Краеведческое литературное онлайн-путешествие «Под частыми звёздами»

10 июня – 90 лет со дня рождения писательницы, журналиста Натальи Алексеевны Сухановой (1931-2016).

Наталья Суханова родилась 10 июня 1931 г. в г. Томске. В 1939 г. семья переехала в г. Железноводск Ставропольского края.

По окончании в 1952 г. Московского юридического института Н. Суханова работала в Калининской области нотариусом, потом была избрана первым секретарём райкома комсомола. В дальнейшем работала экскурсоводом в Пятигорске, журналистом в кабардино-балкарском городе Тырныаузе, секретарём-машинисткой в Таганрогском радиотехническом институте.

Склонность к литературному творчеству проявилась у Натальи Сухановой в юности, но печататься она начала в 1961 г. — в журнале «Молодая гвардия» были опубликованы её рассказы «Иванькинская певица» и «Эстафета». Затем в журнале «Дон» появилась первая повесть Н. Сухановой, изданная в Ростове в 1966 г.

Свои силы Н. Суханова успешно пробовала и в фантастике («Ошибка размером в столетие», «Учитесь видеть сны»), но наиболее полно её дарование проявилось в реалистических книгах рассказов и повестей «Когда становятся короче дни», «Острый серп луны, «Под частыми звёздами», «От всякого древа», «Кадриль», «Весеннее солнце зимы», «Зал ожидания» и других. В них житейская наблюдательность, мастерство бытовой детали сочетаются с философской глубиной, чёткостью психологического рисунка, богатством речевых средств изображения.

В 1967 г. Н.А. Суханова была принята в Союз писателей СССР как прозаик. С 1991 г. состояла в Союзе российских писателей.

Творчество

Занимательной познавательностью отличаются книги Н. Сухановой для детей и юношества «В пещерах мурозавра», «Многоэтажная планета», «Подкидыш», «Сказка о Юппи».

Первая фантастическая повесть для детей вышла под названием «В пещерах мурозавра». В ней рассказывается о мальчике Фимке, увлеченном изысканиями в области муравьиной жизни. Он решил пробраться в муравейник, чтобы подтвердить свои научные предположения, и попал-таки туда с помощью придуманных им «уменьшительных» таблеток. Это книга и о его взрослых и юных друзьях, не бросивших мальчика в беде и последовавших за ним в полное опасных приключений путешествие по муравейнику: о милицейском следователе Людвиге Ивановиче, Матильде Васильевне и ее внучке Анюне, «как звала ее бабушка», или Нюне, «как звали все остальные», и старушке по фамилии Тихая.

Когда Людвигу Ивановичу удалось узнать, как и куда исчез Фима, он вместе с Нюней и другими Фимкиными соседями по квартире отправляется по его следам. Опасное путешествие завершается благополучно, догадки Людвига Ивановича подтверждаются: Фимка действительно искал феромоны – вещества, которые выделяют муравьи. Эти вещества – их запах, их вкус – можно было назвать беззвучной муравьиной речью, если бы это хоть сколько-нибудь походило на речь…

А феромоны ему нужны для того, чтобы научиться управлять муравьями, а потом и другими насекомыми.

Наталья Алексеевна с такой теплотой и выразительностью описала своих героев, что их легко представить. А по тому, как они говорят, их невозможно спутать. Манерно-«благородно» выражается Матильда Васильевна, называя дядю Люду «Людовиком», и постоянно путая слова («Подлый таран! Или, вернее, тиран!»), грубовато приземлена речь старушки Тихой: «Человек из еды живеть!» или «Для твоих дурных костей, можеть, и невысоко, а мои старые уже поумнели сигать туды-сюды!» (и, конечно, для нее дядя Люда не Людовик, а Лютик Иванович)

В повести «В пещерах мурозавра» можно почерпнуть массу интересных сведений – о зверях, насекомых, растениях, об особенностях нашего мира. Но научные сведения служат в этой повести материалом, позволяющим выявить интересные человеческие характеры, а приключения, как им и положено, раскрывают доброе начало в героях. В трудном путешествии люди заботятся друг о друге, помогают друг другу, проявляя при этом самые лучшие свои качества.

В повести «Многоэтажная планета» действуют те же герои, что и в повести «В пещерах мурозавра»: Аня, бабушка Тихая и Матильда Васильевна. Они вместе с группой ученых летят к неведомой планете Флюидус изучать новые формы жизни, природные условия которой, «по мнению ученых, больше напоминали тот невероятный мир, в котором живут насекомые». Те невероятные приключения, которые они пережили несколько лет назад, не только дали ученым ключ ко многим загадкам удивительного мира насекомых. Это путешествие, этот мир повлиял и на их организм, постепенно усилив необычные способности: у Анюни – видеть в темноте, у бабушки Тихой – различать по запахам материал и форму любого предмета, у Матильды Васильевны – переносить космические перегрузки.

С их помощью и одного из организаторов полета – Фимки, который сам так и не смог полететь, ученые экипажа пытаются разгадать секреты удивительной планеты. На пути к планете Аня, вслушиваясь в споры и рассуждения ученых, размышляет о взаимосвязях в природе, о жизни и смерти, о возможностях физического возрождения и бессмертии, о терпимости и любви. Мы замечаем грусть неразделенной любви Ани к оставшемуся на Земле Фимке, мы понимаем, что ворчливая старуха Тихая на самом деле добрый и отзывчивый человек, образец здравого смысла; жеманная, церемонная Матильда воплощает в себе такт и деликатность, вечную женственность. Ей выпадает особая роль в повести: она умирает, чтобы возродиться во Флюидосовском дереве в облике юной Матильды, одновременно земной и инопланетянки. Юная Матильда стала своего рода связной между землянами и обитателями планеты Флюидус, существами иной природы. Так писательница мягко предлагает вариант контакта с инопланетной цивилизацией.

     Повесть «Многоэтажная планета» согрета и пронизана чувством привязанности людей друг к другу, готовностью понять и полюбить все доброе вне Земли, наделить теплом своей души инопланетян.

О том, как появился герой Юппи из «Сказки о Юппи», Наталья Алексеевна рассказала на одной из встреч с читателями:

     «Я очень люблю животных, люблю читать о них. Но мне всегда было за них страшно, ведь они так доверяют людям, а те порой очень жестоко с ними обращаются. И я подумала: а если бы животные говорили, что о нас, людях, они думают, какими мы им кажемся? Так и возник зверек, который умел думать и разговаривать — Юппи».

Юппи – необыкновенный зверек, с пушистым разноцветным, как радуга, хвостом, пытается постичь важные истины: кто я, откуда ? зачем, ради чего я живу на Земле? «Юппи чувствовал, что если очень-очень подумать, если собрать все, что в нем есть, вместе, то, наверное, можно и без подсказки понять, для чего он. Глаза, нос, уши… А все, все это вместе – для чего? И вдруг Юппи догадался: все вместе – это радость жить!»

От носорога он узнает о том, что умные люди придумали Красную книгу, в которую они записывают животных, которых уже мало осталось. Юппи решает разыскать Красную книгу, чтобы узнать, нет ли там записей о нем и о его родных.

Отправившись на поиски, он встречается с разными животными, насекомыми и у каждого есть своя история, которую Юппи старается запомнить и сохранить для Красной книги. Разные люди встречаются ему на пути – добрые и умные (Эрик, Папа, девочка), умные, но не очень добрые (Умный Человек) и недобрые (собачники, охотники).

Умный и добрый Папа объясняет своему сыну Эрику и Юппи:

    — Вся Земля – один дом, а все живое на ней – одно огромное ветвистое дерево. Уникальное, единственное во Вселенной, такое, как оно есть. И надо быть очень знающими и умными, разумными существами, чтобы оборвать сухие листья, обрезать сухую ветку, но не повредить коры или корней, чтобы не погубить все дерево. Увы, не всегда еще люди достаточно умны. Вот почему придумана Красная книга. Когда же человек поймет, что Земля – единый родной дом, Красная книга уже не понадобится!

Но раскрыть тайну происхождения Юппи писательница доверяет только ребенку – мальчику Эрику. Ему и Юппи стали сниться одинаковые сны о чудесной планете, где жили юппиты, существа, похожие на Юппи. Даже умный Папа не верил в то, что скоро прилетит корабль из Юппитии, он считал все это безудержной фантазией своего сына и Юппи. И однажды возле города, где жили теперь Юппи, Эрик и Папа, приземлился инопланетный корабль из которого вышли юппиты, стоящие на задних лапах, а в передних – черных, кожистых – держали какие-то цветастые свитки. Их мысли отражали их разноцветные хвосты.

Что творилось в тот день на Земле! В экстренных выпусках газет пестрели заголовки: «Прилет инопланетян!», «Среди нас долгие годы жил инопланетянин Юппи – наш брат по разуму!» А Юппи с грустью думал:

    — Неужели нужно быть инопланетянином, чтобы тебя назвали братом по разуму? Разве те, что живут на Земле бок о бок с людьми менее прекрасны, чем пришельцы? Молчаливые царственные жирафы, мудрые слоны, веселые дельфины и градостроители осьминоги, замечательные каждый по-своему, — разве они не братья людям?

Прочитана последняя строчка сказки о Юппи, но так и не разгаданы до конца тайны маленького пришельца. Именно эти тайны способны вызвать юного читателя на самые серьезные размышления о том, какими нам быть, чтобы вся Земля стала одной прекрасной Красной книгой!

Предлагаем собрать пазл «КРАСНАЯ КНИГА»

Писательница плодотворно сотрудничала с журналом «Ковчег», в котором напечатаны её повести «Зелёное яблоко», «Трансфинит. Человек трансфинитный», «Студентка», «Озерища».

Н.А. Суханова была одним из организаторов Союза российских писателей, входила в его оргкомитет, затем — в координационный совет СРП.

Жила в Ростове-на-Дону.

Скончалась 13 июня 2016 г.

Основные публикации

Соседи. Повесть. Ростов-на-Дону, Ростиздат, 1966.

Когда становятся короче дни. Повесть. М., изд-во «Молодая гвардия», 1971.

Острый серп луны. Ростов-на-Дону, Ростиздат, 1974.

Кадриль, М., изд-во «Современник», 1976.

Под частыми звёздами. Ростов-на-Дону, Ростиздат, 1977.

В пещерах мурозавра. Ростов-на-Дону, Ростиздат, 1981.

Многоэтажная планета. Ростов-на-Дону, Ростиздат, 1982.

От всякого древа. М., изд-во «Советская Россия», 1984.

Под частыми звёздами. Ростов-на-Дону, Ростиздат, 1985.

Подкидыш. Ростов-на-Дону, Ростиздат, 1989.

Зал ожидания. М., изд-во «Современник», 1990.

Сказка о Юппи. Ростов-на-Дону, ПИК «А», 1991.

Зелёное яблоко. Ростов-на-Дону, изд-во «Старые русские», 2006

«Иногда, а с возрастом, когда читать удается все меньше и меньше, охватывает горькое бессилие и отчаяние, что необъятного не обоймешь. Читая периодику, текучку, безграмотные рукописи настырных графоманов и — в „обязательном чтении“ — очень грамотных направителей культуры, пропускаешь истинно талантливое, серьёзное, близкое по духу и по работе в текущей литературе. У Натальи Сухановой десять книг, а я вот впервые читал ее, и читал с большим интересом, а порой и с наслаждением, особенно рассказы…Давно не читал ничего подобного»Виктор Астафьев.

В своих книгах Наталья Алексеевна Суханова стремится научить ребят видеть красоту природы, любить ее. Это видение, по ее мнению, есть первая ступень в понимании человеком окружающего мира, первый шаг к осознанию своей причастности, наконец, своей ответственности за все, что есть на земле. Писательница учит юных читателей любить прекрасное и удивительное не только в сказке, но и в нашей повседневной жизни.

Приглашаем вас, ребята, в нашу детскую библиотеку за интересными книгами.

Мероприятие подготовила ведущий библиотекарь Чекулаева Виктория Владимировна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *