Краеведческое онлайн-досье «Повелитель воздуха»

20 октября 2020 года — 100 лет со дня рождения лётчика Сергея Андреевича Долинского (1920-1993), Героя Советского Союза.

Сегодня мы отмечаем столетие со дня рождения лётчика  Героя Советского Союза Сергея Андреевича Долинского. На фронте он воевал с 1944 года. Старший лётчик 569-го авиаполка 199-й дивизии к маю 1945 года совершил 94 боевых вылета на штурмовку укреплений, живой силы и техники противника, в воздушных боях сбил 2 вражеских самолёта. С 1960 года жил и работал в городе Ростове-на-Дону.

Экспресс-информация по биографии С. А. Долинского.

 Родился  Долинский  Сергей Андреевич 20 октября 1920 года в станице Тихорецк, ныне город Краснодарского края, в семье служащего.  Окончил 7 классов.  Работал электротехником теплоцентрали. Был призван в армию в 1940 году Тихорецким райвоенкоматом. Окончил в 1942 году Воронежскую школу младших авиаспециалистов, в 1944 году – Чкаловскую военную авиационную школу пилотов.            В действующей армии – с июня 1944 года.  

Воевал на 1-м и 2-м Белорусском фронтах в составе  569-го штурмового авиационного полка 199-й штурмовой авиационной дивизии.

           

С 24 июня  по 6 августа  1944 года в составе 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта участвовал в Белорусской стратегической наступательной операции – Бобруйской наступательной операции (24 – 29 июня), а затем наступлении на барановичско-брестском направлении, в том числе освобождении города Слоним Гродненской области, за что его дивизия получила наименование Слонимской.
С 6 августа 1944 года до конца войны сражался в составе 4-й воздушной армии на 2-м Белорусском фронте.

Кстати, вы можете сами посмотреть на военные самолёты, сложив пазл.

Участвовал в Осовецкой наступательной операции (6 -14 августа 1944 года) и освобождении города-крепости  Осовец на территории Польши (за что его полк получил наименование Осовецкого), в наступлении на остроленковском направлении и освобождении города Остроленка.

             С 14 по 26 января участвовал в Млавско-Эльбингской наступательной операции – составной части Восточно-Прусской наступательной операции, в том числе освобождении польских городов  Плоньск,  Дойч-Айлау (Илава), Остероде (Оструда). За  эту операцию 569-й штурмовой авиационный полк был награжден орденом Красного Знамени.

             С 10 февраля по 4 апреля 1944 года участвовал в Восточно-Померанской стратегической наступательной операции – уничтожении гдынско-данцигской группировки противника и взятии городов Гдыня и Данциг (Гданьск).

             С 16 апреля по 8 мая участвовал в Берлинской стратегической операции, в ходе которой 4-я воздушная армия содействовала наземным войскам в разгроме штеттинской группировки противника.  569-й штурмовой авиационный полк  штурмовал укрепления, артиллерийские позиции, скопления войск и техники в городах  Штеттин, Гарц, Пенкун, Казеков, Шведт, на острове Рюген, корабли и суда противника в Балтийском море, за что в июне 1945 года был награжден орденом Суворова 2-й степени.

             К  концу войны совершил 94 успешных боевых вылета, в которых уничтожил  4 танка, 4 самоходных орудия, 103 автомашины, 6 паровозов, до 80 железнодорожных вагонов, сбил в воздушных боях 2 истребителя противника, взорвал  8 складов с боеприпасами и горючим, потопил 2 самоходных баржи, подавил огонь  46 артиллерийских батарей, истребил свыше 300 солдат и офицеров противника.

            Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Долинскому Сергею Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

            После войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах Советской Армии. С 1960 года подполковник С. А. Долинский – в запасе. Жил и работал в Ростове-на-Дону.

            Полковник запаса Сергей Андреевич Долинский скончался 11 августа 1993 года.

            С. А. Долинский награжден  орденами  Ленина (18.08.1945), Красного Знамени (18.04.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (30.04.1945; 11.03.1985), 2 орденами  Красной Звезды (18.07.1944; …), медалями.

Немного экскурса в историю ВОВ.

          Ещё в детстве цыганка нагадала маленькому мальчику,  что он будет удачливым. И только после войны, став взрослым мужчиной Серёжа вспомнил слова гадалки: « Ведь я, летчик – штурмовик, прошёл всю войну и при этом ни разу не был ранен или контужен».

         Сегодня их подняли по боевой тревоге. Они получили задание — вылететь и уничтожить немецкие части, которые начали отступать после того, как Советское командование начало 10 февраля 1945 года широкомасштабную Восточно-Померанскую операцию, целью которой было уничтожение немецкой группы армий «Висла». Ее руководитель — Генрих Гиммлер планировал сорвать наступление советских войск на Берлин, до которого советским войскам нужно было пройти всего лишь 60 километров.

          Но планам Гиммлера не суждено было сбыться, несмотря на то, что в Восточной Померании были собраны значительные силы, в том числе, на аэродромах находилось около 300 самолетов разных модификаций — за штурвалами которых сидели опытнейшие пилоты.

         Сегодня, 16 февраля 1945 года штурмовики четвертой воздушной армии должны нанести бомбовый удар по отступающим частям Вермахта. Война шла на территории Германии и до ее окончания было еще много дней и много жизней еще лишит она, но каждый из летчиков знал, что победа обязательно будет.
         Летал Долинский на самолете-штурмовике Ил-2, прозванным «летающим танком», бронекорпус которого не был спасением от огня немецких зениток, но надежно защищал от пуль летчика и двигатель. И как только не называли немцы штурмовик Ил-2: «мясник», «мясорубка», «железный Густав», «чума», «черная смерть».

         При подлете к месту выполнения боевого задания, группу советских штурмовиков атаковали превосходящие силы противника — 27 «Фокке-Вульф FW-190» и «Мессершмитт-109». Немцы хвастливо называли «Фокке-Вульфы» душителями, убийцами (Würger нем.). Начался неравный бой. Два немецких истребителя «МЕ-109» атаковали ведущего группы. «Товарищ Долинский, пренебрегая опасностью для жизни, с короткой дистанции огнем пушек и пулеметов сбил один «МЕ-109», который перевернулся и врезался в землю. Стрелок товарища Долинского сбил еще двух истребителей противника.

         Самолет  Сергея Долинского был подбит и загорелся. Долинский развернулся с курсом 90 градусов, на горящем самолете перетянул за линию фронта и произвел посадку на своей территории», — рассказывается в наградном листе летчика.  Подобных случаев в истории военной авиации, когда штурмовик сражается против немецких истребителей и уничтожает их — немного потому, что маневренность истребителей превосходит по своим характеристикам самолеты штурмовой авиации. Но русские летчики даже на неповоротливых штурмовиках побеждали врага и возвращались живыми в свои части. Вернуться живым в этом раз повезло и Сергею Долинскому. Он летел на поврежденном самолете и с каждой секундой понимал, что шансов дотянуть до расположения своего полка у него очень мало.

          В 1944 году он успешно оканчивает Чкаловскую авиационную школу пилотов, сразу же его направляют на боевые вылеты в состав четвертой воздушной армии.
С июня 1944 года он наконец начинает совершать боевые вылеты, уничтожая немецкие железнодорожные составы, автомашины, склады с горючим и боеприпасами, артиллерийские батареи. И при всем этом, как следует из наградного листа, Долинский не имеет ни одного ранения или контузии.
         Сергей Долинский уничтожает противника в каждом из полетов. Так, в полетной книжке указывается три даты, когда совершались вылеты — 24, 27, 29 июня 1944 года. В районе Бобруйска под сильным огнем немецких зениток Сергей Долинский трижды заходит своим самолетом над вражескими позициями и уничтожает шесть автомашин, роту солдат и бензоцистерну огнем из двух пушек «ВЯ» калибра 23 мм. Также на вооружении у штурмовика Ил-2 были два пулемета ШКАС(крыльевые), пушка ШВАК, авиабомбы, реактивные снаряды РС-82 или РС-132.
         А 27 июня 1944 года он буквально летел на зенитную батарею противника, но огонь немецких зенитных пушек Flak-30 и Flak-38 не смог его настигнуть — Долинский сам настиг зенитку и уничтожил ее. Сделал еще один заход — под прицельным огнем погибли восемь немецких автомашин. В это время на помощь фашистам подоспели два «Мессершмитт-109», но они не смогли помочь ни немецким войскам на земле, ни себе в воздухе. Летчик умело отразил атаку одного из мессеров, а вторым занялись его товарищи.
         И снова, через день следует приказ о боевом вылете — 28 июня 1944 года Долинский умелым заходом уничтожает четыре автомашины, следующие впереди немецкой автоколонны — создается пробка, вся боевая техника противника была уничтожена советскими самолетами.
         Война шла на территории Германии, что придавало ощущение приближения победы.                Впрочем, задания выпадали опасными и сложными. И в каждом бою ему грозила смерть. «Тов. Долинский молодой летчик, своими отважными и умелыми действиями над целью приобрел заслуженную славу у летчиков. Летает отлично с большим желанием и рвением идет в бой. Боевую технику знает , и в совершенстве владеет ею над полем боя», — говориться в наградных документах.

За неделю до окончания Великой Отечественной войны, 3 мая 1945 года Сергей Андреевич совершает свой последний боевой вылет, в котором он уничтожил самоходную баржу противника, вторую потопили его товарищи, которые летели в составе группы Долинского.
Практически в каждом боевом вылете Долинскому сопутствует большая удача. Потому, что лететь и уничтожать зенитные батареи и при этом уцелеть — в данном случае нужна не только высокопрофесиональная подготовка, но и удача, которая, как говориться, приходит к сильнейшим.

            Счастливые совпадения прослеживались даже в наградных документах.
Например, согласно приказа по 4-ой воздушной армии от 18 апреля 1945 года «О награждении личного состава» Сергей Андреевич Долинский был награжден орденом Красной Звезды «за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество». Удивительно, что приказ был подписан 18 мая, а в списке награжденных имя младшего лейтенанта Долинского стоит под 18-ым номером.

            В приказах можно еще обнаружить примеры счастливого совпадения. Так, приказ о присвоении звания Героя Советского Союза Долинскому был подписан 8 мая 1945 года, а 9 мая приказ был утвержден командиром 199-ой штурмовой авиационной Краснознаменной дивизии А. В. Виноградовым. В приказе перечисляются все боевые вылеты и обстоятельства уничтожения противника. Всего Сергей Андреевич совершил 94 боевых вылета.
            Имя Сергея Андреевича Долинского навеки вписано сегодня в историю Великой Отечественной войны.

Вы познакомились с непростой биографией лётчика Долинского С.А., нашего земляка.

А вспомнить о военных подвигах времен Великой Отечественной войны вы сможете в виртуальных викторинах.

Викторина “Герои Великой Отечественной войны”

Викторина «Великая отечественная война»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *