Литературная онлайн-книжная полка «Мастер приключений»

13 ноября исполняется 170 лет со дня рождения английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона, автора приключенческих романов.

Добрый день, уважаемые читатели!

    Сегодня мы поговорим о творчестве Роберта Льюиса Стивенсона — классика британской и мировой приключенческой литературы, которому 13 ноября исполнилось бы 170 лет. Стивенсон — один из самых лучших, имя его обычно называется сразу вслед за именем Александра Дюма, мушекетерская трилогия которого для британского классика была настольной книгой.

    К разочарованию своих родных, он не продолжил семейную традицию и не сделался строителем маяков, как его отец и дед. Но вряд ли впоследствии кто-нибудь сожалел об этом. Он стал автором любимого всеми романа «Остров сокровищ» (1883 г.), первым поэтом, писавшим специально для детей. Он прожил яркую, хоть и короткую жизнь, которая сама похожа на приключенческий роман.

   Один из  авторов  биографии Стивенсона, замечательный британский писатель Ричард Олдингтон, озаглавил ее «Портрет бунтаря» — и это абсолютно точно.

     Всю свою недолгую жизнь Роберт Льюис бунтовал: против религии, в которой воспитывался, против семьи, желавшей видеть его продолжателем дела деда и отца, а именно инженером и строителем маяков, против замшелых провинциальных нравов, не считавших литературу серьезным и достойным порядочного человека занятием, против викторианских литературных правил, против норм викторианской морали, не желавшей считаться с тем, что любовь важнее правил общественного приличия, не признающего возможным брак юного шотландца и старшей его на десять лет замужней американки с детьми, наконец, против тяжелой болезни, резко ограничившей физические возможности Стивенсона с ранней юности до конца жизни.

    Биография этого человека — действительно, биография бунтаря, но в еще большей мере — биография борца за собственное «Я» в жизни, любви, искусстве, судьбе. И этот болезненный, хрупкий, нескладный, некрасивый провинциал из дикой горной страны победил предначертанную ему судьбу во всех схватках, даже и в самой последней, казалось бы, заранее обреченной на проигрыш, схватке — со смертью. Мгновенно убитый инсультом прямо за обеденным столом в кругу семьи, 44-летний писатель продолжает жить и сегодня. Его лучшие романы, повести и рассказы бесконечно переиздаются на всех основных языках, вновь и вновь к ним обращаются кинематограф и телевидение. Так, только в нашей стране «Остров сокровищ» имеет несколько экранных версий, лучшая из которых, весьма вольная, была снята еще в 1937 году.

    Итак, желающие подробно познакомиться с биографией болезненного человека, несгибаемого борца и упрямца, непременно должны прочитать книгу Ричарда Олдингтона, а также послесловие к ней, написанное одним из лучших специалистов по британской литературе XIX века Дмитрием Урновым.

     Роберт Льюис Стивенсон родился  13 ноября 1850 г.  в Эдинбурге, столице Шотландии. С детских лет его мучили болезни, он почти не ходил в школу и не играл со сверстниками. Однако лёжа в постели в окружении игрушек, он никогда не испытывал скуки, потому что умел фантазировать. Любимая няня читала ему вслух и рассказывала сказки. Именно ей он посвятит первую в истории литературы книгу стихов, адресованных детям. Начинается эта книга словами: «Владея богатством всей земли, должны мы быть счастливы, как короли». Написана она была по-новому. Автор не учил читателей вести себя хорошо и слушаться маму, а изображал мир ребёнка прекрасным и загадочным.

    Но начал Стивенсон с прозы. В пятнадцать лет он написал и издал очерк о восстании шотландцев против англичан «Пентландское восстание. Страница истории, 1666».    Любовь к словам кружила ему голову, он готов был посвятить жизнь литературе, но пришлось уступить отцу и поступить в Эдинбургский университет на отделение права. Окончив университет, Стивенсон отдаётся любимому делу с новой страстью, пробует силы как в поэзии, так и в прозе, внимательно изучает произведения английских классиков.

    Болезнь гонит его в тёплые края. Он путешествует с другом по югу Франции, где пишет серии очерков: «Путешествие внутрь страны» (1878 г.) и «Странствия с осликом по Севеннам» (1879 г.). Читатель сразу почувствовал в авторе умного и наблюдательного человека, который мог занимательно и с юмором рассказывать даже о пустяках.

Книги  эти, легкие, остроумные, рассказывающие обо всем на свете, но пуще всего о самом Стивенсоне в молодости, то есть о его восприятии окружающей жизни — людях, ландшафте, архитектуре, погоде и пр.. Помимо того,  что они  написаны талантливо и увлекательно, они еще положили начало большому и плодотворному направлению  литературы, наиболее значительным автором которого стал Джером Клапка Джером, автор классической юмористической повести  «Трое в лодке, не считая собаки».

    Во Франции Стивенсон встретил американку Фанни Осборн, вдову, мать двоих детей. Не в силах забыть её в разлуке, он тайно покидает дом и едет к ней в далёкую Калифорнию, едва не погибнув по дороге. Поженившись, они живут бедно, но в лирических стихах, написанных Стивенсоном в то время, их скромное жилище преображается в прекрасный дворец, возникший из лесной зелени и морской голубизны, наполненный птичьим пением. Впоследствии это стихотворение вошло в сокровищницу английской поэзии как редкий пример выражения счастливой любви.

    Умение быть счастливым при любых обстоятельствах Стивенсон сохранил на всю жизнь. Особенно оно пригодилось в борьбе с его злейшим врагом — туберкулёзом. В поисках подходящего для здоровья климата ему пришлось много путешествовать. Писатель лечился в зимнем санатории в штате Нью-Йорк, плавал на яхте по Тихому океану, но все эти годы не переставал работать. Когда врачи запретили ему двигаться, он диктовал произведения жене.

    Творчество Стивенсона относят к неоромантизму, художественному течению, возникшему на рубеже XIX—XX вв.

     К художественной литературе, молодой Стивенсон подступил сначала рассказами, а затем небольшими повестями. Самый ранний из его историко-приключенческих рассказов называется «Ночлег Франсуа Вийона».

И, можно сказать, что приключений там никаких нет, а есть лишь одно убийство и мрачный колорит, на котором, как бы при резко контрастном свете факела в туманной зимней ночи, ярко высвечена фигура величайшего поэта позднего французского средневековья, а по совместительству убийцы и вора Франсуа Вийона. Вот уж воистину фигура, содержащая в себе в неразрывном сплетении и добро и зло! Ведь, в сущности, пьяница, гуляка, головорез — а какой поэт! Вот и попробуйте разобраться, где здесь зло, где добро, и восхищаться нам с вами гениальными стихами и мужеством этого сорви-головы, или негодовать, как негодовали окружающие его самодовольные буржуа и почтенные дворяне.

    На чью сторону встать? Что выбрать? Как жить? Странствуя по морям и океанам или от юности до старости, возделывая собственный крохотный садик, как герой рассказа «Вилли с мельницы», в чем-то похожий на гончаровского Илью Ильича Обломова,      Когда-то, еще в детстве, заезжий странник убедил Вилли, что стремиться куда-то бессмысленно – везде одно и то же. Лучше любоваться своей мечтой издали, не сходя с места. Так, по такому принципу, и построил Вилли всю свою дальнейшую жизнь…«Вилли с мельницы» — даже не рассказ, а подлинная притча, философская и лирическая, истинный шедевр, завершающий ранний этап творчества великого бунтаря.

    Принц Флоризель — персонаж двух циклов рассказов из сборника «Новые тысяча и одна ночь» (1882 г.): «Клуб самоубийц» и «Алмаз Раджи».

      На первый взгляд это идеальный романтический герой. Детектив-любитель, он бескорыстно борется с преступниками, защищая невинных жертв и прекрасных дам. Флоризель избавляет общество от Алмаза Раджи как от источника зла и преступлений, но ему не справиться с неумолимым ходом истории: принц лишается трона и отечества и занимается тем, что «держит на Руперт-стрит сигарную лавочку, часто посещаемую и другими политическими эмигрантами». Благодаря Стивенсону рассказ превратился в весьма уважаемый жанр, хотя ранее критики не относились к нему всерьёз.

    Все эти семь рассказов, объединенных одним героем, богемским принцем Флоризелем, были экранизированы отечественным телевидением в 70-е годы. Главную роль сыграл Олег Даль, фильм имел огромный успех.

    Смотрите кадры из кинофильма «Приключение принца Флоризеля» (реж. Е Татарский, 1979 г.)

    Прочитав в переводе на французский роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Стивенсон пишет собственный мрачноватый, пограничный с ужастиком, но тоже ироничный отклик — рассказ «Маркхейм», вполне качественный, однако с оригиналом соперничества не выдерживающий. Тем не менее, знаменателен сам факт интереса молодого шотландского писателя к одному из лучших романов русского писателя, задолго до того, как к Достоевскому пришла мировая слава.

От иронических детективов в поисках наиболее интересного для себя жанра Стивенсон переходит сначала к мрачным приключенческим историям, лучшие среди которых — небольшие повести «Веселые Молодцы» и «Дом на дюнах».

     В «Веселых Молодцах» герой-студент во время каникул возвращается из города на дикий шотландский берег, где живет его пожилой родственник с юной дочерью. Герой и девушка знакомы с детства и друг другу симпатизируют.

     Крушение кораблей испанской Золотой Армады у Шотландских берегов порождает массу слухов и суеверий. По приглашению своего дяди, Гордона Дарнеуэя, молодой Чарльз посещает эти места и, сквозь рев бурунов, прозванных Веселыми молодцами, пытается раскрыть тайну кораблей «Христос-Анна» и «Эспирито Санто», чтобы обеспечить будущее себе и своей возлюбленной.

    Одна из лучших вещей Стивенсона — повесть «Дом на дюнах», тоже, на первый взгляд, о любви, а на самом деле — о соперничестве двух мужчин, отшельников и едва ли не мизантропов.

    Цель и смысл их жизни — именно соперничество, девушка же, в которую они вроде бы влюблены, скорее приз, нежели цель жизни. Так, по крайней мере, для одного из них. Другой, рассказчик, как вы понимаете, не может быть законченным эгоцентриком, иначе кто же будет читать его рассказ… Впрочем, не все столь уж однозначно — Стивенсон умел читать в человеческих душах, иначе не был бы писателем. Каждый из соперников, даже худший, обладает все же неким тщательно скрытым благородством. И может быть, редчайшие его проблески — и есть самый главный приз для читателя, а вовсе не хэппи-энд, без которого приключенческая история обойтись не может, просто по законам жанра.

    История создания лучшего романа Стивенсона широко известна.

     Однажды вместе со своим пасынком Ллойдом он нарисовал карту острова, скрывающего сокровища капитана Флинта; завязалась игра, а уже из неё вырос литературный шедевр — «Остров сокровищ». Действие происходит в XVIII в. Повествование ведётся от лица отважного и сообразительного мальчика Джима, участника поиска сокровищ, за которыми герои отправляются на шхуне «Испаньола». Корабль оказывается в руках пиратов, руководимых одноногим Джоном Сильвером, но Джиму удаётся узнать об их заговоре. Множество опасных приключений приходится пережить путешественникам, соревнуясь с пиратами в охоте за удачей.

     «Остров сокровищ» изначально предназначался автором вниманию подростков, иначе говоря, открывал собой подростковую и юношескую литературу, которой до Стивенсона толком не существовало нигде и никогда. Может, именно поэтому в повести не определен возраст главного героя, поступки же его свидетельствуют то о том, что перед нами мальчик лет 12-ти, то о том, что перед нами подросток, находящийся на пороге юности. То же самое, забегая вперед, можно сказать и о целом ряде других произведений классика: даже наиболее тонко проработанные психологические характеристики их героев без труда воспринимаются юным читателем, более того, именно у него вызывают и сочувствие и полное приятие. Иными словами, книги Стивенсона, в отличие от книг многих его предшественников, не перешли в разряд детского чтения с течением лет, а изначально предназначались именно детям и подросткам.

    Иллюстрации к роману Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ»

    Опасаясь за свою репутацию серьёзного писателя, Стивенсон сначала печатал роман в журнале для подростков и под псевдонимом. Неожиданный успех рассеял сомнения, и уже на отдельном издании 1883 г. стояло настоящее имя писателя. Роман принёс автору мировую славу и сразу стал классикой приключенческого жанра.

    Роман неоднократно был экранизирован.

  Смотрите кадры из кинофильма «Остров сокровищ» (реж. В. Воробьев, 1982 г.)

По этому произведению был снят и анимационный фильм.

А вы можете развлечься и сложить пазл, тем более что там изображено место действия романа.

    Ребята, а вы читали эту замечательную книгу?  Cейчас мы предлагаем вам принять участие в викторине «Остров сокровищ», которая поможет вам понять, насколько внимательны вы были.

Нужно выбрать правильный вариант ответа.

Вы можете сами посмотреть этот мультфильм.

     В такой же манере и тоже от лица мальчика написаны два других приключенческих романа — «Похищенный» (1886 г.) и «Катриона» (1893 г.).

    Действие первого происходит на фоне реальных исторических событий XVIII в. Главный герой, Дэвид Бэлфур, переносит множество лишений из-за того, что его дядя, отъявленный мерзавец, хочет отобрать по праву принадлежащее племяннику имение. Дэвида похищают и отправляют в Америку; по дороге он при необычных обстоятельствах находит верного друга. Корабль, на котором они плывут, терпит крушение, но, преодолев множество опасностей, друзья спасаются, и Дэвид в конце концов добивается восстановления своих прав.

     «Катриона» — второй роман дилогии Роберта Льюиса Стивенсона о приключениях Дэвида Бэлфура. Молодой человек, став новым владельцем поместья Шоос, решает помочь своему другу Алану покинуть Шотландию и восстановить справедливость в отношении Джеймса Стюарта, ложно обвинённого в громком политическом убийстве. Однако на пути Дэвида встаёт клан Кемпбеллов, который всеми средствами пытается помешать юноше, вступившемуся за жизнь и честь своих друзей. Но Дэвид не боится — он храбро бросается в круговорот опасных приключений, где встречает свою первую и настоящую любовь, гордую красавицу Катриону Друммонд… дочь объявленного вне закона преступника Джеймса Мора и внучку легендарного шотландского разбойника Роб-Роя из клана Макгрегоров.

Особое место в творчестве Стивенсона занимает фантастическая повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886 г.).

Доктор Джекил, добропорядочный господин, страдает от невыносимых противоречий своего характера. С помощью лабораторных опытов он создаёт двойника, воплощающего его дурные качества. Двойник начинает жить своей жизнью, совершает омерзительные поступки и не останавливается даже перед убийством. Впоследствии имена Джекил и Хайд стали нарицательными, они символизируют неразрывную связь противоречивых черт в природе человека.

    Ещё один известный  роман Стивенсона  —  «Владетель Баллантрэ».

     История непримиримой вражды, которую ведут друг с другом главные действующие лица романа братья Джеймс и Генри Дэррисдиры, на первый взгляд, стара как мир и вполне бесхитростна: эгоизму, беспринципности, жажде власти и стяжательству одного противостоят самоотверженность, благородство, чувство долга и бескорыстие другого. Однако автор книги — поклонник Достоевского и создатель «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» — заметно усложняет этот конфликт, внося противоречивые краски в психологические портреты своих героев: старший брат — артистичный авантюрист, наделенный даром располагать к себе даже своих недругов, — вследствие собственной гордыни и презрения к людям раз за разом оказывается выброшен на обочину жизни; младший — почтительный сын, заботливый муж и рачительный хозяин — под влиянием внешних обстоятельств и внутреннего надлома перерождается в угрюмого и мстительного лорда. Их многолетнее противоборство разрешается драматичным финалом на чужом континенте, в дебрях североамериканских лесов, куда один отправляется, чтобы забрать припрятанные когда-то сокровища, а другой — чтобы забрать его жизнь…

      Роберт Льюис был еще и  поэтом. Свидетельством тому давно и прочно популярная в нашей стране, отменно переведенная Самуилом Маршаком баллада «Вересковый мед».

    Помимо нее составители включили в собрание сочинений балладу «Рождество в море» в переводе Андрея Сергеева и стихотворения из двух сборников, среди которых наиболее интересные лирические миниатюры из книжки «Детский цветник стихов».

    Кому адресован «Детский цветник стихов»? Одно из посвящений Стивенсона буквально переводится так: «Любому, кто меня читает». И взрослый, и ребёнок разделяют с автором, хотя бы в воображении, радость от плавания в бочке по морю некошеной травы или попыток обогнать собственную тень. Поэтический сборник Стивенсона прочно занял место на книжной полке во многих англоязычных семьях.

     Большую известность приобрели исторические романы Стивенсона — «Принц Отто» (1885 г.), «Чёрная стрела» (1888 г.), изданный посмертно «Сент-Ив» (1897 г.), где приключения становятся ещё занимательней благодаря причудливому переплетению экзотики прошлого с подлинными фактами и реальными личностями.

    Последние свои годы Стивенсон провёл на острове Самоа в Тихом океане. Он подружился с самоанцами, выучил их язык и даже посылал статьи об их жизни в лондонские газеты, пытаясь привлечь внимание общественности к проблемам маленького народа. Когда на Самоа назревала гражданская война, он ездил верхом от одного лагеря к другому, пытаясь склонить стороны к миру.

     Умер писатель 3 декабря 1894 г.

     После смерти писателя шестьдесят самоанцев отнесли гроб с его телом на вершину горы. На могильном камне выбито стихотворение Стивенсона «Реквием»:

Под звёздным небом, на ветру

Место последнее изберу.

Радостно жил я, легко умру

И лечь в могилу готов.

На камне могильном напишете так:

«Здесь он хотел оставить знак,

С моря вернулся, пришёл моряк,

И охотник вернулся с холмов». (Перевод И. Ивановского.)

А, сейчас, ребята, мы предлагаем вам принять участие в викторине « О Стивенсоне».

Нужно выбрать правильный вариант ответа.

    Основным вкладом в литературу Стивенсона можно назвать то, что он возродил в Англии приключенческий и исторический роман и многое сделал для развития детской и подростковой литературы.

    Ну а мы, читатели, являемся ли мы поклонниками творчества Стивенсона или нет, не будем забывать о его великом подарке всем нам и каждому из нас, об «Острове сокровищ» — книге, с которой чаще всего и начинается наш самостоятельный путь в необъятную вселенную Литературы.

А мы завершаем мероприятие и ждём вас в библиотеке!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *