел на вятской пристани двух настоящих матросов. Это были штурманские ученики, очевидно оказавшиеся в городе проездом, На ленте бескозырки одного из них было написано «Севастополь», а другого — «Очаков». Мальчик остановился и как зачарованный смотрел на гостей из другого, таинственного и прекрасного мира. «Я не завидовал, — пишет Грин. — Я испытывал восхищение и тоску».

Писатель также рассказывал о том, что первой книгой, которую он увидел, было «Путешествие Гулливера»Дж. Свифта. По этой книге он учился читать, и, как ни странно, первое слово, какое маленький мальчик сложил из букв, было слово «море».

Александр Грин прожил как бы две жизни. Одна, реальная, была отвратительной, тяжелой и безрадостной. Но зато в мечтах и в своих произведениях он вместе со своими героями странствовал по морским просторам, гулял по сказочным городам и дружил с сильными, благородными людьми.

Некоторые критики полагают, что Грин потому и писал такие произведения, что стремился обогатить, украсить «томительно бедную жизнь» своими «красивыми выдумками». Взрослая жизнь Александра Грина, правда, тоже была полна странствий и приключений, однако в ней не было ничего загадочного и таинственного, а о своем детстве писатель вспоминал как о кошмаре.

В 1896 году Александр Грин закончил городское училище и собрался ехать в Одессу, захватив с собой сплетенную из ивы корзинку со сменой белья и акварельные краски, чтобы рисовать где-нибудь «в Индии, на берегах Ганга…» Юноша решил устроиться матросом на корабль и путешествовать по миру, Никак иначе он своей жизни не мыслил.

Однако реальность оказалась не такой радужной, какой представлялась в мечтах. Из Одессы в Индию и на Ганг попасть было так же сложно, как и из Вятки. Невозможно было устроиться матросом даже на местные, каботажные суда, не говоря уж о больших, которые отправляются в далекие плавания. Можно было устроиться учеником на корабль, но бесплатно туда никого не брали, а Грин прибыл в Одессу с шестью рублями в кармане. К тому же юноша и фигурой не вышел, был узкоплечим и худеньким, так что даже в будущем он вряд ли мог превратиться в «морского волка».

Однако Александр Грин не мог вот так просто расстаться со своей мечтой. Он начал упорно тренировать свое тело и дух, даже плавал за волнорезом, где не раз тонули и опытные пловцы, разбиваясь о балки и камни. Правда, сил не прибавлялось, поскольку из-за нехватки денег приходилось часто голодать и мерзнуть, потому что не на что было купить себе одежду, И, тем не менее, Грин с завидной настойчивостью ежедневно обходил все стоящие в гавани суда — баржи, шхуны, пароходы. Иногда счастье улыбалось ему. Впервые Грин отправился в плавание на транспортном судне «Платон», которое совершало рейсы по черноморским портам.

Но Александр плавал матросом недолго. После одного-двух рейсов его обычно списывали на берег, и не потому, что он не умел работать или ленился, а за непокорный нрав. И все-таки ему один раз удалось сходить в заграничное плавание, и он побывал в египетском порту Александрия.

Александр Грин ожидал увидеть сразу за городом пустыню Сахару и грозных рыкающих львов. Когда же он выбрался за город, то оказался перед канавой с мутной водой, а дальше простиралась огромная территория с огородами, плантациями, пальмами и колодцами, вдоль и поперек пересеченная дорогами. Никакой пустыни Сахары не было и в помине.

Вернувшись на корабль, Грин постарался скрыть свое разочарование и рассказал матросам, как в него стрелял бедуин, но промахнулся. А возле одной из лавок он будто бы увидел розы в кувшине и хотел купить одну, но тут из дверей вышла прекрасная арабка, улыбнулась ему и со словами «Салям алейкум» протянула ему розу. Ни Грин, ни другие матросы не знали, что говорят арабские девушки незнакомым мужчинам, разговаривают ли они вообще с ними и дарят ли цветы, однако все поверили рассказчику или сделали вид, что поверили — уж очень красивым и волнующим был рассказ.

Изведав морское счастье, Александр Степанович Грин отправился странствовать по России. Он работал банщиком, землекопом, маляром, пробовал заняться рыбацким промыслом, служил пожарным в Баку, плавал матросом по Волге, рубил лес, гонял плоты по реке Урал, там же добывал золото, однажды подрядился переписывать роли и даже был актером «на выходах».

При всей своей физической слабости, Александр Грин имел сильную волю и непокорный характер. Особенно он не терпел унижений и издевательств. Оказавшись в армии, он попал в 213‑й Оровайский резервный пехотный батальон под Пензой, где царили очень жестокие нравы. Через четыре месяца Грин сбежал оттуда и скрывался в лесу, пока его не нашли. Беглеца на три недели посадили под арест на хлеб и воду. Тогда-то строптивого солдата и заметили эсеры. Они стали давать ему свои листовки и брошюры политического содержания.

Александр Грин был далек от политики, однако, начитавшись листовок, он со своей буйной фантазией вообразил себе жизнь революционера, полную опасных приключений и таинственных встреч.

Эсеры помогли Грину снова сбежать из армии, снабдили его фальшивым паспортом и переправили в Киев, откуда он перебрался в Одессу, а потом и в Севастополь. Там Александр Грин получил первое задание, однако для него вся эта революционная работа являлась не чем иным, как игрой. Это заметно и по тому, с какой иронией он потом описывал членов севастопольской организации эсеров в своей повести о барышне «Киске», которая играла в ней главную роль.

Это были годы, когда политические группы и партии активизировали пропаганду среди населения и призывали к свержению существующего строя. Поэтому полиция хватала всех подозрительных, к которым в первую очередь относились амнистированные. Грина арестовали и отправили в ссылку. Однако на следующий же день после прибытия на место он сбежал и добрался до Вятки.

Отец достал ему паспорт недавно умершего в больнице вятского жителя А. А. Мальгинова, и Александр Грин под чужим именем снова вернулся в Петербург. Правда, ненадолго. Спустя некоторое время он опять попал в тюрьму и в ссылку, на этот раз в Архангельскую губернию.

Александр Грин с первой женой Верой (крайние слева) в деревне Великий Бор под Пинегой, 1911 г.

Если из тюрем и ссылок Грин выбирался довольно скоро, то нужда преследовала его постоянно. Недаром писатель вспоминал позднее, что его жизненный путь был усыпан не розами, а гвоздями. И, тем не менее, Александр Грин в душе оставался романтиком. И юношеские мечты о подвигах и героях он перенес позднее в свои повести и рассказы.

Произведения Александра Степановича Грина разные люди воспринимали по-разному. Читатели были от них в восторге, а вот многие критики считали их излишне красивыми и экзотическими. Однако Грин писал не только романтические произведения. У него были также лирические стихи, стихотворные фельетоны и басни. Кроме того, он писал вполне реалистические очерки и рассказы. И все-таки прославился писатель больше как романтик, автор авантюрных приключенческих произведений. Многие его герои тоже были мечтателями и жили богатой внутренней жизнью.

Другой известный писатель, Эдуард Багрицкий, писал: «Александр Грин — один из любимейших авторов моей молодости. Он научил меня мужеству и радости жизни…»

Александр Степанович Грин создавал свой мир, свою воображаемую страну, которой нет на географических картах, но которая — и он это знал точно — существует в воображении всех молодых людей. Эту созданную фантазией писателя страну один из критиков очень удачно назвал «Гринландией». В ней было много голубых морей, по которым плавали корабли с алыми парусами. Они заходили в гавани, где жили, казалось бы, обычные люди, у которых были такие же проблемы, как в реальной жизни. Поэтому у читателей складывалось впечатление, что эта страна тоже существует на самом деле. И отличается только тем, что здесь сбываются многие мечты.

Давайте соберем пазл «Карта Гринландии». 

Некоторые критики упрекали писателя в «иностранщине» и недоумевали, для чего он придумывает своим героям такие странные имена — Ассоль, капитан Дюк, Тиррей Давенант — и почему действие в его произведениях разворачивается в городах, названий которых нет на географических картах — Зурбаган, Лисе…

Такие странные имена Грин давал своим героям не случайно. Многие из них служили характеристикой персонажей гриновских произведений, как, например, трусливый и жадный матрос Куркуль, нахальный Бенц или прелестная мечтательница Ассоль. В имени мужественного и благородного капитана Дюка, Александр Грин отразил отношение одесситов к герцогу Ришелье — «папе Дюку», статуя которого до сих пор возвышается на набережной Одессы.

К тому же эти придуманные имена и названия лишний раз подчеркивают, что действие происходит в мире воображения, где ничто не кажется странным.

Однако Грин не все придумывал в своих произведениях. Он многое брал из реальной жизни в описаниях своих героев, городов и природы. Грин говорил, например, что в его города Лисе, Зурбаган, Гёль-Гью и Гертон вошли многие приметы Севастополя, Одессы, Ялты, Феодосии.

В Гёртоне происходит действие его романа «Дорога никуда», который он написал в 1929 году, а биография главного героя Тиррея Давенанта очень похожа на биографию самого писателя. Он тоже сидел в тюрьме, устраивал побег и даже из тюремного окна видел то же самое, что в свое время наблюдал Грин.

Такие детали реальной жизни есть во всех произведениях писателя, поэтому не остается сомнений в том, что его художественное воображение не было оторвано от действительности.

С 1916 г. по 1922 г. Александр Грин пишет самую значимую в своей биографии повесть – «Алые паруса». Это произведение сразу принесло ему огромную популярность.

В повести рассказывалось о твердой вере и возвышенной мечте, а также о том, что каждый из нас в силах совершить чудо для близкого человека. После публикации «Алых парусов», прекрасная Ассоль стала кумиром для многих девочек.

В 1923 году вышел другой роман Александра Грина — «Блистающий мир», в котором рассказывалось о летающем человеке Друде, его приключениях и трагической гибели. Оказывается, и в мире фантазии бывают трагедии.

Произведения Грина населяют разные люди, но большинство его героев не только мечтают о чудесах, но готовы ради своей мечты на самые дерзновенные поступки. Так живут презирающий смерть лоцман Битт-Бой, верный Санди, капитан Дюк в повести «Капитан Дюк», неподкупная Молли в «Золотой цепи», мужественный Тиррей Давенант из «Дороги никуда», бесстрашная Дэзи в «Бегущей по волнам» и другие герои.

В 1923 году Александр Степанович Грин уезжает в Крым, к морю, какое-то время живет в Севастополе, Ялте, Балаклаве, а в мае 1924 года селится в Феодосии, которую называет «городом акварельных тонов».

Через шесть лет, в ноябре 1930 года, писатель, уже тяжело больной, переезжает в Старый Крым, который очень любил за тишину, безбрежие садов и еще за то, что он расположен на горе, откуда можно бесконечно смотреть на море.

Крымский период жизни Александра Грина был особенно плодотворным. Несмотря на болезнь, писатель создал в это время не менее половины всего, что написал за всю свою недолгую жизнь.

Последние годы жизни, Александр Грин провел в маленьком глинобитном домике на окраине Старого Крыма. В его пустой, без единого украшения комнате стояли только стол, стулья и кровать, над которой прямо перед глазами писателя висел у притолоки потемневший от времени, изъеденный солью обломок корабля.

Этот единственный на ослепительно белой стене предмет, который Грин прибил собственными руками, до самых последних мгновений жизни связывал уже смертельно больного писателя с его любимым морем. Так же, как и его герои, Грин до конца остался верен своей мечте, и недаром его до сих пор называют «рыцарем мечты».

Что можно сказать о личной жизни писателя? Александр Грин был женат трижды. Первый раз его женой стала Вера Абрамова, которая навещала будущего писателя в 1906 г. в тюрьме в Петербурге под видом невесты. История их отношений описана в рассказе 1912 г. «Сто вёрст по реке». Жена отправилась с ним в ссылку в 1911 г. Супруги развелись в 1913 г. До конца жизни Грин всюду возил с собой её портрет.

По ее словам, ей надоело терпеть пьянство и непредсказуемое поведение супруга. И хотя писатель неоднократно пытался наладить с ней отношения, сделать этого ему так и не удалось.

Вторая жена Грина пробыла с ним в браке несколько месяцев в 1919 г.

Третьей женой в биографии Александра Грина стала Нина Миронова, с которой он счастливо прожил всю оставшуюся жизнь. Между супругами была настоящая идиллия и полное взаимопонимание. Ей он посвятил своё самое знаменитое произведение – «Алые паруса».

Александр Грин ушел из жизни 8 июля 1932 г. в Старом Крыму. Причиной смерти был рак желудка.

Александра Степановича Грина похоронили на гористом старокрымском кладбище, куда доносятся шум и запахи моря.

А сейчас, ребята, смотрите книжную галерею «Литературное наследие Александра Грина».

А теперь, давайте подробнее поговорим о самом популярном произведении Александра Грина.  

Романтическая феерия Александра Грина «Алые паруса» хорошо известна взрослым и юным  читателям.

Начинается произведение с рассказа об отце главной героини − Лонгрене. Мужчину не любят в рыбацком поселке Каперна из-за того, что он спокойно наблюдал за тем, как его односельчанина Меннерса уносило в открытое море. Лонгрен знал, что, жадность Меннерса стала причиной смерти его жены. Вдовец вынужден был сам воспитывать дочь. Жители поселка не вспоминали о горе Лонгрена, зато жалели Меннерса. Возненавидев Лонгрена, они невзлюбили и его дочь Ассоль.

Девочку считали ненормальной, так как она верила своим фантазиям и ждала принца, который прибудет за ней на корабле с алыми парусами. Ассоль молча терпела обиды и никогда не отвечала на них злом. Главное же то, что она не отказывалась от своей мечты.

Артур Грей из знатной, богатой семьи. Он очень целеустремленный и отважный. С Ассоль его сближает вера в чудеса. Однажды Грэй увидел картину мариниста и загорелся желанием стать моряком. Благодаря своему упорству, уму и живой душе он в 20 лет стал капитаном. Его корабль причалил к берегам поселка, где жила Ассоль. Грэй случайно увидел спящую в лесу девушку. Расспросив о ней, узнал о ее чудачествах и решил исполнить мечту Ассоль. Он заказал для своего корабля алые паруса и подплыл к берегу. Влюбившись в прекрасную незнакомку, Грэй воплотил её мечту в реальность. В центре сюжета не только образы Грэя и Ассоль, но и образ-символ алых парусов. В символическом значении их скрыт смысл названия повести. Паруса – символ мечты, надежды, а алый цвет в этом произведении воспринимается как радость, ликование, победа добра над злом. Сюжет помогает определить идею. Писатель показывает, что мечты сбываются, главное в них верить. Сохранять светлую мечту, вопреки обстоятельствам − вот чему учит автор повести.

Александру Грину удалось написать шедевр, который читается на одном дыхании.

Смотрите иллюстрации к этому произведению из книг различных издательств.

А сейчас, ребята, мы предлагаем вам принять участие в викторине.

Викторина по повести «Алые паруса».

Когда мы открываем такую книгу, как «Алые паруса» Александра Грина, мы прикасаемся к очень популярному произведению. Андрей Богословский написал оперу «Алые паруса», многие поэты писали стихи по мотивам книги Грина, а стихотворение Сергея Наровчатова так и называется «Алые паруса». «Алые паруса» обладают очарованием, присущим не всякому произведению искусства.

Повесть Александра Грина «Алые паруса» — произведение, прославившее автора на века. История, которую Грин посвятил своей жене, стала одной из самых известных романтических книг. «Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе», — с этого предсказания сказочника Эгля началась история, которой было суждено стать гимном настоящей любви. Алые паруса стали символом веры, надежды и любви.

Конечно же, повесть так и просилась на экран, и в 1961 году появилась первая экранизация – в прокат вышел одноименный фильм Александра Птушко, который стал очень популярным. Были и другие экранизации («Ассоль» (1982), режиссёр Борис Степанцев; «Правдивая история об Алых парусах» (2010), режиссёр  Александр Стеколенко).

Афиши к фильму.

Сегодня мы поговорим о первой экранизации, которая вышла на экраны 60 лет назад.


Александр Лукич Птушко (1900-1973), режиссер фильма.

Когда Птушко подал заявку на съемки «Алых парусов», чиновники схватились за голову. Их главным аргументом было то, что режиссер не справится со столь сложной задачей, ведь он привык снимать «легкие сказочки», а история алых парусов при всей своей сказочности все же достаточно серьезная и глубокая. После долгих споров Птушко сумел уговорить начальство и приступил к съемкам. Птушко был мастером на все руки, в том числе мультипликатором, конструктором декораций и опытным постановщиком масштабных батальных сцен, и постоянно придумывал для своих сказок новаторские спецэффекты. Именно он впервые в СССР использовал в «Новом Гулливере» метод комбинированных съемок, поместив в кадр кукол рядом с живыми актерами. Однако камерных историй романтической направленности он еще не снимал. Картине присвоили самую низкую третью категорию —  никто не верил, что из этой сказочки получиться что-то значительное. Режиссер должен был снять фильм с минимальным бюджетом.

Птушко склонялся к тому, чтобы снимать сказку с фантастической составляющей и волшебными спецэффектами, но при финансировании картины «по остаточному принципу» ему было не развернуться в своей стихии, да и сценарий диктовал другое прочтение. В нем появились целые эпизоды, не имевшие к сюжету Грина никакого отношения. Несмотря на произвол сценаристов, дописавших к феерии Грина идеологическую отсебятину, романтический накал фильма был необычайным. Так хочется назвать этот фильм сказкой, но нет, все же перед нами красивая история любви, нежная и романтическая, а сказка в ней была сотворена человеком.

Место для съемок фильма искали долго: побывали на Кавказе, в Прибалтике, в Краснодарском крае. Но в итоге решили снимать на крымском курорте Коктебель, где в свое время жил сам Александр Грин. Именно там построили декорации целого сказочного поселка Каперны, в бухте которого и плавал корабль с алыми парусами.

Сказочный город Лисс снимали в Ялте. Жители крымского побережья до сих пор об этом вспоминают: ведь во всех массовых сценах было занято местное население.

Комбинированные съемки велись в Баку. Там киношники инсценировали шторм, который потом накладывали на коктебельский пейзаж. И на экране получалось, что отважный Грей борется с морской стихией. Но настоящий шторм в кадр тоже попал. Случилось это во время съемок в Пицунде.

Сейчас-то мы уже и не представляем, что в фильме могла бы быть другая Ассоль, а не Анастасия Вертинская – настолько актриса точно попала в образ гриновской героини. Но изначально Птушко пробовал на эту роль многих актрис, в том числе даже Людмилу Гурченко, а утвердил Наталью Маркач с киностудии «Молдова-фильм». И, если бы не художник-постановщик ленты Леван Шенгелия, который был в корне не согласен с выбором режиссера и продолжал поиски «настоящей» Ассоль, мы бы никогда не увидели Анастасию Вертинскую в этой роли. Именно Шенгелия, встретив однажды актрису Лидию Вертинскую (Анидаг в «Королевстве кривых зеркал», птица Феникс «Садко» и т.д.) с дочерьми Марианной и Анастасией, пришел в восторг от юной Насти и убедил худсовет сделать новые пробы. И надо же такому случиться, что на пробы Анастасия пришла с новой короткой стрижкой, в спортивном костюме – в образе, который совершенно не монтировался с романтической героиней. Но стоило гримерам и костюмерам немного «поколдовать» над образом девушки, как всем стало понятно: Ассоль найдена! Ее должна играть Настя Вертинская и никто другой!

 Анастасия Вертинская в роли Ассоль.

Эта роль стала дебютной в карьере актрисы и принесла ей громкий успех. Но сама Вертинская вспоминала о своем дебюте более чем сдержанно и признавалась, что не особенно любит эту свою работу. Она говорила, что на съемках абсолютно не понимала, чего от нее хотят, и просто на автомате выполняла все режиссерские указания. Да и образ романтической девушки, которой нужен журавль в небе, был чужд актрисе. К тому же, она отстала в учебе, из-за чего ей пришлось перейти в школу рабочей молодежи. Впрочем, в вечерней школе ее сразу стали считать звездой, и для того, чтобы получить хорошую оценку, юной актрисе достаточно было дать свой автограф.


Кадр из фильма А. Птушко «Алые паруса»

Мало кто знает, но в фильме «Алые паруса» Ассоль озвучивала не Вертинская, а другая актриса – Нина Гуляева. Она же затем озвучивала роль Гуттиэре в фильме «Человек-амфибия», которую также исполняла Вертинская.

С исполнителем роли Артура Грэя Василием Лановым все было намного проще. Немногим раньше он сыграл Пашку Корчагина и был безумно популярен. Кроме того, Лановой считался одним из самых красивых актеров советского кино. И, конечно, ему очень подходила роль Грэя. «Когда шел на пробы, то был уверен, что сыграю Грэя: это моя роль!», — вспоминал позднее актер. И действительно, едва увидев пробы Ланового, худсовет единогласно утвердил его кандидатуру. Хотя среди претендентов были многие звезды, среди которых Александр Белявский (Фокс из фильма «Место встречи изменить нельзя») и Олег Стриженов (Овод из старой экранизации).


Василий Лановой в роли Артура Грэя

Для роли Грэя художник по костюмам Ольга Кручинина разработала порядка десяти костюмов. Среди них особенно выделялся кожаный костюм, в котором Грэй приезжает в Зурбаган. По признанию Олега Анофриева, этот костюм был предметом особой зависти всей съемочной группы. «Мы все завидовали Ваське. Он был такой красивый в этом кожаном костюме!», — вспоминал Анофриев.

Еще одним важным «героем» картины должен был стать корабль с алыми парусами. Чтобы изготовить эти самые паруса, на ростовском заводе было куплено свыше двух тысяч метров шелка, из которого шили пионерские галстуки. Но, к сожалению, на пленке этот цвет выглядел не алым, а, скорее, оранжевым. Это никуда не годилось! Выход нашелся, когда оператор установил на камеру несколько специальных фильтров, после чего паруса заиграли алыми красками. Как вспоминал оператор Виктор Якушев, едва корабль с парусами появился в кадре, легкий ветерок красиво «надул» паруса, и они затрепетали на ветру. Это был самый первый съемочный день. И как же здорово, что эту красоту успели снять: по признанию того же Якушева, вскоре морская вода изрядно подпортила паруса и они стали казаться тяжеловесными, изменив свою фактуру. Однако, плыть на таких парусах судно не могло, потому что они могли лопнуть от ветра. По этой причине баркентину перемещали на буксире, а паруса поднимали исключительно для съемок, и то, если не было ветра.

Кадры из фильма А. Птушко «Алые паруса».

В реальной жизни актера Василия Ланового также не обошлось без алых парусов. Лановой решил повторить поступок своего героя Грэя в жизни, приплыв к своей жене Тамаре Зябловой, отдыхавшей неподалеку от места съемок, на корабле с алыми парусами. Актеру пришлось долго уговаривать капитана надеть паруса не в Коктебеле, как это предполагалось, а в Ялте, где находилась Тамара. «…я предложил капитану Дворкину: «Давайте удивим отдыхающих в Ялте, а заодно новые паруса опробуем», и вот где-то в районе Фороса мы их надели, подняли… Красота была невероятная! Видели бы вы Ялту, когда мы появились в ее створе, – город стал похож на растревоженный муравейник. Люди забегали, запрыгали, много визга вокруг было… Когда я сошел на берег у санатория «Актер», жена сказала: «Вы разбудили Ялту». Это действительно непередаваемо здорово, и я думаю, время от времени всем женщинам такие паруса нужны», — вспоминал Василий Лановой. К сожалению, счастье длилось недолго: через несколько лет Тамара погибла в автокатастрофе. После этого актер женился на актрисе Ирине Купченко и прожил с ней в течение многих лет. Он умер совсем недавно: в начале 2021 года. Но для нас Василий Лановой навсегда остался красавцем Грэем, который умел совершать чудеса своими руками.


Кадр из фильма А. Птушко «Алые паруса»

Большая часть съемок прошла в Ялте и Коктебеле. Коктебель превратился в сказочный поселок Коперну, а в Ялте выстроили Лисс и Зурбаган. Воронцовский дворец в Алупке на время стал фамильным замком Грэя. Также некоторые сцены снимали в Пицунде и Баку. Например, спящую Ассоль Грэй находит именно в Пицунде.


Кадр из фильма А. Птушко «Алые паруса»

Там же, в Пицунде, однажды на съемках неожиданно началась сильная буря, огромной волной за борт смыло операторскую камеру. В воду свалился и актер Иван Переверзев, исполнитель роли Лонгрена, сцену с которым в этот момент снимали. Следом за Переверзевым в море прыгнул реквизитор. Пока члены съемочной группы восхищались его смелостью и отвагой – мол, не раздумывая кинулся спасать тонущего артиста, реквизитор вынырнул с корзиночкой в руках. Оказалось, он увидел, что Переверзев упал, держа в руках корзиночку, и не мог допустить пропажи реквизита. Его поступок чрезвычайно развеселил всех, кто находился в этот момент на площадке: артист оказался «не столь важен», как реквизит, за который придется отвечать.


Николай Волков в роли Эгля

Помимо Василия Ланового и Анастасии Вертинской в фильме снимались многие известные актеры. Отца Ассоль, моряка Лонгрена сыграл Иван Переверзев, блиставший в фильмах «Адмирал Ушаков», «Первая перчатка», «Полесская легенда». Роль сказочника Эгля исполнил Николай Волков-старший, которого все зрители знают как невероятного Старика Хоттабыча из одноименной ленты. В роли угольщика Филиппа снялся Сергей Мартинсон – Дуремар из «Золотого ключика» и телеграфист Ять из «Свадьбы» и т.д. В небольших ролях снимались Олег Анофриев, Александр Хвыля, Зоя Федорова.

Кадры из фильма А. Птушко «Алые паруса».

Когда съемки завершились, тысячи метров алого шелка отдали ростовскому мореходному училищу, после чего еще долгое время моряки-курсанты носили ярко-красные майки и трусы.

После выхода на экраны, многие кинематографисты критиковали фильм: режиссеру вменяли в вину чрезмерно яркую цветовую гамму и некую «балаганность» картины, сравнивали сцены из фильма с базарной площадью, а игру актеров второго плана называли тяжеловесной. Также недовольство профессионалов вызывала прямолинейность режиссерских ходов. Не приняла фильм и вдова Александра Грина Нина Николаевна, которой писатель в свое время посвятил «Алые паруса». Она посчитала, что фильм превратился из загадочной феерии в рядовую мелодраму, что он не соответствует литературному первоисточнику. Был недоволен фильмом и Василий Лановой, считая, что Птушко снял фильм-сказку для детей, а можно было снять притчу, и это была бы лента для взрослых. Но зрители приняли картину восторженно: она стала одним из лидеров советского проката, собрав 22,6 миллионов зрителей. А Василий Лановой и Анастасия Вертинская тут же были названы самой красивой парой советского кино.

Кадры из фильма А. Птушко «Алые паруса».

В конце 1960-х благодаря фильму Александра Птушко у школьников Ленинграда появилась романтическая традиция: выпускной стали праздновать приходом в акваторию Невы корабля под алыми парусами. Идея праздника не была спущена сверху по разнарядке, а возникла по инициативе самих выпускников, которые еще детьми бегали в кино на «Алые паруса».

Именно тогда впервые в акватории Невы появился сошедший со страниц повести А. Грина «Секрет» с алыми парусами. Река была охвачена яркими огнями факелов, которые держали юноши и девушки, ставшие участниками грандиозного представления, увенчанного триумфальным фейерверком. В эфире звучал диалог дикторов. Они говорили о Грине, о его корабле: «Попутного ветра тебе, корабль радости, корабль юности, корабль счастья!». Выпускной вечер «Алые паруса» отмечался ежегодно вплоть до 1979 года, пока чиновники праздник не отменили, опасаясь большого скопления молодежи.
Событие в формате мультимедийного шоу с крупным концертом возобновили в 2005 году. Яркое представление завершается выходом в акваторию брига с «Алыми парусами» − своеобразного живого памятника бессмертному произведению Александра Грина. Каждое лето выпускники в Санкт-Петербурге видят ожившую сказку.

Интересные факты, факты и только факты.

•          В первый год проката «Алые паруса» посмотрели 22,6 млн. зрителей.

•          В фильме снимали два парусника: «Альфа» – он сейчас находится при мореходном училище в Ростове-на-Дону, и «Товарищ» – в Херсоне.

•          Ассоль была первою ролью в кино Анастасии Вертинской.

•          У режиссера картины Птушко был такой громкий и звонкий голос, что на съемках он обходился без мегафона.

А сейчас, ребята, давайте соберём  пазл,  и вы узнаете, как выглядит парусник в фильме.

Пазл «Секрет».

Фильм Александра Птушко и сегодня продолжает радовать зрителей: его часто показывают разные телевизионные каналы, учителя демонстрируют его на уроках литературы и рекомендуют к просмотру школьникам. Возможно, сегодня он даже прекраснее, чем в год выхода, ведь в современной жизни так не хватает сказки!

«Алые паруса», вышедшие в прокат 7 июня 1961 года, закрепили за Василием Лановым амплуа романтического героя и дали старт карьере Анастасии Вертинской. Сегодня фильм Александра Птушко – не просто безусловная классика, языком притчи говорящая с юношеством о любви и мечте, это настоящий феномен поп-культуры. Капитан Грей и Ассоль продолжают жить в стихах, песнях о синем Зурбагане и бессчетных театральных постановках.

Мы предлагаем вам ещё раз вспомнить эту красивую историю и ее замечательных героев. Казалось бы, довольно простое задание, но далеко не каждому оно по плечу. Давайте проверим, насколько хорошо вы помните эту киноленту и ее героев?

Викторина  «Алые паруса мечты».

Александра Грина называют последним романтиком. Его романтизм — это способность творить чудеса своими руками, это — вера в мечту, в свои алые паруса, это — умение любить. В сюжете «Алых парусов» нет ничего сказочного, ничего волшебного. Все здесь — быль. Все высокое, прекрасное, все, что порою кажется несбыточным, «по существу так же сбыточно и возможно, как загородная прогулка». «Алые паруса» — это трепетная, искренняя поэма о любви, о силе мечты. «Алые паруса» — поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими же руками совершать чудеса. У каждого свои паруса.

Вот и подошло к концу наше мероприятие.

Всего вам доброго. Мы ждём вас в нашей библиотеке.

Мероприятие подготовила библиотекарь 1 категории Кузьмич Светлана Ивановна.