Информ-онлайн-досье «Энциклопедия жизни»

19 ноября исполняется 310 лет со дня рождения русского учёного, поэта, мыслителя Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765).

310 лет тому назад, 19 ноября 1711 года родился Михаил Васильевич Ломоносов. Выдающийся ученый-энциклопедист, он внес свой вклад в развитие химии, физики, астрономии, словесности. Его научному наследию посвящены тысячи статей и книг, но много ли мы знаем о его семье, какими были люди, окружавшие великого ученого?

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской на Курострове близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.

Даже в официальных учебниках истории допускают грубую ошибку сообщая недостоверные данные о месте рождения «отца» русской науки и основателя Московского университета Михаила Васильевича Ломоносова — в городе Холмогоры Архангелогородской губернии.

Однако, при детальном изучении вопроса, оказывается, что родиной Михаила Васильевича является деревня Мишанинская Двинского уезда Архангелогородской губернии. Ныне это деревня Ломоносово Холмогорского района Архангельской области, которая располагается в 5 километрах от Холмогор.

Отец Ломоносова – Василий Дорофеевич – занимался хлебопашеством, морским рыбным и зверобойным промыслом. Он имел судно и ходил на нем в Белое море и Северный Ледовитый океан. Мать Ломоносова – Елена Ивановна. От нее он унаследовал тонкий художественный вкус, поэтическое восприятие мира, добросердечность и отзывчивость. Чем старше становился сынишка, тем больше слышал от матери сказок и былин. Родители Михайло были хлебосольными хозяевами и охотно принимали у себя гостей. И ни один праздник не обходился без лирических песен, остроумных прибауток, пословиц и загадок.

Здесь важно оговориться и сказать, что Мишанинская была своеобразной родовой деревней Ломоносовых, где заправлял делами приходской староста и просто глава огромного семейства Лука Леонтьевич Ломоносов приходящийся Михаилу Васильевичу двоюродным дедушкой.

Куростров был в некоторой степени мануфактурным центром севера России, жители которого промышляли гончарством, производством кирпича, кожевенным производством. Местные столяры могли построить крепкий деревянный дом без единого гвоздя или небольшой быстроходный корабль. Но более всего остров славился своими мастерами-косторезами и ловцами жемчуга, как известно, в Архангельской губернии жемчуг добывали как морской, так и речной.

К сожалению, в настоящее время дом семьи Михаила Ломоносова не сохранился. Известно, что это было большое здание с маленькими окошками, которое вместе с хозяйственными постройками находилось под одной крышей. Уже в 1791 году прибывший на Куростров писатель Пётр Иванович Челищев не смог обнаружить дом, где родился Михаил Васильевич, но благодаря сохранившемуся пруду, выкопанного Василием Дорофеевичем с целью разведения рыбы, точно определил расположение усадьбы Ломоносовых. Ныне этот пруд расчищен и облагорожен, а на месте усадьбы располагается здание музея М. В. Ломоносова.

Музей М. В. Ломоносова и тот самый пруд.

Вторым свидетелем жизни Михаила Васильевича на Курострове является прекрасно сохранившаяся и неплохо отреставрированная церковь Дмитрия Солунского, располагающаяся на Палишиной горе. Каменная церковь была построена в 1738 году на месте сгоревшей в 1718 году деревянной, при этом Михаил Васильевич принимал деятельное участие в её возрождении посредством составления документов, как человек знающий грамоту, а его отец пожертвовал на строительство 18 рублей, что в те времена являлось большой суммой.

Поморы приучали своих сыновей к морскому и промысловому делу с малолетства и нередко брали с собой в плавания с 8-9 лет. И Михайло Ломоносов отправился вместе с отцом на промыслы. Какое чувство гордости испытывал мальчик, стоя на палубе новенького отцовского корабля «Чайка», летевшего на всех парусах к морю!
Под руководством отца юный Ломоносов научился ориентироваться по ночному небу, пользоваться компасом и определять направления ветра. Он хорошо запомнил особенности побережья и морских течений, приливов и отливов.

Несчастливой была жизнь Михаила дома. Его мать Елена Ивановна Сивкова умерла, когда ему было 9 лет. Отец, по отзывам Михаила, был человеком добрым, но воспитанным «в крайнем невежестве». Через год после смерти супруги отец женился вторично, на дочери крестьянина из соседней области Феодоре Михайловне Усковой. Мачеха была к Мише добра и приветлива, даже помогала ему в образовании, чем могла. Но, к сожалению, через 3 года умерла, после чего отец вскоре женился в третий раз, на вдове Ирине Семеновне Корельской. Для 13-летнего Михаила она оказалась «злой и завистливой мачехой», которую раздражало увлечение пасынка книгами. Позже с обидой Михаил писал: «… Мачеха всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу попусту за книгами, для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод…» Против дальнейшей учебы сына выступил и отец, который хотел видеть его рыбаком. Устав от придирок мачехи, домашних ссор и запретов учиться дальше, а так же узнав, что отец хочет его женить, 19-летний Михаил принимает решение – уйти из дома и продолжить учебу в Москве, так как он заранее узнал, что высшими науками можно овладеть только в трех городах России – Москве, Киеве и Санкт-Петербурге.

А вот памятник о нём в Холмогорах.

Ломоносов с детства мечтал учиться. Из всех жителей деревни был самым грамотным, самым умным.

Когда Михаилу Ломоносову исполнилось 11 лет, он очень быстро освоил грамоту. Он любил читать. Первыми его книгами были: «Грамматика», «Арифметика», . Первыми учителями Ломоносова были сосед Иван Шубный и местный дьяк Семен Сабельников. Свои первые стихи – Михаил написал, когда был ещё учеником.

Ломоносову было 19 лет, когда он ушел в Москву учиться наукам разным.

Но как добраться до Москвы? Чтобы не жениться, он притворился больным, но упросил отца отпустить его с обозом рыбы в Москву на короткое время (потом Ломоносов числился в бегах). Помог случай: в Москву отправлялся обоз с рыбой. Получив паспорт (только потому, что он был помором, т.е. свободным крестьянином, а не крепостным), заняв у соседа 3 рубля, захватив с собой две рубахи и книги, юноша пошел за обозом. Он догнал его на 3-й день в 70 верстах от дома. Юноше указали место на мешках с треской, и так то на санях, то бегом рядом с ними, чтобы не замерзнуть – через 3 недели он добрался до Москвы.

Ломоносов вспоминал: «В Москве нет ни одного знакомого человека. Когда совсем рассвело, пришел какой-то господский приказчик покупать из обоза рыбу. Был он земляк наш, холмогорский. Взял меня к себе в дом. Отвел угол для жилья, а через 2 дня пришел к нам монах. Вот и представил приказчик меня этому монаху, рассказал о моей охоте к учению и попросил постараться, чтобы меня приняли в Спасское училище». 

И скрыв свое происхожденье,
Как будто вышел из дворян,
Он поступает в академию,
Где лучшим он из лучших стал.

Выдав себя за сына холмогорского дворянина, Ломоносов 15 октября 1731 года поступает в Славяно-греко-латинскую академию с условием начать обучение с 1-го класса, так как именно с него начиналось изучение латыни. Позже в своих воспоминаниях об одноклассниках-первоклассниках Ломоносов писал: «Школьники, малые ребята кричат, перстами указывают: смотрите, какой болван в 20 лет пришел латыни учиться. Дядя, достань воробышка». Насмешки прекратились после одного случая, когда Михаил поднял за шиворот насмешника и серьезно спросил: «Что с тобой делать? На крышу забросить?»

Нелегкими были годы учебы. Не было постоянного жилья, приходилось ютится по чужим углам. Огорчала постоянная нехватка денег не только на одежду и книги, но и на питание. Отец материально не помогал, и все годы учебы Михаил жил… «Имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом я жил 5 лет и наук не оставил», – с гордостью писал он.

Науки жадно изучает,
Дается все ему легко
Вот только бедность изнуряет,
Пытается сломить его.

Весь курс Академии, рассчитанный на 12 лет, Ломоносов закончил за 5 лет. В первый же год обучения Ломоносов закончил курс трех младших классов и перешел в четвертый, хорошо изучил латинский язык, удивляя своими поразительными способностями не только одноклассников, на и преподавателей. Вообще за свою жизнь Ломоносов овладел в совершенстве десятью языками.

Познакомиться кратко с биографией выдающегося учёного-энциклопедиста вы можете по этой ссылке.

В 1734 году главным командиром Академии Наук в Петербурге был назначен барон Корф. По мысли Петра Великого Академия должна была преследовать одновременно и научные и учебные цели, и при ней были учреждены гимназия и университет; для пополнения этих учебных заведений бар. Корф обратился 13 мая 1735 г. в Сенат с ходатайством выбрать из монастырей, гимназий и школ России достойных учеников, достаточно подготовленных к слушанию лекций профессоров, Сенат изготовил соответствующий указ, и ректору Заиконоспасской Академии было предписано послать в Петербург 20 учеников, в науках достойных. Их набралось только 12, и среди них был и Михайло Ломоносов; они прибыли в столицу в день нового 1736 года и были зачислены студентами университета: с этого дня жизнь и деятельность Ломоносова до самой смерти неразрывно связаны с Академией Наук.

Ломоносов — студент

Между тем судьба готовила Ломоносову новую неожиданность. Для Сибирской экспедиции потребовался химик, знакомый с металлургией и горным делом. В Академии в то время такового не было; поэтому решили послать за границу, во Фрейберг, к саксонскому металлургу Генкелю, трех студентов для обучения химии и металлургии. Выбор пал на москвичей Ломоносова и Виноградова и на сына горного советника Рейзера; им дали хорошее содержание (1200 руб. в год на всех) и строгую инструкцию. 19 сентября 1736 года вышел корабль с нашими студентами из Петербурга, а в Травемюнде пришел только 16 октября; затем через Любек, Гамбург, Минден и Кассель Ломоносов, Виноградов и Рейзер направились в Марбург, где они должны были изучить немецкий язык, философию, математику, физику, химию и механику у проф. Хр. Вольфа, состоявшего членом С.-Петербургской Академии Наук. Ломоносов сейчас же принялся за эти науки и новые языки и основательно познакомился с ними за два с половиной года, проведенные им в Марбурге; до нас дошли похвальные отзывы, данные Ломоносову Вольфом и Дуйзингом, преподававшим химию.

Марбург

После суровой строгости духовной академии и Петербургского университета, наши молодые люди очутились в свободной атмосфере немецкого университета, среди веселой молодежи; в их распоряжении были значительные суммы денег; вполне естественно, что при таких условиях проявилась дикость нравов и невоспитанность, инструкция была забыта, и кутежи стали порядком дня. Ломоносов со своими товарищами стали делать долги, и к июлю 1739 г., когда пришло время покинуть Марбург, чтобы ехать в Саксонию, во Фрейбург, долгов оказалось до 1936 талеров, т. е. около 10000 руб. на теперешние деньги. С кредиторами пришлось расплачиваться самому Вольфу, пока Академия Наук не прислала ему денег; от барона Корфа была дана новая инструкция, гораздо более строгая; годовое содержание каждого студента было доведено до 150 руб. вместо прежних 400 руб., деньги эти должен был хранить у себя берграт Генкель и объявить по всему городу, что Академия не будет платить по долгам, которые сделают студенты.

Во Фрейбурге занятия металлургией и горным делом сперва шли гладко под руководством Генкеля — в то время очень известного металлурга; но затем между Ломоносовым и им произошел ряд столкновений, кончившийся тем, что Ломоносов оставил в мае 1740 года Фрейберг, возвратился в Марбург и женился там 6 июня на дочери церковного старшины Елизавете Цильх.

Об этом браке никому не было известно, так что в течение нескольких лет все считали Ломоносова холостым. Недолго продолжалась однако тихая супружеская жизнь: предстояло возвращение в Россию. После неудавшейся попытки вернуться в Петербург через Амстердам, Ломоносов на возвратном пути в Марбург был завербован в Прусский гусарский полк, стоявший в крепости Везель; отсюда через несколько недель ему удалось убежать и после разных приключений возвратиться в Марбург, где он и провел зиму, а весною, согласно полученному от Академии предписанию, один, без жены, через Любек направился на родину.

Он в совершенстве знал английский,
Французский, греческий, латынь,
Немецкий, польский и словенский.
Как у него хватало сил!
Его стремление к учебе
Дало прекрасные плоды.
Он постепенно стал ученым,
Создал научные труды.

Ломоносов вернулся в Россию с громадным запасом знаний и стал работать в Петербургской академии наук. Трудно назвать науку, где бы он ни сделал открытий, намного опередивших науки его времени. «Историк… механик…химик…художник и стихотворец. Он все испытал и все проник», – писал о нем А.С. Пушкин. 

Любая открывалась сфера,
Открытий много совершил.
Есть у Венеры атмосфера!
Поверхность Солнца изучил.
Придумал множество приборов
Для неба, моря и земли,
Чтоб не блуждали астрономы,
Не потерялись моряки. 

А что же супруга, оставленная в Германии?

Не имея от мужа никаких вестей, Елизавета Цильх начала искать его через русского посланника в Гааге. Её письмо было получено графом А. Бестужевым-Рюминым, а затем Я. Штелиным. Ломоносов выслал ей на дорогу сто рублей, и, предположительно, в первой половине 1743 года Елизавета Цильх вместе со своей четырёхлетней дочерью и братом приезжает в Санкт-Петербург. Биографы Ломоносова предполагают, что после её приезда состоялось их венчание в православной церкви, которая не запрещала браки между представителями разных христианских конфессий, но считала обязательным воспитание детей в духе православия. После этого Елизавета Цильх стала носить имя Елизаветы Андреевны Ломоносовой. Сдержанной, внешне строгой и несколько чопорной Елизавете пришлось полностью перестраивать свою жизнь.

Его брак с Елизаветой был глубоко обдуманным шагом. Он знал свою будущую жену около четырёх лет и за это время мог убедиться в искренности и надёжности их чувств друг к другу.

Ломоносов всю жизнь испытывал нежность к своей супруге. Елизавета Андреевна тонко чувствовала настроение мужа, оберегала его от бытовых проблем, строила настоящий уютный дом, в котором всем было хорошо. Она взяла на себя неблагодарные житейские заботы. В собственный дом Ломоносовы въехали 9 сентября 1757 года. Дом был двухэтажным, с мезонином и боковыми флигелями и располагался в центре города, фасадом на реку Мойку. Во дворе выкопали пруд, построили астрономическую обсерваторию. Впоследствии этот особняк перешёл к дочери учёного.

Загруженный работой, Ломоносов практически не имел времени на полноценный отдых, развлечения. Для того чтобы не нарушать ритм жизни учёного, семья ограничивала количество гостей в доме. Так, в письме графу И. И. Шувалову от 19 января 1761 года Ломоносов писал: «По разным наукам у меня столько дела, что я отказался от всех компаний; жена и дочь моя привыкли сидеть дома и не желают с комедиантами обхождения». Вместе с тем в доме Ломоносовых существовала добрая традиция приглашать хороших знакомых в гости. Например, сохранилось письмо к Я. Я. Штелину от 9 ноября 1764 года такого содержания: «Мне есть с вашим высокородием чего поговорить, а иное и посмеяться некоторому новому Kretze-Luft-Vogelein. Покорно прошу после обеда чашку чаю выкушать, чем я весьма много одолжен буду».

Есть свидетельства того, что на балах, маскарадах Михаил Васильевич бывал вместе с женой. На одном из них Елизавета Петровна подарила ей оригинальный веер.

В доме Ломоносовых постоянно бывали ученики Михаила Васильевича — Алексей Протасов, Иван Барков. Довольно часто его посещал граф Иван Иванович Шувалов. Жена и дочь Ломоносова любили встречать его. И. И. Шувалов был моложе Ломоносова на 13 лет, но, по-европейски образованный, он хорошо понимал предназначение учёного для славы России, поэтому поддерживал начинания Ломоносова в организации Московского университета, развитии образования, науки. Первый российский академик писал: «Я сие великое училище задумал и обдумал, охлопотал, выносил его и породил; горячими слезами воспитал и жить пустил и за гробом стану о нём Бога молить…»

По воспоминаниям жившей у Ломоносовых племянницы Матрёны Евсеевны, в доме учёного всегда радовались гостям, особенно северянам. Тогда «на широком крыльце накрывался дубовый стол, и сын Севера пировал до поздней ночи с весёлыми земляками своими, приходившими из Архангельска на кораблях и привозившими ему обыкновенно в подарок мочёной морошки и сельдей. Точно такое же угощение ожидало и прочих горожан, приезжавших по первому зимнему пути в Петербург с трескою».

Много сил было потрачено Ломоносовым на открытие в Москве первого университета, который сейчас носит его имя, за право вести преподавание на русском языке.

Как капитан, он был отважный,
Открыл тогда во цвете лет,
О чем мечтал, ондолгожданный
Московский университет.
Филолог, химик и геолог,
Географ, физик, металлург,
Художник и метеоролог,
Исследователь, драматург.

М.В. Ломоносов можно по всей справедливости назвать не только первым русским физико-химиком, но и первым химико-физиком. До Ломоносова химия, в противоположность физике, многими не считалась наукой, а относилась к категории искусств. Ломоносов впервые определил химию как науку о превращении веществ. В 1748 году после ожесточенных столкновений с академическим начальством, он добивается открытия первой в России научной и учебной химической лаборатории.

Седьмого июня 1764 года дом Ломоносовых посетила императрица Екатерина. Она посмотрела мозаичные работы учёного, посвящённые Петру Великому, изобретённые им физические инструменты, наблюдала физические и химические опыты, пообедала с семьёй учёного. После этого императрица пригласила Ломоносовых к себе в гости: «Завтра приезжайте ко мне откушать хлеба-соли, щи у меня будут такие же горячие, какими потчевала нас ваша хозяйка».

Свыше 17 лет своей жизни Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклоделия. Он раскрыл секреты изготовления непрозрачных окрашенных стекол (смальты). На специально построенной фабрике им была выполнена мозаичная картина «Полтавская баталия». Картина состояла из нескольких тысяч цветных стекол и имела размер 42 м2. Она предназначалась для украшения стены Успенского собора. Вскоре после смерти Ломоносова при неизвестных обстоятельствах картина исчезла бесследно. Спустя 150 лет она была обнаружена в подвалах Академии наук в разрубленном виде. Картина восстановлена.

Два последних года жизни Михаил Васильевич сильно болел. 4 апреля 1765 года перестало биться сердце великого ученого и патриота России.

Любил Россию безгранично
И за народ переживал.
Все достижения в науке
Всегда народу посвящал.
Россию на весь свет прославил,
В науку вклад огромный внес
И след в истории оставил
России сын великоросс!

Ему было всего 54 года. В последний путь в Александро-Невскую лавру его провожала многотысячная толпа жителей Петербурга. Именем Ломоносова названы горный подводный хребет в Северном Ледовитом океане, кратер на Луне, минерал и одна из планет.

И Московский государственный университет, расположенный рядом с его памятником в. Москве.

Сейчас вы прочтете вдохновенные строки «Оды на день вошествия на всероссийский престол ее государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

О, вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих.

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

В домашних трудностях утеха,

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде

Среди народов и в пустыни,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Если вы хотите проявить свои знания о великом учёном, то вам — викторина «Знаете ли вы Ломоносова?».

Заслуги Ломоносова

•         Любимая наука Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон;

•         Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния;

•         Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп;

•         Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера;

•         Он первый в мире географ-полярник;

•         Занимался историей древних славян, историей изготовления фарфора;

•         А сколько он сделал для совершенствования русского языка!

•         Сочинял стихи;

•         Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины («Портрет Петра I», «Полтавская битва»);

•         Открыл первый российский университет в Москве.

О биографии великого учёного можно посмотреть здесь.

А посмотреть мультфильм о великом учёном — здесь.

Его слова звучат доныне

Как мудрый молодым завет.

Они важны для нас сегодня,

Хоть минуло немало лет.

И к нам он тоже обращался

Через года, через века…

Делами, знаньями в науках

Прославим память земляка!

А в библиотеке вас ждёт множество книг о великом учёном. Приглашаем вас!

Мероприятие подготовила заведующая детской библиотекой имени В.В. Маяковского Буза Светлана Ивановна.